Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Фермерши - монахини

В.  Кузнецов, Время MN

07.09.2002

Отдавать землю церкви или продавать? Если отдавать, то зачем? Если продавать, то по какой цене? Дискуссия с обсуждением этих и других вопросов становится все шире, в нее вовлекается все больше участников
После солдат - хоть потоп
В сорока километрах от Иверского женского монастыря, того самого, где было вышито знаменитое Самарское знамя, под которым местные ополченцы отправились сражаться на стороне болгар против турок, стоит указатель - "Свято-Духов скит". И сразу же за поворотом трассы, за невысокой оградой среди пирамидальных тополей - одноэтажные длинные белые корпуса, цветочные клумбы. Если бы не строящееся здание нового, единственного в регионе двухэтажного храма, эту территорию, занимающую восемь гектаров, вполне можно было бы принять за пионерский лагерь.
- А здесь когда-то и был трудовой лагерь, - говорит настоятельница Иверского монастыря, игуменья Иоанна. - Потом он, как и многое другое в нашей стране, развалился. А в 1996 году самарские власти передали эту территорию нашему монастырю под скит. Бессрочно и безвозмездно. Работать по восстановлению пришлось очень много. После школьников в этих зданиях какое-то время жили наши солдаты, ушедшие из объединенной Германии. А после них остались только стены, немного уцелевших окон и протекающие крыши. Но мы и этому были рады. Если бы нам досталось только чистое поле, пришлось бы куда труднее. Ремонтировать-то с Божьей помощью уже имеющееся все-таки куда проще, чем начинать с нуля.
Матушка Иоанна приехала в монастырь в 1994 году, когда эта православная святыня, основанная в середине ХIХ века, только-только начала возрождаться после того, как подверглась разгрому в начале двадцатых годов двадцатого века. Легенда, правда, все еще не подтвержденная документами, гласит, что монашек, не желающих добровольно покинуть монастырь, погрузили на дырявую баржу, которую затопили в Волге. А в тот момент, когда баржа затонула, в небо из этого места поднялся семицветный столп света, который выгнулся по небосводу, опустившись за краем Жигулевских гор.
Беспокойное хозяйство
...Можно было, конечно, ходить по потенциальным благотворителям с протянутой рукой в поисках средств для существования. Но игуменья поступила иначе. Она стала искать место для скита и землю, чтобы монастырь сам мог себя прокормить. И нашла этот пустующий городок, который и стал скитом. Сейчас поблизости от него у монастыря пятьдесят гектаров пахотных земель, переданных ему опять же бессрочно и безвозмездно. Растут на них картошка и капуста, свекла и лук, помидоры и огурцы. И хорошо растут. Хватает и на еду сестрам и паломникам. Да и самарским бомжам достается. А большая часть занята ячменем, овсом и многолетними травами. В скиту двадцать коров, половина - дойные. Каждая дает сейчас почти по два ведра молока, потому кормов требуется много. У коровы-то ведь молоко на языке. Молоко монахини перерабатывают. И сейчас в непостные дни на столах в монастырской трапезной сметана и творог, масло и сыр собственного производства. А еще совершенно фантастического вкуса каймак, подобного которому никогда не найдешь на самарских рынках. На задворках скита кудахчут полторы сотни кур и гогочут с десяток гусей.
Обзавелся скит и техникой. Сейчас здесь два колесных трактора и один гусеничный. Есть пара косилок, грузовик и даже автобус. Под гараж приспособили недостроенный когда-то дом культуры. В скиту - свой коровник, овощехранилище, заканчивается сооружение телятника. Даже пруд соорудили. Рыба пока в нем не плещется, это еще только в перспективе, зато теплой воды для полива овощных плантаций хватает. Обслуживают все это хозяйство шесть-семь монастырских сестер да пара штатных механизаторов. Правда, и паломники, приезжающие сюда из Самарской области и окрестных сел, помогают. Сейчас их здесь около десятка, работающих за кров и стол. А на прополку, когда требуется много рабочих рук, приезжает пополнение из монастыря.
Наука Дмитрича
Руководит всем этим хозяйством мирянин Владимир Дмитриевич Костюков. По профессии он ветеринарный врач, а по духу настоящий председатель колхоза. Сначала он присматривал за небольшим монастырским стадом. А приглядевшись, несколько лет назад полностью перешел сюда. Стаж у него более тридцати лет, поэтому все окрестные хозяйства, их руководителей, да и всех, пожалуй, крестьян, он знает как свои пять пальцев. Это и позволяет ему всегда договариваться о различных услугах скиту. Где по бартеру, где в качестве благотворительности. Игуменья Иоанна считает, что Дмитрича монастырю сам Бог послал. А тому просто нравится работать там, где не пьют, не воруют и не сачкуют.
Тем более что сейчас под его попечительством не только коровы и поля, но и строительство единственного в регионе двухэтажного храма. Верхний этаж - Свято-Духов, нижний - в честь киево-печерских святых.
В начале двадцатого века у Иверского монастыря было более 400 десятин пахотных земель и сенокосных угодий. По современным меркам - это почти полтысячи гектаров. Кроме того, имелись "две рыбные ловли, хутор, колодезь, огород и сад в семи верстах от Самары". Часть земель обрабатывали сестры, которых тогда было около пятисот, и паломники. А земли, что были на большом удалении, сдавались в аренду.
У властей другое мнение
Сегодня земли в десять раз меньше, но и обитателей монастыря тоже почти в десять раз меньше. Тем не менее игуменья Иоанна считает, что еще 30, а то и 50 гектаров для скита лишними бы не стали. Такие площади сестры вполне смогут обихаживать. Тем более что в соседнем со скитом хозяйстве уже лет семь зарастают бурьяном около трех тысяч га. Да и саму территорию монастыря тоже можно было бы увеличить. Сейчас ему возвращена пятая часть той площади, которую он занимал перед разгромом.
Но матушка и не претендует на все прежние владения. Она считает, что достаточно было бы вернуть землю, на которой сейчас стоят три абсолютно некомфортабельных жилых деревянных дома, построенных в начале двадцатых годов прошлого века. Расселение их жильцов монастырь согласен взять на себя. Но у городских властей другое мнение. Они запланировали построить именно здесь, в полусотне метров от Волги, как раз напротив Жигулевского пивзавода элитные девятиэтажки. Потому-то игуменья Иоанна сейчас с таким вниманием следит за дискуссией, развернувшейся вокруг возврата церковных земель. И очень надеется, что какой-то результат все-таки будет.
А сестры Иверского монастыря действительно умеют работать на земле. За шесть лет они превратили дарованные им развалины в крепкое хозяйство, где растет и плодоносит даже виноград. И не случайно во время последнего телефонного разговора Иоанны с Патриархом Всея Руси Алексием II Святейший подробно расспрашивал о жизни Свято-Духова скита.
Говорят, когда-то монастырские хозяйства в России были очень крепкими. А продукты, которые они производили, отличались высоким качеством. Если это так, то Свято-Духов скит Иверского женского монастыря, как это принято говорить, достойно продолжает традиции. Земля, переданная ему, щедро расплачивается за нелегкий труд людей.
Самарская область



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме