itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

СТРОНГИЛЛА

Общество 
0
270
Время на чтение 9 минут
>

В 1989 году Всесоюзная фирма грамзаписи ?Мелодия? выпустила в свет виниловую пластинку ?Мы долго шли рядом. Стронгилла Иртлач. Старинные романсы?. Имя исполнительницы никому ничего не говорило. В магазинах меломаны с сомнением брали пластинку в руки, долго рассматривали, внимательно читали сочувственную аннотацию известного во всем мире ленинградского коллекционера Юрия Перепелкина. Последнее оказывало свое действие: любители романса приобретали новинку - на всякий случай. Однако были и такие, кто, с сомнением покачав головой, ставил диск обратно на стенд. И какое же огорчение ждало их впереди! Пластинка разошлась мгновенно, в одночасье, став раритетом.

Члены худсовета ?Мелодии? о Стронгилле Иртлач даже не слыхали. Ее записи на их суд принес другой известный ленинградский коллекционер - Вадим Дмитриевич Любославский. Он представил исполнителей - Стронгиллу Иртлач и аккомпаниатора гитариста Алексея Кузьмина. Но даже Любославский не предвидел реакции, которая последовала после прослушивания: ?Как вы могли скрывать такую певицу?? Председательствующий на заседании худсовета резюмировал: ?Я лучшего исполнения не слышал?. Решение о выпуске диска было принято единогласно. Через двадцать лет после записи и через пять лет после смерти певицы он увидел свет.

А чуть раньше, 30 ноября 1988 года, на ленинградском радио вышла в эфир передача ?Музыкальный Ленинград?. Город, в котором артистка родилась и которому отдала всю свою жизнь, город, который так быстро ее забыл, в тот вечер заново открывал для себя ее искусство. В основу передачи легли записи Стронгиллы Иртлач, сделанные в 1968 году. Как водится, после эфира пошли отзывы: ?удивлены?, ?поражены?, ?потрясены до глубины души?ѕ

Стронгилла Шаббетаевна Иртлач родилась 5 октября 1902 года. Ее родители - выходцы из Турции - впоследствии приняли российское, а позже советское гражданство. Отец служил на табачной фабрике в Петербурге.

Первая мировая война застала семейство на отдыхе в Константинополе. Буквально с последним пароходом они успели вернуться в Россию. В Турции остался один из братьев Стронгиллы, заболевший брюшным тифом. Она больше не видела его никогда, как и родину своих предков.

После 1917 года наступили непростые времена. Однако Стронгилле удалось после гимназии окончить в 1920 году советскую единую трудовую школу I и II ступени. Уже тогда девушка мечтала о театре и увлекалась музыкой столь серьезно, что тайком от родителей, не поощрявших ее увлечений, поступила в самодеятельную рабочую студию при Доме культуры Октябрьской железной дороги, а затем работала в драматической мастерской при Облфинотделе. В это время тяжело заболевает сестра Стронгиллы и глава семьи обращается к властям с просьбой выдать разрешение на выезд в Турцию для лечения дочери. В 1922 году разрешение было получено. Но Стронгилла Шаббетаевна, как она сама пишет в автобиографии, ?категорически отказалась поехать мотивируя свое решение тем, что я родилась, училась в СССР, являюсь совершенно русским человеком и дальше собираюсь учиться в СССР. Таким образом, я осталась в Ленинграде?. И далее: ?У меня произошел разрыв с семьей. После получения ряда писем оскорбительного характера по поводу того, что я избрала якобы позорную профессию артистки, я прекратила всякую связь и с 1933 года ничего о судьбе моих родственников не знаю?.

В 1924 году после нескольких лет работы в самодеятельности Стронгилла поступает учиться в профессиональную театральную студию ?Ваятели масок?. Год спустя студия объединяется с Первым государственным художественным политехникумом, и 19 июня 1928 года выпускница драматического отделения техникума Стронгилла Иртлач получает диплом и квалификацию артистки драмы. Два года после этого она играет на сценах ленинградских передвижных театров. 3 сентября 1930 года ее принимают в труппу Ленинградского государственного театра юных зрителей, где Стронгилла Иртлач проработает больше тридцати лет и сыграет около восьмидесяти ролей.

