itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Фермерши - монахини

Религия 
0
176
Время на чтение 4 минуты
Отдавать землю церкви или продавать? Если отдавать, то зачем? Если продавать, то по какой цене? Дискуссия с обсуждением этих и других вопросов становится все шире, в нее вовлекается все больше участников
После солдат - хоть потоп
В сорока километрах от Иверского женского монастыря, того самого, где было вышито знаменитое Самарское знамя, под которым местные ополченцы отправились сражаться на стороне болгар против турок, стоит указатель - "Свято-Духов скит". И сразу же за поворотом трассы, за невысокой оградой среди пирамидальных тополей - одноэтажные длинные белые корпуса, цветочные клумбы. Если бы не строящееся здание нового, единственного в регионе двухэтажного храма, эту территорию, занимающую восемь гектаров, вполне можно было бы принять за пионерский лагерь.
- А здесь когда-то и был трудовой лагерь, - говорит настоятельница Иверского монастыря, игуменья Иоанна. - Потом он, как и многое другое в нашей стране, развалился. А в 1996 году самарские власти передали эту территорию нашему монастырю под скит. Бессрочно и безвозмездно. Работать по восстановлению пришлось очень много. После школьников в этих зданиях какое-то время жили наши солдаты, ушедшие из объединенной Германии. А после них остались только стены, немного уцелевших окон и протекающие крыши. Но мы и этому были рады. Если бы нам досталось только чистое поле, пришлось бы куда труднее. Ремонтировать-то с Божьей помощью уже имеющееся все-таки куда проще, чем начинать с нуля.
Матушка Иоанна приехала в монастырь в 1994 году, когда эта православная святыня, основанная в середине ХIХ века, только-только начала возрождаться после того, как подверглась разгрому в начале двадцатых годов двадцатого века. Легенда, правда, все еще не подтвержденная документами, гласит, что монашек, не желающих добровольно покинуть монастырь, погрузили на дырявую баржу, которую затопили в Волге. А в тот момент, когда баржа затонула, в небо из этого места поднялся семицветный столп света, который выгнулся по небосводу, опустившись за краем Жигулевских гор.
Беспокойное хозяйство
...Можно было, конечно, ходить по потенциальным благотворителям с протянутой рукой в поисках средств для существования. Но игуменья поступила иначе. Она стала искать место для скита и землю, чтобы монастырь сам мог себя прокормить. И нашла этот пустующий городок, который и стал скитом. Сейчас поблизости от него у монастыря пятьдесят гектаров пахотных земель, переданных ему опять же бессрочно и безвозмездно. Растут на них картошка и капуста, свекла и лук, помидоры и огурцы. И хорошо растут. Хватает и на еду сестрам и паломникам. Да и самарским бомжам достается. А большая часть занята ячменем, овсом и многолетними травами. В скиту двадцать коров, половина - дойные. Каждая дает сейчас почти по два ведра молока, потому кормов требуется много. У коровы-то ведь молоко на языке. Молоко монахини перерабатывают. И сейчас в непостные дни на столах в монастырской трапезной сметана и творог, масло и сыр собственного производства. А еще совершенно фантастического вкуса каймак, подобного которому никогда не найдешь на самарских рынках. На задворках скита кудахчут полторы сотни кур и гогочут с десяток гусей.
Обзавелся скит и техникой. Сейчас здесь два колесных трактора и один гусеничный. Есть пара косилок, грузовик и даже автобус. Под гараж приспособили недостроенный когда-то дом культуры. В скиту - свой коровник, овощехранилище, заканчивается сооружение телятника. Даже пруд соорудили. Рыба пока в нем не плещется, это еще только в перспективе, зато теплой воды для полива овощных плантаций хватает. Обслуживают все это хозяйство шесть-семь монастырских сестер да пара штатных механизаторов. Правда, и паломники, приезжающие сюда из Самарской области и окрестных сел, помогают. Сейчас их здесь около десятка, работающих за кров и стол. А на прополку, когда требуется много рабочих рук, приезжает пополнение из монастыря.
Наука Дмитрича
Руководит всем этим хозяйством мирянин Владимир Дмитриевич Костюков. По профессии он ветеринарный врач, а по духу настоящий председатель колхоза. Сначала он присматривал за небольшим монастырским стадом. А приглядевшись, несколько лет назад полностью перешел сюда. Стаж у него более тридцати лет, поэтому все окрестные хозяйства, их руководителей, да и всех, пожалуй, крестьян, он знает как свои пять пальцев. Это и позволяет ему всегда договариваться о различных услугах скиту. Где по бартеру, где в качестве благотворительности. Игуменья Иоанна считает, что Дмитрича монастырю сам Бог послал. А тому просто нравится работать там, где не пьют, не воруют и не сачкуют.
Тем более что сейчас под его попечительством не только коровы и поля, но и строительство единственного в регионе двухэтажного храма. Верхний этаж - Свято-Духов, нижний - в честь киево-печерских святых.
В начале двадцатого века у Иверского монастыря было более 400 десятин пахотных земель и сенокосных угодий. По современным меркам - это почти полтысячи гектаров. Кроме того, имелись "две рыбные ловли, хутор, колодезь, огород и сад в семи верстах от Самары". Часть земель обрабатывали сестры, которых тогда было около пятисот, и паломники. А земли, что были на большом удалении, сдавались в аренду.
У властей другое мнение
Сегодня земли в десять раз меньше, но и обитателей монастыря тоже почти в десять раз меньше. Тем не менее игуменья Иоанна считает, что еще 30, а то и 50 гектаров для скита лишними бы не стали. Такие площади сестры вполне смогут обихаживать. Тем более что в соседнем со скитом хозяйстве уже лет семь зарастают бурьяном около трех тысяч га. Да и саму территорию монастыря тоже можно было бы увеличить. Сейчас ему возвращена пятая часть той площади, которую он занимал перед разгромом.
Но матушка и не претендует на все прежние владения. Она считает, что достаточно было бы вернуть землю, на которой сейчас стоят три абсолютно некомфортабельных жилых деревянных дома, построенных в начале двадцатых годов прошлого века. Расселение их жильцов монастырь согласен взять на себя. Но у городских властей другое мнение. Они запланировали построить именно здесь, в полусотне метров от Волги, как раз напротив Жигулевского пивзавода элитные девятиэтажки. Потому-то игуменья Иоанна сейчас с таким вниманием следит за дискуссией, развернувшейся вокруг возврата церковных земель. И очень надеется, что какой-то результат все-таки будет.
А сестры Иверского монастыря действительно умеют работать на земле. За шесть лет они превратили дарованные им развалины в крепкое хозяйство, где растет и плодоносит даже виноград. И не случайно во время последнего телефонного разговора Иоанны с Патриархом Всея Руси Алексием II Святейший подробно расспрашивал о жизни Свято-Духова скита.
Говорят, когда-то монастырские хозяйства в России были очень крепкими. А продукты, которые они производили, отличались высоким качеством. Если это так, то Свято-Духов скит Иверского женского монастыря, как это принято говорить, достойно продолжает традиции. Земля, переданная ему, щедро расплачивается за нелегкий труд людей.
Самарская область
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Кузнецов
Капкан
Концлагерь в центре Москвы осенью 1993 года
07.10.2008
Страсти по Гибсону
Автору фильма о Христе грозят волчьим билетом
01.03.2004
Время новостей<br>За церковной партой
Самарские школы скоро могут превратиться в церковноприходские
01.02.2003
Все статьи Василий Кузнецов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30