itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как я уходила в монастырь...

Нашего корреспондента Ярославу Танькову приняли сестры женского Ибского Серафимовского монастыря, что в Республике Коми. Ее одели в черные одежды, выделили келью и научили молиться

Религия 
0
473
Время на чтение 8 минут
(Продолжение. Начало в номере за 23.10.02.)
Женский монастырь - это почти пионерский лагерь
- Всем быстро спать, и чтобы никаких разговоров! - командует матушка.
Первая моя ночь в монастыре. Как тигр, рычит старый пожертвованный холодильник. Поскрипывают половицы, журчит вода в умывальнике. Длинные белые рубахи готовящихся ко сну монахинь порхают во тьме коридора, как призраки. Это редкие минуты, когда божьих невест можно увидеть без платка. Дверь в келью матушки уже затворилась. Отбой здесь, как в армии, "пока горит спичка". Но девчонки есть девчонки.
- Пойдем, я тебе Любашу блаженную покажу, - зазывает меня в келью Ася и начинает перерывать тумбочку в поисках заветной фотографии.
Без платка она смешная - с двумя тонкими косицами, скрученными в рыжие баранки красными ленточками. За мной в келью проскальзывают еще несколько девочек. Грех, конечно, ослушаться приказа матушки спать, но гостья в сестринской - невиданное чудо. Все, перешептываясь, устраиваются на кровати, стуле и паласе вокруг меня.- Любаша - святая, а ведет себя как ребенок. Когда к нам приходила, все на солнышко через стеклышко смотрела и улыбалась. На самом деле она вовсе не сумасшедшая, просто ей Бог послушание такое дал: в образе блаженной по миру ходить. - Ася бережно достает снимок сгорбленно сидящей на ступеньках женщины с очень добрым и молодым лицом. - Глаза у нее огромные, синие. Сын, квартира есть. А она все оставила и ходит по миру в рубище. А за то ей Господь благодать дает. Будущее она наперед знает, и, когда молитву творит, все плачут. Потому как нет сил удержаться, ведь ее молитва от самого сердца идет.
- А она лично вам что-нибудь предсказывала? - недоверчиво интересуюсь я.
Девчонки тушуются. Здесь не принято искать подтверждений божественным истинам. Сказано в святых книгах, что старцы и блаженные - провидцы, значит, так и есть.
- Они никогда не говорят прямо, - объясняют мне девочки. - Они предсказывают, но никогда не поймешь, что именно. Например, однажды старец передал нашей игуменье посылочку со словами: "Это для матушки Серафимы приданое". Матушка как услышала, так помирать приготовилась. Ведь она - божья невеста, а приданое дают к свадьбе. И только потом предсказание удалось правильно расшифровать: матушкина внучка замуж собралась, вот какую свадьбу старец предсказывал-то!
Девчонки смотрят на меня торжествующе. А я думаю, что эдак и я могу предсказательницей быть. Ведь любые туманные рассуждения можно так или иначе к будущим реальным событиям привязать. Думаю так, но молчу. Девочки такие тоненькие, такие хрупкие, и так они счастливы своей верой! Провоцировать их на сомнения так же жестоко, как доводить до слез детей, убеждая их, что Деда Мороза нет. Поверить не поверят, но больно будет.
В ту ночь мы сидели еще долго. Хохотали над Асиными воспоминаниями, как, будучи паломницей в каком-то мужском монастыре, она случайно ввалилась к монахам в баню. И шепотом рассказывали "страшилки" про бесноватых и адские муки. С виду все это очень напоминало мне ночные девчачьи посиделки в пионерском лагере. Но это пока я не вспоминала, что все они девственницы, в 20 с лишним лет похоронившие себя заживо (ведь обряд принятия монашества означает именно похороны).
Чревоугодников жабами кормят
Мясо в монастыре вообще запрещено. Как-то в праздник матушка сжалилась над девочками и позволила тем, кто еще не принял постриг, полакомиться отбивными. Так весь монастырь сутки болел. Девочки восприняли это как знак свыше и с тех пор мяса - ни-ни. Когда нет поста, монахини едят творог и рыбу. Но так как пост почти постоянно, основная еда в обители - жидкая каша.
Сотворив короткую молитву (обязательный ритуал до и после еды), садимся за стол. Пока все едят, одна из монахинь вслух читает "Записки православного", в которых какой-то очевидец рассказывает о творящихся в святых местах чудесах. Передо мной тарелка горячей овсяной слизи. Девчонки бодро уминают свои порции, аппетитно сдабривая их сахаром. Я изо всех сил стараюсь смириться с тем, что каша может быть такой жидкой. В конце концов это полезно! Зажмурившись, отправляю в рот ложку, и в этот самый момент...
-...окунули бесноватую в те священные воды, и вышли из ее рта бесы в виде 210 склизких жаб, - торжественно провозглашает чтица.
Приятного аппетита! Быстренько заедаю "земноводных" свеженькой хрустящей морковкой.
- Матушка, завтра, что ли, пост-то кончается? - Монахиня сирота Галя смотрит на игуменью с надеждой. - Творожники испечем.