В 1927 году еще студенткой Стронгилла, почувствовавшая в себе призвание педагога, заинтересовалась теоретическими аспектами техники сценической речи и начала работать ассистентом преподавателя по этой дисциплине в Коммунистическом институте имени Н.К.Крупской, а также давать уроки в ряде театральных учебных заведений и самодеятельных студий. Тогда же ярко проявляется еще одно ее дарование. 1920-1930-е годы - период повального, правда, очень недолгого увлечения жанром старинного, бытового, цыганского романсов: Борис Прозоровский, братья Покрасс, Борис Фомин, Юлий Хайт... Как-то раз Стронгилла услышала легендарную примадонну Елену Шишкину и навек ?заболела? цыганским романсом. Она пробует петь сама и обнаруживает абсолютный слух и прекрасный, от природы поставленный голос красивого бархатистого тембра. Начав со скромных домашних концертов, в середине 1920-х годов Стронгилла Иртлач уже пела в знаменитом цыганском хоре Н.Шишкина и В.Полякова. Говорят даже, что как-то целое лето она провела в таборе. Видимо, все в ней: темперамент, горячая южная кровь, врожденная музыкальность, тонкая восприимчивость - было созвучно цыганской вольнице и живо откликалось на зов цыганской души. Да и внешне смуглая черноволосая девушка практически ничем не отличалась от таборных цыганок.

Сама Стронгилла Шаббетаевна - Гиля, как ласково называли ее друзья, - считала началом своей эстрадной карьеры 1929 год, когда в составе молодежной бригады она выступала на ленинградских эстрадных площадках с чтением рассказов и стихов. Работа в театре заставила ее временно прекратить концертные выступления. Стронгилла возобновляет их только через пять лет - уже как ?исполнительница жанровых песен?.

В 1935 году Стронгилла Иртлач близко познакомилась со знаменитой, непревзойденной исполнительницей цыганских песен и старинных романсов Еленой Егоровной Шишкиной, о которой потом всю свою жизнь с благодарностью вспоминала как о своей учительнице и наставнице. Рассказывает Константин Александрович Бауров, внучатый племянник Елены Егоровны: ?Она (Шишкина. - Н.Ш.) не умела ни писать, ни читать, и ноты она, конечно, не знала, но у нее было чутье на прекрасное. В ее творчестве ярко сфокусировалась высочайшая культура исполнения цыганских народных песен, русских песен в цыганской аранжировке и лучших образцов бытового романса нескольких поколений петербургских хоровых цыган. Это искусство Гиля очень хорошо уловила, переняла от Елены Егоровны и пошла дальше, подняв на новую ступень. Иртлач прежде всего свойственно четкое воспроизведение мелодического рисунка, хотя она пела с голоса Шишкиной. При этом она полностью сохраняла интонации и своеобразную замысловатость цыганских ритмов. К этому надо добавить немаловажное: при пении Иртлач выражала душу, она рисовала своим голосом ярчайшую гамму чувств. Она была, позволю себе сказать, творцом - ибо, хотя она и училась у Елены Егоровны и считала ее как исполнительницу цыганских песен непревзойденной, но сама она столько вносила в свое исполнение, столько своего вкладывала в свои романсы, что они уже были ее творением, плотью от плоти самой Гили?.

Нужно сказать, что и сама Стронгилла Шаббетаевна не знала нот и музыкальной грамоты. Но, желая проникнуть в самую суть жанра цыганской песни, она изобрела свой собственный способ записи пения Елены Шишкиной и игры аккомпаниатора-гитариста. Народная артистка РСФСР Нина Николаевна Казаринова, близкая знакомая Стронгиллы Иртлач, вспоминала: ?Когда Елена Егоровна говорила: ?Ну, Гиля, ты сегодня поешь, как из-под телеги!? - мы знали, это - высочайшая похвала?.

