itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Стегать плеткой - это по-мусульмански?

Новоявленные толкователи шариата пытаются возвратить людей к средневековой жестокости

Религия 
0
378
Время на чтение 5 минут
Порой в СМИ проскальзывают сообщения о происходящих в некоторых странах согласно нормам мусульманского законодательства - шариата - публичных казнях, ампутации конечностей, случаях, когда женщину, совершившую прелюбодеяние, забивают камнями до смерти, а провинившихся юношу или девушку подвергают порке. Они шокируют читателя, живущего по светским гражданским нормам, невольно вызывая у него чувство протеста. Общественное негодование довело до кипения изуверское средневековое толкование шариата режимом талибов в Афганистане, его бесчеловечная практика и вовсе довели до кипения общественное настроение.
В самом деле, как судебные каноны, появившиеся на свет много столетий назад, совмещаются с законами XXI века, с гражданским демократическим обществом и правами человека?
Дискуссия о сочетании шариата с гражданским правом не нова. В чистом виде шариат практикуется в считаных странах мусульманского мира, но оказывает существенное влияние на правовую систему практически во всех из них. Возьмем, скажем, такое серьезное преступление, как убийство. В этом вопросе, как ни в каком другом, шариат несет родимые пятна родоплеменного права, основанного на кровной мести. Как считают востоковеды, мораль ислама занимает среднее положение в этом вопросе между моралью иудейской, предписывающей месть по принципу "око за око и зуб за зуб", и моралью христианской, запрещающей месть. Ислам как бы говорит родичам убитого: "Имеете право мстить, но лучше для вас будет, если вы простите". Если семья убитого не соглашается на получение в порядке компенсации виры, или кровных денег, в силу вступает закон мести. Характерная деталь - вира за убитую женщину по традиции вдвое меньше, чем за мужчину. Казнь виновного совершает или палач, или семья убитого, которой передается убийца. Различные богословские школы имеют свое мнение на то, как лишить виновного жизни. Смертная казнь полагается по шариату и вероотступнику, если он не раскается. Во многих мусульманских странах карается смертью торговля наркотиками.
...Много лет назад мне довелось стать свидетелем казни убийцы в столице Йемена - Сане. Одетого в длинную белую рубашку преступника вывели на площадь перед старинной турецкой цитаделью. Несколько полицейских освободили от зевак место казни. Осужденный с непокрытой головой двигался, как кукла, не выказывая никаких эмоций, видимо, уже приготовил себя к встрече со всевышним. Кади (судья) нараспев зачитал приговор. Палач толчком заставил приговоренного встать на колени прямо в дорожной пыли и вытащил из ножен саблю. Преступник как-то неестественно стал вытягивать шею, по-прежнему не издавая ни звука. Палач поднял саблю, резко и коротко взмахнул рукой. С первого раза отрубить голову не удалось, шея переломилась, так что лицо уткнулось в рубашку. Из перерубленных сосудов обильно хлынула кровь. Толпа неодобрительно загудела. Исправляя оплошность, палач нанес второй удар и, как показалось, не дав голове упасть, ловко подхватил ее за черные волосы левой рукой и высоко поднял над собой. По лицу казненного пробежала судорога, оскалившийся рот обнажил желтые неровные зубы. Трое полицейских накинули на еще подрагивающее тело покрывало, подняли его и положили в арбу с высокими колесами. Вслед за телом туда же бросил голову палач. Арба тронулась, люди стали расходиться. Вся процедура заняла не более пяти минут.
Конечно, в наши дни в Йемене такая практика уже стала достоянием прошлого. Сейчас публичные казни, и то весьма редко, проводятся, пожалуй, только в Саудовской Аравии.
В принципе смертной казнью карается и прелюбодеяние. Если виновные (как мужчина, так и женщина) - совершеннолетние, в здравом уме и уже состоят в законных браках, то их бьют камнями до смерти. Если же хоть один виновный холост, то оба соучастника во грехе получают по сто ударов плетью.
Что ж, наказание сурово, но на практике весьма редко приводится в исполнение, поскольку для вынесения приговора требуются свидетельские показания четырех человек, видевших акт прелюбодеяния собственными глазами. А такая ситуация, мягко говоря, маловероятна. Педерастия же вообще не считается преступлением, хотя и греховна. Поэтому наказание за нее предписано весьма умеренное - 25 ударов плетью.
Не менее впечатляют наказания за воровство. Вообще-то для обличения преступника в этом случае требуется по крайней мере двое свидетелей-мужчин. Но раз вор попал в руки мусульманского правосудия, то суровой кары ему не избежать. По традиции вору отсекают кисть или палец (если кража невелика) правой руки. Раньше это делал тот же палач, а теперь в ряде стран специальный хирург, да и то под наркозом. В Иране, например, используют специальную электрическую машинку, буквально отстригающую пальцы. В гигиенических целях ее лезвие смазывается антисептиком и средством от столбняка. Раньше при вторичной краже ампутировали левую ступню и так дальше. Сейчас в большинстве мусульманских стран воры получают длительные тюремные сроки. Для сравнения, во Франции и Англии в средние века за пустячную кражу вор мог быть повешен, а в начале XIX века там за кражу булки или куска мяса наказывали каторгой.
До относительно недавних времен по шариату в чести было такое наказание, как порка, у особенно ревностных талибов - палочные удары. Религиозные судьи - кади - щедро прописывали такой вид наказания, скажем, за потребление алкоголя, за несоблюдение регулярных молитв и нарушение поста рамадан, за непристойное поведение (приставание к женщинам или мужчинам), смех в публичном месте, совместные танцы под западную музыку, отказ от ношения паранджи или хиджаба, скрывающей фигуру женщины так, что непокрытыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног, и за многое другое. Например, за просмотр телепередач (при талибах) в Афганистане...
Весьма охотно плеть и палки пускает в ход саудовская полиция нравов, особенно в святых для мусульман местах Мекке и Медине. А скажем, в недавнем докладе ооновской комиссии по правам человека приводится около 200 примеров, когда иранские юноши и девушки моложе 18 лет подвергались публичной порке за нарушение правил мусульманского общественного поведения. Характерно, что несколько молодых людей пострадали из-за того, что поддерживали президента-реформатора Мохаммада Хатами. Однако умеренная либеральная часть правящего режима, сплотившаяся вокруг президента Хатами, выступает против порки как анахронизма, противоречащего идее прогрессивного демократического общества и дискредитирующего гуманистическую сущность ислама.
Кстати, телесные наказания по принципу "пожалеешь розги - испортишь ребенка" до относительно недавнего времени широко практиковались в английских школах.
Вспоминаю эпизод: вместе с женой мы решили прогуляться ближе к заходу солнца, когда немного посвежело, у каирских пирамид. Я поддерживал жену под руку - и, как оказалось, напрасно. Неожиданно нас остановили двое сотрудников полиции нравов, которые сочли мое поведение аморальным. Настроены они были весьма агрессивно и буквально потащили нас в участок. Только удостоверившись в том, что я иностранный журналист, стражи мусульманского порядка оставили нас в покое. Не думаю, что нам грозила плеть, но неприятный осадок остался. Хотя, надо признаться, это случилось уже давно, и египетская молодежь, видимо, сейчас чувствует себя намного свободнее.
Естественно, со временем шариатские нормы пересматривались. То, что становилось кричаще одиозным, теряло всякую логику даже по местным меркам, постепенно уходило из жизни под воздействием меняющегося образа жизни и демократического гражданского законодательства. А то, что вошло в быт верующих и не препятствует им выполнять общегражданские обязанности и пользоваться всеми правами и свободами, не вызывает беспокойства. Нестыковка проявляется порой в виде судебных казусов - сниматься ли на паспорт в обязательном для мусульманской женщины платке или же без оного?..
Совсем другое дело, когда радикальный фундаменталистский ислам, принуждающий общество вернуться к средневековой религиозно-правовой тоталитарной государственной системе, берут на вооружение политические экстремисты. Этим они бросают вызов не только современной цивилизации, но и гуманистическим ценностям ислама как религии добра, братства, терпимости и взаимопомощи.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Степанов
Что скрывает паранджа?
Женщины Афганистана начинают робко заглядывать в XXI век
05.07.2002
Все статьи Александр Степанов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09