Каприз самодержавия

Исполняется 130 лет со дня рождения Матильды Кшесинской

Общество 
0
154
Время на чтение 4 минуты
Она прожила почти век: родилась вскоре после отмены крепостного права, а умерла в апогей бума "Битлз". В годы советской власти имя Матильды Кшесинской формально знали все, еще в школе потребляя рассказы о Ленине, в 1917 году выступившем с речью на балконе ее питерского особняка. Кстати, после бегства балерины (в том же году) в особняке, как у себя дома, расположились восставшие солдаты и матросы, проклиная женщину, которую желтая пресса тех лет называла "капризом самодержавия". Заодно воплощался в жизнь провозглашенный новой властью принцип "грабь награбленное": восстанавливая историческую справедливость, революционерка Александра Коллонтай порылась в брошенных Матильдой вещах и экспроприировала роскошную горностаевую шубу.
Так Кшесинская, знаковая фигура ненавистного большевикам "эксплуататорского режима", вошла, хоть и боком, в историю русской революции. И действительно, трудно было найти лучший объект для классовой ненависти. Достаточно было бы уже ее многолетней связи с цесаревичем Николаем, влюбившимся в черноглазую выпускницу Императорского балетного училища прямо на выпуске. Тогда еще холостой наследник престола навещал Матильду инкогнито, а она любила ездить по Петербургу в местах предполагаемых появлений любовника, чтобы лишний раз попасться ему на глаза. Женитьба Николая на немецкой принцессе Алисе Гессенской нанесла Матильде незаживающую рану, но, несмотря на окончание романа, Кшесинская на всю жизнь сумела привязать к себе бывшего любовника: царь постоянно покровительствовал ей. Брошенная метресса довольно быстро утешилась в объятиях великого князя Сергея Михайловича, а потом влюбилась в его молодого родственника из дома Романовых, от которого родила сына. За этого своего любовника, великого князя Андрея Владимировича, она впоследствии вышла замуж.
О балерине Кшесинской долгое время никто, кроме историков балета, толком ничего не знал - ее имя замалчивалось, и лишь в 60-е годы, когда писалась первая, качественная по тем временам история русского балета, появилась достаточно правдивая информация. Матильда Феликсовна - полька, дочь известного исполнителя мазурок Феликса Кшесинского, для продолжения династии отданная в балетное училище. (Впоследствии, чтобы законно присвоить титул супруге великого князя, ей задним числом сочинили аристократическую биографию - будто бы она из графского рода.)
Как выглядела эта чаровница Романовых? "Маленькая, подвижная, с сильно развитыми мускулами ног", с лицом, идеальным для сценического и житейского кокетства. Как жила? Особняк с зимним садом в столице, где влиятельные люди Российской империи по-крупному играли в карты и келейно распределяли государственные заказы, а на рождественской елке выступал знаменитый циркач Дуров с дрессированным слоном. Роскошная дача в Стрельне, куда гостей привозили по специально проложенной железнодорожной ветке. Активные спекуляции на бирже и любовь к драгоценностям - даже в ролях крестьянок и нищенок Кшесинская появлялась с бриллиантовыми серьгами и жемчужным колье (за что получала оплеухи от критиков). Стальная воля, особая жизненная цепкость, не раз выручавшие ее на протяжении долгой жизни. Активное вмешательство в дела балетного руководства - балерина сама назначала даты своих спектаклей, а некоторые из ролей сделала личной монополией, не позволяя исполнять их никому. Склонность к интриганству и отточенное до блеска умение не давать себя в обиду - по мановению руки Матильды Феликсовны лишился места директор императорских театров князь Волконский. А Сергей Дягилев, которого Матильда долго ненавидела и всячески вставляла палки в колеса его балетных проектов, внезапно получал отказы - обещанные деньги и помещения для репетиций уплывали из его рук. (В эмиграции, когда былые склоки разом потеряли значение, она помирилась и даже подружилась и с Волконским, и с Дягилевым.)
Особое положение при дворе - не причина театральных успехов Кшесинской. Ею двигало честолюбивое стремление быть первой не только в свете, но и в балете. Прожигательница жизни была талантлива. И после очередного ночного веселья умела быстро войти в форму, потрясая и техникой танца, и мимической игрой. "Пикантность, кокетливость, шик" - главные слова из лексикона историков балета, пишущих о Кшесинской. Ее пейзанка Лиза в балете "Тщетная предосторожность" или, к примеру, героиня забытого ныне балета "Талисман" вызвали восторженные рецензии критики. Отчетливость танцевального "произношения" балетных па сочеталась у Кшесинской с "вакхическим волнением" танца: она бросалась в него очертя голову, и публика была захвачена восторгом, горевшим на ее лице. Это же качество - горение на сцене - привлекало ее к творчеству Дункан: несмотря на консерватизм собственной манеры и балетные вкусы XIX века, Матильда обожала "неистовую Айседору". Сохранились свидетельства, как на концерте Дункан, забыв о манерах, Кшесинская влезла на стул и бешено аплодировала.
Первой из русских балерин Матильда освоила виртуозное классическое па, привезенное в Россию итальянскими балеринами-гастролершами, - фуэте, да еще в количестве тридцати двух. Очевидцы вспоминали, в какой "театр в театре" превращала Кшесинская каждое исполнение трудной новинки: взмахом руки останавливая оркестр, она долго примерялась, ища точку равновесия, и, найдя удобное положение, вновь махала дирижеру: "давай!", крутясь на одной ноге под неизменные овации публики, вслух считавшей количество вращений...
В 1920 году с остатками белой армии она отплыла из Крыма в эмиграцию. В 1936 году в Лондоне последний раз танцевала перед публикой, с огоньком исполнив (несмотря на солидный уже возраст) русский танец. Оставила сильно приглаженные мемуары, в которых тем не менее отдает должное многим великим современникам и называет свою жизнь "изумляющим романом".
Во Франции Кшесинская жила на своей вилле в Каннах, но в конце 20-х проиграла в Монте-Карло большую сумму денег и драгоценности. Спасение от финансового кризиса бывшая примадонна нашла в работе: она открыла в Париже частную балетную студию (любимое занятие многих бывших балерин императорского театра). У нее учились несколько известных впоследствии европейских балерин. Многие, впрочем, утверждали, что преподавание Кшесинской было "более любезным, чем требовательным, и более рассчитано на "обвораживание" учениц, чем на реальные результаты". Но в учениках недостатка не было. Многим хотелось поглядеть на гримасу истории: как знатная особа княгиня Красиньская ставит ноги начинающим танцовщицам, а скромный труженик, великий князь Андрей Владимирович, помогая жене, невозмутимо поливает пол водой из лейки.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Крылова Мария
"Благовещение" со скандалом
Кажется, Православная Церковь претендует на роль нравственного цензора, но предпочитает действовать чужими руками
27.08.2003
Все статьи Крылова Мария
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07