Икона и дети

0
140
Время на чтение 6 минут
Когда смотришь на древнерусские иконы, ловишь себя на мысли о сходстве святых ликов с детскими лицами. Эта особая нежная, ласковая "детскость" заметно удавалась преп. Андрею Рублеву: взять, к примеру, хотя бы фрески Успенского собора во Владимире. И наоборот, изображая детей, изографы придавали им определенную "зрелость". Подчас ребенок визуально отличается от взрослого лишь своим масштабом да отсутствием бороды и усов. А если обратить внимание на икону кисти прокопия Чирина "Великомученик Димитрий Солунский и благоверный царевич Угличский и московский Димитрий" (строгановские письма, нач. XVII в.), то мы найдем младенца Димитрия одинаковым по росту с воином Димитрием Солунским, т.е. и масштаб здесь не играет роли, определяющей возраст.
Подобная трактовка, возможно, имеет своим началом слова св. Ефрема Сирина: "Все мы воскреснем в тридцатитрехлетнем возрасте".
Моленный образ, каким он предстоит нам от вечности с иконы, является изображением внутреннего человека, у которого всегда только один "идеальный возраст".
Спрашивается, почему же тогда на иконах сплошь старцы, средовеки и юноши? Если дети могут "мужать" до взрослого состояния, то необходим и обратный процесс - усреднение до 33-летнего идеала: логично изображать старцев средовеками.
История знает и такие примеры. Святителя Николая Мирликийского писали (особенно греки) и старцем, и средовеком.
Здесь важно понять другое: "идеальный возраст" воспринимался иконописцем не как отсутствие старости или младенчества, а как совершенство, заповеданное Самим Господом: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:3). Речь идет тут, конечно же, не об инфантилизме, а о человеческих добродетелях. Записанные ап. Матфеем слова Спасителя св. Иоанн Златоуст поясняет: "Младенца хотя бы поносили, хотя бы наказывали, хотя бы хвалили, хотя бы чествовали, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится".
"Идеальный возраст" - это определенный показатель духовной зрелости, мера "полного возраста Христова" (Еф. 4:13). Духовную зрелость следует, однако, отличать от житейского опыта; она меньше всего зависима от величины временного отрезка жизни. Святые младенцы и отроки успели-таки войти в "идеальный возраст", а закоренелый грешник далек от него и в 90...
Именно из концепции "идеального возраста" возникают изображения взрослых, как детей, а детей, как взрослых. Любая каноничная икона "Введение во храм" подтверждает сказанное: детская фигура Марии отличается от Ее взрослых изображений только масштабом, даже облачения остаются неизменными - трехзвездный мафорий и синяя туника.
Но первенствующее положение среди детских ликов принадлежит Спасу Эммануилу. Его можно видеть в изводах "Собор Архангелов" и "Богоматерь "Знамение". И нигде, начиная с саркофагов VI в., мы не найдем даже следов сусальности, которой иногда отмечены моленные образы нового и новейшего времени, - везде на нас смотрит духовно умудренная Личность, надлежащей быть Младенцем по воле Божественного Отца. То же самое можно сказать и о древних иконах Богородицы, держащей на руках Сына - Богомладенца. Лишь с XVIIв. изографы стали нисходить до сентиментальных, полных нездоровой чувствительности изображений.
В светском искусстве мысль о "духовной зрелости", как ее понимали русские иконописцы, смог успешно реализовать, кажется, один Ефим Честняков. Именно на его полотнах мы встречаем тех же "взрослых детей" и по-детски чистых, доверчивых стариков. Можно было бы, наверное, говорить о вхождении в "идеальный возраст" самого художника, если б вход в его Город Всеобщего Благоденствия открывал нам Небесный Иерусалим. Но нет, людской поток устремлен куда-то под землю, а не к небу... Хотя существуют свидетельства о том, что Ефим Васильевич Честняков искренно исповедовал православную веру. Как знать, возможно, живописец имел в виду Город Всеобщего Благоденствия при богоборческом сталинском социализме? Всеобщее рытье метро в 30-е годы вполне могло подвигнуть Честнякова к подобной мысли. Творчество художника необходимо ведь рассматривать в контексте своего времени.
Вернемся к иконописи. Обнаруживается одна типичная особенность при передаче одежд у детей: наряду со взрослыми облачениями, столь характерными для эпохи средневековья, встречаются снежно белые "сорочицы", присущие исключительно детям (см. иконы: 1) "молящиеся новгородцы" (XV в.); 2) "О тебе радуется" (XVI в.) из Ильинской церкви в Вологде; 3) новгородскую таблетку "Вход в Иерусалим" (XVв.); и др.); белый цвет их, вне всяких сомнений, символичен и обозначает чистоту детских душ. В таких по крою сорочках представлены (кстати, детьми) души праведников на лоне Авраамовом (см. фреску XII в. "Лоно Авраамово" в нарфике нижнего этажа монастырской церкви - гробницы, что в Бачково, Болгария). Выстраивается следующая картина: души скончавшихся взрослых праведников предстоят Богу детьми в Царстве Небесном - живые дети ходят перед Богом по земле взрослыми праведниками. И белый цвет их сорочек лишь высвечивает важное духовное качество человека: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Не случайно, в иконе "Успение" душа Пречистой представлена ребенком, и тоже - в белом.
Столь же закономерно расположение детей в сорочицах над и под фигурой Христа (см. памятники XV века "Вход в Иерусалим": 1) новгородская икона из собрания И.С. Остроухова, ныне переатрибутированная как московская, находится в Третья-ковской галерее; 2) новгородская таблетка; 3) икона кисти преп. Андрея Рублева из праздничного чина Благовещенского собора. И др.). Детвора здесь, наподобие Ангелов, составляет окружение Господа.
Концептуальный прием превращения взрослых в детей, а детей во взрослых свойственен преимущественно древнерусской иконописи. Византийские, да, впрочем, и остальные мастера православного мира им владели "однобоко": у них только "взрослели" дети, но не "юнели" взрослые, не считая, разумеется, отдельных случаев омоложения до средовека св. Николая Мирликийского, которому просто сбавлялся возраст, а не присваивалась та упомянутая выше нежная, ласковая "детскость", свято выводимая кистью преп. Андрея Рублева.
Русская иконопись "по-детски радостна и легка, полна безмятежного покоя и теплоты. И можно утверждать, что нигде жизнерадостное и жизнеутверждающее христианское мировоззрение не нашло столь яркого выражения, как в русской иконе. Можно сказать, что если Византия богословствовала по преимуществу словом, то Россия богословствовала по преимуществу образом. В пределах художественного языка именно России дано было явить глубину содержания иконы, высшую степень ее духоносности", - писал видный богослов XX века Л.А. Успенский.
Однако, в отличие от некоторых наших современников, библейские писатели помнят, что ребенок - существо, еще не достигшее полноты развития. Одно дело - святые младенцы и отроки, взирающие из резных киотов, другое дело - реальные дети в жизни. Для ап. Павла слово "младенец", "младенчество" означает как раз духовную НЕзрелость: "Когда я был маленьким, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а когда стал мужем, то оставил младенческое" (1 Кор. 13:11).
Поэтому стоит ли сегодня умиляться детским занятиям иконописью, которые приобретают уже, кажется, массовый характер? Расписываются детьми храмы, проводятся конкурсы(!!!) на лучшую икону... Плохо, значит, усвоили православный катехизис устроители таких конкурсов, забыли, что для верующего нет подобного "первенства" икон, ибо каждая икона свята, что выявленные победители ничего не приобретут, кроме гордыни. Дай волю этим устроителям, они не замедлят и с конкурсом на лучшее богослужение.
Не писали на Святой Руси дети икон - числились только подмастерьями: растирали пигменты, готовили левкас, краски, но самостоятельно иконописью не занимались. Церковное предание говорит, что даже святой евангелист Лука позволил себе впервые живописать образ Богоматери лишь после Пятидесятницы. А ведь это был взрослый человек, со сформированной сенсомоторикой в отличие от детей, сложившийся художник, с точным глазом и "поставленной" рукой. Другим апостол Лука быть просто не мог. И всякий скепсис здесь неуместен.
А сегодня пишутся программы для занятий иконописью в Воскресных школах...
Нет, это никоим образом нельзя считать нашими достижениями. Это наши явные заблуждения. "В создании иконы ничто не может заменить личный опыт стяжания благодати", - вот аксиома, которую замечательно вывел Л.А. Успенский.
И первые шаги, делавшиеся новоначальными русскими иконописцами, делались не раньше юношеского возраста и заключались в освоении опыта ведущего иконника "дружины" (обычно "знаменщика"), под чьим непременным руководством находились "оглашенные" изографы. Через духовный и профессиональный опыт руководителя и всей дружины они постепенно приобщались "ведению святых иконописцев, живому опыту Церкви".
Современные искусствоведы с помощью стилистического анализа доказывают, что даже для гениального Андрея Рублева совместное общение с Феофаном Греком и Прохором с Городца оставило поистине благотворный след в его дальнейшей деятельности.
И последнее. Вопреки расхожему светскому мнению, относящему иконописцев просто к ремесленникам, Церковь их считает обладателями особой харизмы. Отец Павел Флоренский в своем трактате "Иконостас" приводит специальный чин посвящения в иконописцы (Богословские труды, N9 С.114). Поэтому тех из них, кто стяжал дары Духа Святого и достиг особых высот в иконописи, Церковь канонизировала и признала святыми.
В воскресных школах мы обязаны учить детей понимать сложный язык иконы, но никак не "создавать" ее.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Кутковой
Все статьи Виктор Кутковой
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11