В 1939 году состоялся первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где могли блеснуть своим мастерством ?лица не старше 35 лет, исполнительская деятельность коих имеет профессиональный характер?. В жюри вошли сплошные знаменитости: И.О.Дунаевский, Л.О.Утесов, И.П.Яунзем, И.А.Моисеев, А.М.Мессерер, М.М.Зощенко, В.Н.Яхонтов, И.В.Ильинский. Среди конкурсантов, число которых достигло почти семиста человек, значилась и ?исполнительница жанровых песен? из Ленинграда Стронгилла Иртлач - в то время уже почти 37-летняя. То, что для нее сделали исключение и разрешили участвовать в конкурсе, говорит само за себя. Завоевав звание дипломанта, Стронгилла стала в один ряд с победителями - Деборой Пантофель-Нечецкой, Клавдией Шульженко, Кэто Джапаридзе. Ею заинтересовались представители граммофонной индустрии. Руководители фабрики ?Ленинградский музтрест? предложили Стронгилле Иртлач сделать ряд записей, и с 1939 по 1941 год она напела свыше двух десятков песен и романсов под аккомпанемент известных гитаристов тех лет - М.Минина и Б.Кремотата. Концерты, которые Стронгилла Шаббетаевна, пусть не часто, давала в предвоенные годы в Ленинграде, Москве, других городах страны, пользовались большим успехом. Выступала она также по ленинградскому радио, участвовала в шефских программах. Творчеством певицы восхищались Николай Тихонов, Борис Лавренев, Ольга Берггольц, Николай Черкасов, Борис Чирков, другие известные деятели отечественной культуры.

Но все-таки львиную долю времени и сил Стронгилла Иртлач отдавала театру. ?Как певица она была недореализована, недовоплощена, - вспоминает доцент Санкт-Петербургской академии театрального искусства (бывшего ЛГИТМиКа - Ленинградского государственного института театра, музыки и кино) Александра Александровна Пурцеладзе, коллега Стронгиллы Шаббетаевны по преподавательской работе и ее близкая знакомая. ?Боже мой, да у нее должно было быть много пластинок, много больших концертов в больших аудиториях, и залы всегда были бы переполнены! У нее же манера своя совершенно особая, и в соединении с таким редким тембром голоса... К ней пришел бы огромный успех!

А так это был большой успех ?в узких кругах!?

Я бы не сказала, что она занималась пением ?любительски?, потому что в этом определении всегда есть какой-то оттенок непрофессионализмаѕ Ее пение знали и любили. И в городе, и в театре коллеги по сцене... Я думаю, что, не начнись гонения на жанр романса, которые особенно усилились во второй половине 30-х годов, может быть, она бы в те годы вышла на профессиональную сцену как певица. Стронгилла Иртлач, к сожалению, не получила заслуженного признания как исполнительница. Время было такое ... Совсем не потому, что ее талант этого не позволял.

Я помню, у нас дома были пластинки, скажем, Изабеллы Юрьевой, Кэто Джапаридзе, Тамары Церетели, а пластинок Стронгиллы Иртлач не было в моем детстве, их вообще, видимо, было очень мало. По ленинградскому радио часто звучал голос, например, Кэто Джапаридзе, а Иртлач - очень мало.

Еще очень многое зависело, я думаю, от ее характера. От того, что она тогда себя считала состоявшейся как актриса. И не то, чтобы она себя пропагандировала как певицу, она вообще очень скромно себя вела. Стронгилла Шаббетаевна была человеком очень сдержанным и скромным, хотя и очень темпераментным?.

В годы войны Стронгилла Иртлач активно выступала в составе фронтовых бригад - пела в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях.

В 1964 году она оставила сцену и до последних дней жизни работала старшим преподавателем кафедры сценической речи ЛГИТМиКа. Талант педагога - еще один дар, которым Стронгилла Шаббетаевна была наделена от природы. По национальности турчанка, она обучала студентов правильному владению русским языком. Среди ее учеников - Павел Кадочников, Георгий Тараторкин, Елена Драпеко, Михаил Боярский и многие другие известные ныне актеры, деятели театра и кино. Написанные Стронгиллой Иртлач учебники востребованы до сих пор. ?Сама она, - свидетельствовали современники, - обладала прекрасной, на редкость выразительной русской речью, замечательным, неповторимым по красоте и тембровому богатству голосом, которым восхищались многие и среди них - выдающийся советский лингвист академик Щерба?. Рассказывает А.А.Пурцеладзе: ?Я очень любила речьѕ Стронгиллы Шаббетаевны, любила слушать, как она говорила! Даже совершенно не со мной! Когда, допустим, она где-нибудь выступала, я с удовольствием ее слушала! Потому что сейчас такую речь мало где можно услышать. К сожалению, мы утратили многое, в том числе и настоящий русский язык! И речь! А этим она владела замечательно, и учила она прекрасно!..?

Между тем старший преподаватель кафедры сценической речи ЛГИТМиКа Стронгилла Шаббетаевна Иртлач, как и раньше, ?в свободное от основной работы время? иногда давала концерты для небольшого круга своих почитателей. В 1968 году на студии ЛГИТМиКа была сделана вышеупомянутая запись, на основе которой тридцать лет спустя фирма ?Мелодия? выпустила пластинку ?Мы долго шли рядом?: под аккомпанемент Алексея Кузьмина Стронгилла Иртлач напела порядка двадцати старинных романсов и цыганских песен. Голос 66-летней певицы стал ниже, трактовки - значительнее, нюансы - тоньше, но задор, энергия, кураж остались прежними.

Последнее публичное выступление Стронгиллы Шаббетаевны состоялось в доме отдыха Всесоюзного Театрального общества ?Комарово? в 1971 году. Ей аккомпанировал все тот же Алексей Андреевич Кузьмин. Скажем здесь несколько слов и о нем.

Талантливейший гитарист-семиструнник Алексей Андреевич Кузьмин всю свою жизнь посвятил гитаре. Свыше 60 лет проработав в ленинградском ТЮЗе, озвучил множество спектаклей. В годы войны в эвакуации познакомился со Стронгиллой Иртлач, где и сложился их творческий дуэт. Друзья говорили Алексею Андреевичу: ?Ты играешь так прочувствованно, как настоящий степной цыган! Пусть твоя семиструнная будет твоей вечной любовью и судьбой!? Последние годы жизни Стронгилла пела только под гитару Кузьмина.

В 1978 году вышла в свет книга С.Ш.Иртлач ?Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи?, высоко оцененная профессионалами и через год переизданная. В 1979 году в сборнике ?Проблемы сценической речи? появилась статья Стронгиллы Шаббетаевны ?Координация работы органов голосообразования при пении и речи?, в 1987 году в сборнике ?О музыкальном воспитании актеров в театральном ВУЗе? - статья ?О специфике голосовой и речевой подготовки актеров музыкальной комедии?.

?Кафедра речи помнит ее сейчас очень хорошоѕ Мне трудно судить о ценности ее трудов просто потому, что у меня другая профессия, я преподаю русскую литературу, а она преподавала речь. Но я бывала на зачетах и экзаменах ее студентов. Всегда мне виден был их профессиональный рост. Как говорили ее студенты при поступлении, в первом семестре, втором семестре, и как они потом сдавали по речи последний экзамен! Это же ее труд!? (А.А.Пурцеладзе).

Стронгилла Шаббетаевна Иртлач умерла 1 января 1983 года. Сегодня ее искусство возвращается к нам. Выпущен компакт-диск с записями Стронгиллы Иртлач конца 1930-х годов и 1968 года. По радио все чаще звучит ее голос. В Санкт-Петербурге на сцене Театра эстрады недавно прошел вечер, посвященный 100-летию со дня ее рождения.

Автор выражает искреннюю благодарность доценту кафедры сценической речи Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, кандидату искусствоведения Юрию Андреевичу Васильеву за любезно предоставленные материалы и фотографии, а также сердечно благодарит за оказанное содействие доцента Академии литературоведа Александру Александровну Пурцеладзе.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Н. Ширинский
Все статьи Н. Ширинский
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии