Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Осенний шепот монаха

Б.  Костюк, День (Киев)

11.10.2002

Осень дарит нам не только урожаи, густые краски природы, но, к сожалению, несет обострение застарелых болезней человека и самого общества. Для меня всегда остается загадкой - почему именно это время года побуждает каждого к более глубоким размышлениям, желанию заглянуть в потаенную сущность бытия, увидеть большие и малые проблемы. Согласитесь, есть что-то непостижимое и загадочное в этой воспетой поэтами золотистой поре.
С такими мыслями дождливым сентябрьским днем я захожу в гастроном. Внимание привлекает группка школьников, которые, словно в музее, толпятся возле сияющей зеркальной витрины. Самый маленький из них что-то громко и выразительно читает. Подхожу ближе, слышу: "Пер-во-свя-титель- ское". "Круто, - возбужденно комментируют его товарищи, - наверное, классное!" Мальчонка делает паузу, неторопливо поправляет тяжелый ранец и, набрав полную грудь воздуха, продолжает: "Ше-пот мо-наха..." Становится интересно и мне. Я пробегаю глазами вдоль витрины и насчитываю еще пять сортов вина, потреблять которые, судя по наименованиям, подобает исключительно духовным лицам.
Действительно - круто. Сразу приходит понимание, что лукавого производителя продукта священнослужители и те миряне, которые помнят времена "Золотой осени" и "Белого крепкого", не интересуют нисколечко. Очевидно, что он смотрит шире и прагматичнее и расчитывает исключительно на интерес молодого покупателя.
Еще раз осматриваю эти разукрашенные под средневековье "шедевры". Возле меня вырастает приветливая продавщица с очередным вопросом: "Что будем брать?"
"А берут?" - спрашиваю я в ответ.
"Еще как", - весело отвечает она. Из дальнейшего разговора узнаю, что основной покупатель вин с названиями религиозной тематики - человек довольно юного возраста. Специальный опрос работники гастронома, конечно, не проводят, но хорошо знают предпочтения покупателя, назначение каждой бутылки и не скрывают "секреты".
Например, подмечено, что на дискотеку охотно берут "Вино паломника" или "Обитель монаха", а вот школьное сочинение на тему "Как я провел лето" очень хорошо - "не хило" пишется под "Шепот монаха". Можно не сомневаться, что учительница отметит легкость пера автора, последовательность и предельную откровенность изложенного.
Под рюмку-другую этого напитка даже тугодум сможет написать утонченное послание своей юной подруге. Уверяют, что утраченную уверенность в себе, а с ней и всепрощение, легко найти путем приема "Первосвятительского". А еще говорят...
Наверное, кто-то поспешит возразить, что все эти приметы - только плод фантазии, так сказать, "приколы" поколения переходного возраста. Ну, выпивают. А разве не пили раньше? Сегодня появился выбор, живая конкуренция. Только и всего. Страна у нас в нежном возрасте, растет себе и, судя по заверениям, развивается. А сколько действительно серьезных проблем в области экономики, духовности нужно решать немедленно.
Действительно, нельзя утверждать, что тема алкоголя и молодежи в нашем государстве не поднимается вообще. Однако поднимается она политиками как-то неискренне, "показушно", все больше под выборы. Появление напитков с названиями "из жизни духовенства" - свидетельство нового наступления винопроизводителей на духовные основы общества. Как ни смотри, а подобный товар формирует у граждан весьма порочное понятие о связи алкоголя и святой церкви, и, в чем я уверен, компрометирует, в первую очередь, православное духовенство.
Церковь всегда занимала особое место в жизни общества, она вела и ведет людей к спасению, ведет их к цивилизации, вселяет надежду. И, согласитесь, на этом тернистом пути она всегда проявляла отцовскую заботу о духовном здоровье народа, удерживала и удерживает мирян от излишнего потребления спиртного, а без его рекламы обойдется и подавно.
Отмечу, кстати, что сами священнослужители также видят эту отнюдь не мирскую проблему. В частности, на вопросы местных газетчиков митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий по этому поводу сказал прямо: "Называть спиртные напитки церковными названиями считаю большим кощунством". Он при этом заметил, что в России принят закон, запрещающий подобное. Там вина, украшенные религиозными мотивами, снимаются с реализации, а на их производителей налагается немалый штраф. Высокое духовное лицо также выразило надежду, что и наши правители учтут опыт россиян и пойдут по этому пути.
Я уважаю митрополита, ценю его живой ум и деликатность, но позволю себе выразить определенные сомнения по поводу надежд на мудрость и патриотизм наших правителей, их желание учитывать чей-либо позитивный опыт. Более того, допускаю, что все эти вина эмигрировали к нам из соседней страны, где общественность и, в первую очередь, религиозные организации не просто отслеживают ситуацию, а создают соответствующие условия для борьбы с этим "беспределом". Как видим, они сумели дать должную оценку тем, кто в корыстных целях эксплуатирует интерес людей к религии.
К слову сказать, все это происходит в государстве, которое, в отличие от нас, несмотря на трудности, не только декларирует желание строить гражданское общество, но работает над решением этой ключевой проблемы: там люди в большей степени верят в собственные силы, учатся уважать свои и чужие права и немедленно отстаивать их цивилизованным образом.
Обидно, но и тут мы отстаем.
Винница



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме