itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Последний

В глухом украинском полесье доживают свой век несколько сот старообрядцев-"раскольников"

Религия 
0
187
Время на чтение 5 минут
Их предки были гонимы в эти некогда отшельнические, непроходимые леса "тишайшим" царем Алексеем Михайловичем и царицей-регентшей Софьей. А позже - Петром I, при котором не принимавшие церковных реформ люди доходили до самоубийства до актов самосож­жения. Досталось им и в советское время...
"Пить и курить - грех!"
У Курдюмова-старшего борода роскошная - лопатой, густая и черная. Во время нашей беседы Анатолий Родионович частенько ее поглаживал. Чувствовалось, к ней не равнодушен, более того - гордится. Голубые проницательные глаза искали одобрительной реакции. И секрет весьма уважаемого в Радуле 74-летнего крепкого старика таился, как выяснилось, в глубинах старообрядческих канонов. "Борода есть - человек в чине".
- Если я помру, - пояснял мне Родионович, капитан в отставке и бывший военрук в школе, - то меня будут отпевать персонально, как раба Божьего Анатолия. А вот если бы у меня не было бороды, то отпевание велось бы вообще, за упокой души всех усопших, имя мое не упоминалось бы. Такая обезличка мне не нужна.
- Коль заговорили о смерти, то нельзя ли пояснить, чем отличается обряд захоронения староверов от похорон православных?
- Первое - гроб у нас не обивается и не красится. Второе - мы не хороним в мирской одежде. Облачение покойника - по старому, древнему обычаю: его одевают в саван из белой ткани, который шьется руками, пеленают в такую же белую материю. На поминках никакой выпивки. Только обедний суп - из лука, с рыбой или грибами. На второе- каша рисовая или гречневая - постные или скоромные, и "узвар" (компот) с булочкой. О водке и речи быть не может! Курение, матерные слова - тоже великий грех.
- Но у вас, Родионович, я вот вижу, усы прикоптились. Покуриваете, небось?
- Всего пачку сигарет на два дня. Раньше, когда работал в диких стройбригадах, полторы в день выкуривал. Но молюсь усердно, прошу у Бога прощения.
Ни от дедушки, ни от отца своего Курдюмов ни разу не слышал ругательных выражений. Грех. И сынов своих, "живущих за границей"- в российский Клинцах, - тому же поучает. В так называемые "Дни поминания родителей" старообрядцы категорически отвергают застолья на могилах - с щедрой выпивкой и закуской.
- Это язычество - оставлять на могилах конфеты, яйца, печенье, рюмку с водкой, - кротко включается в разговор Мария Наумовна, супруга Родионовича. - Кладбище - священное место, где недопустимы чревоугодие и пьянка.
Супруги Курдюмовы говорят не торопясь и с достоинством, но уважительно к собеседнику. При произношении частенько слышится русское оканье: "могилки", "могем". Дело в том, что 80 процентов населения в здешних местах - дальние-дальние родственники "комаринских мужиков", жителей некогда Комаринской волости (нынешний стык Сумской, Курской и Белгородской областей). Батюшек не признают. Считают себя беспоповцами, а службу у них ведут в основном женщины, знающие молитвы. Иногда - мужчины "без вредных привычек". Ритуал захоронения покойника совершают только они. Женщине нельзя. Но так как своих мужиков без вредных привычек в поселке почти нет, а все больше - искушаемых водкой и сигаретами, то приглашают по такому случаю старовера-"уставщика" из соседней Гомельской области.
Там, за Днепром, у радульцев много родственников. После Великого Раскола судьба раскинула всех, кто не признал нововведений в богослужении, по ближним и дальним весям. В Сибирь, на Дальний Восток, в Турцию и сюда, на границу с бывшей Польшей. Покуда в этих местах не прошел с войском на Полтаву Петр I, обнаруживший массу поселений староверов на Черниговщине и в южной части соседней Брянщины, им жилось спокойно.
- Старшина украинская принимала беглецов охотно, давала льготы по налогообложению, разрешила даже построить в Добрянке Ильинскую церковь, - рассказывал мне бывший директор здешней школы, учитель истории Григорий Станкевич. Сегодня он преподает в Сумском аграрном колледже. Считает себя старообрядцем. - По сути, черниговские полковники укрывали староверов от преследования царскими чиновниками...
По данным статистики за 1900 год, на черниговских землях насчитывалось свыше 62 тысяч старообрядцев. Сколько их осталось нынче? Точных данных нет. Председатель Радульского поселкового совета Татьяна Васильевна Чагина считает, что в пяти селах совета их осталось "совсем немного". В самом же Радуле - "несколько десятков".
Может, поэтому у староверов столь велико чувство недоверия к каждому незнакомцу, который стучится в дом? Ведь сколько уже было совершено нападений на них в наше время! Особенно на одиноких старушек. Цель одна - выкрасть, забрать силой старинные книги и иконы - единственную ценность, которую они берегут пуще ока: "Это наша история, история наших отцов и прадедов". Сказывают, что в Радуле есть даже псалтыри дониконовского периода, а одна из старинных икон XVI века, хранящаяся у кого-то в подполье, расписана бисером.
Я нисколько не обиделся, когда меня не пустили в дом, где обитает с детьми и внуками 86-летний Андрей Андрианович Новгородский, чья цепкая, светлая память, говорят, хранит массу удивительных подробностей истории старообрядчества. "Яво нет дома,- сухо ответила дочка Зина.- И чаво вам с ним говорить".
А Татьяна Журавлевич, бывший председатель сельпо, отказавшаяся в свое время поступать в партию в силу своей приверженности к вере, когда я заговорил об истории единственной иконы, висевшей в углу ее добротной хаты, тут же замкнулась и поспешила закончить нашу беседу.
Не советовали мне и пытаться встретиться с несколькими радульскими старушками-старообрядками, которые отказались получать пенсии. Есть, оказывается, и такие.
"Совбес - сам бес"
Эти удивительные женщины накрепко закрывают калитки от любопытствующих. Поэтому некоторые подробности этой истории, слух о которой уже разнесся по всему району, пришлось составлять из рассказов всезнающих работниц поселкового совета и супругов Простяковых, соседей Курдюмовых. Анатолий Иванович и Людмила Петровна согласились приютить меня на ночлег. Вообще среди радульских пенсионерок много таких, у которых производственного стажа не было. Секрет в том, что радульские мужики - отличные плотники, каменщики и сплавщики леса - испокон века ездили на заработки по всему бывшему Союзу. В Карелию, в Подмосковье, исколесили все уголки Черниговщины. Кому сарай построить, кому ферму, а кому и печку переложить... Жены оставались на хозяйстве дома, с детьми. Теперь они получают социальные пенсии, по возрасту.
Но в нашем случае речь идет о тех женщинах, кто всю жизнь вкалывал. Одна - на лесозаготовках, другая - в больнице санитаркой, третья - тоже на тяжелых работах в местном лесничестве. И тем не менее они не поддаются, как выражаются, "искушению дьявола". Марфа Федоровна Старикова - ей уже за 80, категорически не принимающая социальную выплату, считает, что пенсию начисляет "Совбес", то есть "сам бес". Ксения Григорьевна Балычева, которая ведет службу, то есть является "уставщиком" у радульских староверов, говорит, что за свой тяжкий труд санитаркой и истопником в котельной больницы, под которую в свое время изъяли у старообрядцев "маленную" (то есть молитвенный дом), ей и так платили премии, и потому "срамно" получать "деньги ни за что". Марфа Федоровна Старикова, уже сгорбившаяся до земли, живет за счет коровки. Было две, но одну с горем пополам продала. Деньги сыновьям пораздавала. А вторую оставила - "до смерти хватит". Сдаст молоко - тем и кормится, да еще своих "непутевых" детей поддерживает.
Старикова не признает электричества. Единственная лампа горит лишь во дворе. Свет от нее чуть освещает скромную хату. На вопрос, почему не разрешает сыновьям сделать свет в самом доме, отвечает: "Это лампочка Ильича. Ее в хату - врага в комнату".
Однако не все ее единоверцы столь фанатично соблюдают суровые каноны старообрядчества. И Андрей Новгородский с чудной белой бородой, отмаливающий грех за то, что позволил внукам ее подкоротить, и Анатолий Курдюмов, выпивший, по его словам, за свою жизнь не одну бочку вина, смотрят телевизор, читают газеты, интересуются политикой. Нелегко нынешнему поколению раскольников выдержать всяческие табу, может, поэтому столь заметно редеют ряды радульцев: до развала Союза было восемь тысяч, сегодня - 700. Дети разъезжаются, не хотят нести крест затворнической жизни родителей. В этом году на весь поселок родился лишь один ребенок.
Больница местная - и та стала ненадобной, некого лечить. Окна и двери, сквозь которые пробиваются кусты и высокая трава, зияют пустыми глазницами. Лишь остатки на торце верхней части некогда восьмиконечного кирпичного креста старообрядцев, сломанного "антихристами" после того, как "маленную" забрали под больницу, напоминают о прошлой жизни.
Черниговская область
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Прокопчук
Кандидаты в рясах
Почему священнослужители баллотируются в депутаты верховной рады
22.02.2006
Генерал объединял славян
Поклониться праху Николая Раевского пришли политики и дипломаты
07.10.2005
Рождение света
Иконописцы Киево-Печерской лавры следуют древнерусским образцам
28.07.2005
Украденное прошлое
Во Львове при загадочных обстоятельствах пропали уникальные исторические раритеты
29.06.2005
Волынское побоище
Старый конфликт между украинцами и поляками затрудняет сегодняшнему Киеву путь в объединенную Европу
23.06.2005
Все статьи Станислав Прокопчук
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии