В современной России мало людей, которые знают, кто такая великая княгиня Ольга Александровна, еще меньше осведомлены о том, что она занималась живописью. И уж точно никто не видел столь представительного собрания ее работ - кропотливо найденных по всему миру невесткой Ольги Александровны, главой благотворительного фонда ее имени Ольгой Куликовской-Романовой. 114 акварелей, 13 живописных полотен, открытки, фотографии икон - все это снабжено историческими документами, предоставленными Госархивом России.
Сергей Андрияка, хозяин школы, принявшей картины великой княгини, несколько раз повторял: "традиция". Причем делал это с таким пиететом, что так и подмывает написать слово "традиция" с большой буквы "Т". Вообще в зале на пресс-конференции царила такая атмосфера, что хоть ставь ижицу в слове "мир". Глава благотворительного фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны Ольга Николаевна Куликовская-Романова читала вступительное слово с легким, но заметным акцентом, в зале присутствовала пожилая дама в умопомрачительной шляпке на голове, а на большом экране показывали хроники начала ХХ века.
Впечатление полностью сохраняется, когда переходишь в собственно выставочный зал. Пусть не гениальный, но талантливый рассказ об эпохе, о себе, об окружении. Портреты, пейзажи, натюрморты, выполненные в традициях пресловутой "настоящей русской реалистической школы". Не зря обязательные уроки рисования для детей императорской семьи вел известный художник-передвижник Кирилл Лемох. Кириллу Викентьевичу был свойствен изрядный сентиментализм в живописи, особенно в описании крестьянского быта. Не сказать, чтобы великая княгиня Ольга Александровна подражала своему первому учителю. Ей вообще чуждо подражательство. Просто она хорошо учила уроки.
Характерная, основательная работа с цветом, с перспективой, положенная на несколько идеалистическое представление о "простецкой" жизни. А что позволяет назвать Ольгу Александровну талантливым художником, так это умение находить исключения из заученных правил - неожиданные работы, в которых мысль и чувство превосходят форму. Таких, быть может, одна картина из десяти, но они есть и впечатляют.
Странные они, отпрыски Романовых. По происхождению вроде иностранцы, та же Ольга Александровна на английском языке начала говорить и писать раньше, чем на русском. А по России тоскуют. Небольшая ферма в Камбеллвилле недалеко от Торонто, где княгиня провела остаток жизни, тоже напоминание. "Был чудный вечер, все благоухало - в лесах пахло, как в России, - березой и цветущими деревьями всякими", - пишет она. И рисует настроение.
Ольга Александровна Куликовская-Романова - единственная "багрянородная" дочь императора Александра III, что значит - родившаяся уже в царствование своего отца, в 1882 году. Рисованием увлекалась с детства - первые ее рисунки родители нашли, когда дочери было 4 года. Ольга Александровна прославилась как организатор многих благотворительных фондов и мероприятий. Во время Первой мировой войны пошла на фронт медсестрой и, как говорят, работала с полной отдачей. Была дважды замужем. Первый брак, с принцем Петром Ольденбургским, был неудачным и закончился разводом. Зато второе замужество - с "безродным" офицером лейб-гвардии кирасирского полка Николаем Куликовским - было по любви и "до гроба". От брака родились два сына - Тихон и Гурий. Великая княгиня последней из родственников царской семьи покинула Россию. В 1920 году из Крыма она с семьей попадает сначала в Югославию, а затем переезжает в Данию к своей матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне. Последние 12 лет Ольга Александровна прожила в Канаде, где и скончалась в 1960 году. Ее художественное наследие - около 2 тысяч работ, хранящихся по всему миру, в том числе и в королевских семьях Европы. Их охотно покупали, и потому творчество Ольги Александровны было одним из основных источников дохода ее семьи в эмиграции.