- Нет, завтра хоть и праздник, а среда, - строго обрывает Галю настоятельница.
Все среды и пятницы в монастыре - постные дни. В память о том, что в среду Иуда предал Иисуса, а в пятницу Христа распяли. Галя заметно тускнеет. "Слава Богу, не одна я тут такая", - проносится у меня в голове.
- Не гневи Бога, сестрица! - как всегда к месту вступает главная рассказчица Ася. - Не забывай, что на том свете чревоугодников живыми крысами и змеями кормят!
"Богу нужна не капуста, а послушание"
Объясняя, что такое послушание, мне рассказали историю. Один молодой монах пришел учиться благонравию к святому старцу. Однажды наставник повелел мальчику высадить в землю рассаду капусты. Показывая, что именно нужно делать, старец взял из корзины кустик и зарыл его листьями в землю, а корнями наружу. Монах решил, что старец выжил из ума, и посадил все правильно - корешками в землю. На следующий день вся рассада повяла, кроме кустика, посаженного старцем. "Богу нужна не капуста, а послушание", - объяснил мальчику чудо святой человек.
Послушания в монастыре раздает игуменья. Без ее благословения девочки, пожалуй, только в туалет ходят. Все остальное: что есть, куда идти, с кем разговаривать - решает матушка. Исполнять приказы надо, какими бы они ни казались нелепыми. Ведь Авраам подчинился Богу, когда тот приказал ему принести в жертву сына, а потом это оказалось элементарной проверкой. Вот и монахини каждую минуту ходят под страхом такой божественной "проверки", как мы под налоговой. Поэтому и не услышишь здесь никогда недовольства погодой или самочувствием.
Моим первым послушанием стало наколоть лучину для растопки печи. В помощь дали рыжую Аську, ох и хохотала она, пока я изо всех сил колотила по полену.
- Грешно зубоскалить! - осадила матушка послушницу.
- Да я не обижаюсь! Мы с поленом действительно смешной дуэт, - попыталась я вступиться за девочку.
- Дело не в тебе, - пояснила игуменья, - просто не пристало это монахине. Ты где-нибудь видела, чтобы святые на иконах смеялись? Вот и нам не полагается.
И, чтобы не искушала я смешливую сестрицу, откомандировали меня на огород копать картошку с блаженной (умственно отсталой) сестрицей Катей. Здесь я уж постаралась не нарушать устава. Катерина молча подкапывала куст, я так же молча вытягивала за ботву глыбу шоколадно-черной земли, полной одинаково розовых червей и картофелин. Картошку - в ведра, ботву - в кучу, яму - зарыть. Наверное, благочестивая Катька, как и положено, твердила про себя молитву. Я тоже старалась, но у меня это не очень хорошо получалось. Любая молитва начиналась у меня со слов: "Господи, если ты, конечно, есть...", далее, как в анекдоте, следовал список того, чего я хотела бы попросить.
Следующее послушание - перебрать картошку. Здесь повеселее. Работают сразу несколько девушек, ведем богоугодную беседу.
- Вот одной монахине было послушание, - рассказывают девушки. - Господь повелел ей всю жизнь ходить не поднимая глаз. Так она и ходила. И когда перед смертью у нее спросили, нравились ли ей когда-нибудь мужчины, она ответила: "Да я их и не видела". Господь все для нашего спасения делает, даже если мы не понимаем. Этой женщине бесы, видно, какое-то искушение готовили, которое она должна была именно увидеть. А господь ее спас.
В монастырь уходят от неверующих родителей...
Спрашивать о прошлом у монахинь не принято. Здесь никого не интересует, кем та или иная сестрица была в миру. Ведь все они "умерли". Но я все же постаралась выяснить об их судьбах как можно больше и в результате разделила сестринство на несколько групп.
Первая группа - старушки. Это обычные женщины, которые пришли в монастырь, так сказать замаливать грехи. Все они в обители уже лет по 10 - 15. Расхожее мнение, что "такие приходят в монастырь, чтобы ничего не делать и жить на халяву", крайне ошибочно. Вы бы видели, как эти 78-летние бабки, еле держась на ногах, копают огород! Монахини и помирают-то либо за молитвой, либо за какой-то работой.
Вторая группа - вынужденные монахини. К таким относятся 19-летняя умственно отсталая Катя и 20-летняя интернатовская сирота Даша. Два года назад их привезли в монастырь добрые люди.
- Они ведь пока чистые девочки. А в миру надругаются над ними, споят. Взяла, чтобы не погибли, - говорит настоятельница.
Из той же подгруппы 22-летняя Ася - дочка сельских алкоголиков. В монастырь ушла, еще 18 не было. Такие подростки часто приходят в церковь. Ведь всем хочется быть кому-то нужными, а от пьяных родителей внимания не дождешься. Матушка Серафима заменила ей настоящую мать. И с тех пор привязалась девчонка к игуменье, как собака. Ревнует ее ко всем. Чуть матушка кому больше внимания уделит, Ася пунцовыми пятнами покрывается и часами в келье ревет.
- Слишком она для монахини простая, - вздыхает игуменья. - Но какая у нее жизнь в миру может быть? Сопьется, сгуляется, как и ее родительница. Да и сама она ни за что не уйдет. Грозится: "Матушка, прогонишь - повешусь в сарае". Однажды вены себе порезала, чтобы меня напугать. Она ж, как дите, со всей непосредственностью верит и с той же непосредственностью грешит.
И третья подгруппа - прирожденные монахини. Например 20-летняя деревенская Аллочка в монастыре два года. Но ее еще в миру "монашечкой" звали. Ни слова поперек, ни соринки недовольства. Все слава Богу. И в этом ее сила - невозможно сломать нитку. В монастырь Аллу благословила очень верующая мама.
А вот 23-летней Лизоньке приходится скрываться от не одобряющих ее выбора родителей. Когда Лиза изъявила желание поступать в духовное училище, семейство ахнуло. Особенно кипятился старший брат: "Ты еще в монастырь уйди!" В тот же год с крестным ходом Лиза пришла в монастырь и поняла, что нашла свою судьбу. А родителям пока пишет письма якобы из общежития. Однажды она признается родителям, что "умерла" для этого света. А адрес будет скрывать до последнего, чтобы не пытались забрать, не искушали.
...счастливой любви
У сестры Анны до пояса рыжая коса и немыслимой синевы глаза. Ей идет даже монашеское одеяние. Высокая, стройная... Если бы не кротость - подиумная модель. Анне 23 года. Из них два - в монастыре. На губах вечная полуулыбка. А во взгляде покой, как в лесном озере. И голос. Высокий, чистый - Анна поет на клиросе. Она почти всегда молчит, а когда говорит, кажется, будто продолжает петь.
В миру Анечка оставила 3-комнатную квартиру, высшее педагогическое образование и пылко влюбленного юношу. Еще учась в институте, она ходила петь в хор Сыктывкарского храма. Там-то и повстречала ее матушка Серафима. Игуменьи чуют прирожденных монахинь издалека, поэтому она ничуть не удивилась, когда "длиннокосый ангел" дал обет прийти в монастырь, как только закончит учиться. Преграда была только одна - обожающий Аннушку молодой человек. Он ходил за ней повсюду, провожал домой из церкви, мечтал о свадьбе и смотрел такими глазами, что матушка почувствовала соперника.
- Девочка - моя. Не трожь! - однажды приструнила игуменья юношу. - Она уже все решила, и ты только мучаешь ее. Если любишь - оставь.
После этого объяснения мальчик исчез на несколько месяцев, а Анна отреклась от мира. Верующая мама, конечно, расстроилась, что не понянчит внуков, но не стала мешать дочери. А вскоре вновь появился тот самый мальчик:
- Я пытался забыть ее, но не могу. Слишком люблю.
- Поздно, - вздохнула мама.
С тех пор юноша пытается узнать хоть что-то о судьбе любимой. Допытывается у Аниной мамы, где ее найти, грозится, что увезет. Но матушка Серафима запретила давать адрес и попросила родительницу не писать о мальчике Анне.
- Я не того боюсь, что увезет, - объяснила мне игуменья. - Анна сама не уйдет. Но жестоко тревожить монахиню и бередить в ее сердце мирские чувства.
Религия и великие
Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, был очень набожен: знал все молитвы и чины церковного богослужения, в церкви стоял по 5 - 6 часов подряд, клал по полторы тысячи земных поклонов. В Великий пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам ел раз в день - капусту, грузди, все без масла, а по понедельникам, средам и пятницам не ел и не пил ничего. Но это не мешало ему таскать Патриарха за бороду и называть его сукиным сыном.
Екатерина II, перейдя в православие, всячески подчеркивала свою религиозность: очень много времени проводила в церкви, истово молилась. Став императрицей, храмы посещала лишь по большим праздникам и во время долгой службы тайком раскладывала пасьянс.
Наполеон был атеистом, но суеверным до крайности.
Страшно суеверна была и ревностная католичка Эдит Пиаф, возносившая молитву Иисусу и святой Терезе, а в свободные вечера она посещала спиритические сеансы и вызывала духов.
Атеист Карл Маркс в юности был очень религиозен; истово верующим был Илья Ульянов и воспитывал детей в вере; Владимир Ульянов до 16 лет верил в Бога.
Был очень религиозным ребенком Альберт Эйнштейн; подростком он начал читать научно-популярные книги и в 12 лет сделал вывод, что наука и религия несовместимы.
Чарлз Дарвин, пришедший к заключению, что человек произошел от обезьяны, был глубоко верующим человеком.
Ньютон с помощью физики и математики доказывал божественное происхождение Солнечной системы.
Лев Толстой, которого атеисты упрекали за богоискательство, а от официальной церкви он был отлучен за ересь, не ездил на похороны даже близких друзей и, более того, никак не выражал сочувствия, говоря, что мертвое тело для него ничего не значит и он не считает нужным возиться с ним, причем употреблял при этом непечатные выражения.
Знаменитая певица Мадонна в школьные годы была очень религиозна и мечтала уйти в монастырь!
(Продолжение следует.)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослава Танькова
Все статьи Ярослава Танькова
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии