Похоже, что после распада СССР Ватикан так и не выработал новой "восточной политики". Именно политики, т.е. понимания взаимовыгодности отношений между двумя государствами, в этой ситуации как раз и не хватает. К тому же деятельность дипломатического ведомства Ватикана - Государственного секретариата - не всегда согласуется с действиями конкретных католических епископов в России, которые, прямо скажем, далеки от всякой дипломатии и видят единственное оправдание своей деятельности исключительно в миссионерской работе, т.е. в увеличении числа католиков в России. Создается впечатление, что представители Святого Престола в Москве с момента установления дипломатических отношений и обмена представительствами так и не смогли понять и довести до сведения своего руководства, что Россия отнюдь не миссионерская территория, а православная страна и что с этим надо считаться.
Достаточно внимательно рассмотреть деятельность Католической Церкви в таких православных странах, как Греция, Сербия или Болгария. Там тоже есть свои католические общины, но их деятельность строго регламентирована самим фактом существования в чужой конфессиональной среде.
Поражает и другое - полное непонимание Ватиканом исторических предпосылок деятельности польского духовенства в России. Всем хорошо известно, что польский католицизм здесь всегда ассоциировался либо с польским нашествием на Русь в XVII веке и насаждением чужой веры, либо с польскими восстаниями в XIX веке, которые поддерживало и польское католическое духовенство.
После Февральской революции 1917 года, когда в России была создана и легально существовала русская католическая община, ее духовный глава Львовский греко-католический митрополит, граф Андрей Шептицкий исключил всякое участие польского духовенства в судьбах русского католичества. В своих письмах в Рим он упрекал священников-поляков за то, что они своим духом полонизма, нелюбви и непонимания русской культуры препятствуют распространению самой католической идеи среди русских. Мало что изменилось с тех пор, кроме того, что теперь место католических священников - подданных Российской империи - заняли граждане Польской республики, которых отличает не только незнание русского языка и культуры, но еще и нелюбовь к России и православию. И тем не менее именно польские священники и епископы, монахи и монахини на 80% заполняют российские приходы и епархии. Основной язык католического духовенства и Церкви в России - польский.
Сложные отношения с польским католицизмом существуют не только в России. И на Украине, и в Литве хорошо помнят деятельность польских ксендзов, подавлявших национальные культуры и языки этих стран. В сознании украинских и литовских католиков до сих пор сохраняется память о том времени, когда, живя под Польшей, они испытывали духовное угнетение и полонизацию. Украинцам запрещали быть католиками восточного обряда. Литовцам - молиться и печатать молитвенники на своем родном языке. Всюду насаждалась "польская вера", и делалось это посредством польских ксендзов. Сегодня это происходит и в России с молчаливого согласия Святого Престола, который на словах печется о сохранении и развитии национальных культур своей паствы. И тем не менее абсолютное большинство среди католического духовенства в России составляют поляки. Интересно, как отреагировали бы литовские католики, если бы к ним назначили архиепископа-поляка, который стал бы насаждать все польское.
Такие ошибки в деятельности Ватикана уже можно назвать системными. Однако главное, что заботит Ватикан и его представителей в Москве, - это дух реванша и триумфализма, когда наверх рапортуется о многочисленных обращениях граждан России в католичество, об открытии новых приходов, о слабости православия и бескультурье православного духовенства, о распространении здесь многочисленных сект, что открывает широкое поле для миссионерской деятельности.
В конце июля немецкая газета "Ди Вельт" опубликовала статью Гернота Фациуса "Путин лавирует между православием и Ватиканом". Автор статьи выражает свое недоумение, граничащее с возмущением, почему российский президент медлит с ответом на письмо Папы Иоанна Павла II, где Римский Первосвященник просит Путина сообщить причины, по которым одному из римско-католических епископов, гражданину Польши Ежи Мазуру, исполнявшему в России свои архипастырские обязанности, было отказано во въездной визе и он был объявлен persona non grata.
Взаимоотношения между главами государств - дело сложное, особенно если это касается переписки между ними. Оно не терпит поспешности и влияния третьей стороны, заинтересованной в решении той или иной ситуации. Особая же взвешенность и неспешность требуется в делах, связанных с проблемами жизни и деятельности Церкви.
Однако автор статьи в "Ди Вельт" делает очень далеко идущие выводы, ссылаясь на заявление римско-католического митрополита в Москве Тадеуша Кондрусевича, который считает, что происходит "нечто из ряда вон выходящее". Президент Путин не отвечает на письмо из Ватикана потому, что на него якобы оказывает прямое давление Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Возможно, - пишет немецкая газета, - Патриарх пригрозил президенту церковным наказанием, если тот вдруг займет отличную от Православной Церкви позицию".
Сказанное буквально переворачивает с ног на голову все имевшиеся ранее представления о взаимоотношениях Церкви и государства в России! Известный американский историк, исследователь дореволюционной России и советолог Ричард Пайпс утверждает вместе с другими западными учеными, что Православная Церковь всегда была "служанкой русского самодержавия". Затем она попала под диктат коммунистов, и ею управляли из ЦК КПСС и КГБ. Многие аналитики склонны думать, что и в постсоветской России Православная Церковь исполняет служебные функции по отношению к государству. Но вот на наших глазах происходит историческое открытие: оказывается, теперь Патриарх руководит президентом страны и даже грозит ему церковной анафемой! Есть подозрение, что немецкий журналист перепутал время и место событий: вероятно, он полагает, что нынешняя Россия живет при грозном патриархе Никоне и тишайшем царе Алексее Михайловиче. Будто два года назад западные журналисты не вопрошали хором: "Кто вы, господин Путин?" - намекая на его бывшую работу в спецслужбах, в руках которых находились все нити власти, в том числе и власти церковной. Либо президент лишился собственной воли, либо его "охмурили попы"?
Странно, почему наряду с этой версией никто не предлагает другую. Может быть, в России наконец-то наступила религиозная свобода и Церковь эмансипировалась от государства? Вероятно, именно поэтому президент Путин не спешит вмешиваться в конфликт православных и католиков в России, полагая, что две Церкви должны сами разобраться друг с другом. Прошло то время, когда высшие партийные и государственные чиновники решали, надо ли РПЦ посылать своих наблюдателей на Второй Ватиканский Собор, - теперь это дело самих иерархов.
А что касается ответного письма Путина Иоанну Павлу II, то как нам сообщил источник в МИД РФ, письмо уже давно отправлено, но только вряд ли оно повлияет на судьбу польского епископа, которому отказано во въездной визе, и на российско-ватиканские отношения в целом. Взаимоотношения России и Ватикана имеют свою многовековую историю, в которой были свои успехи и неудачи, но, к сожалению, "польский вопрос" очень часто становился для двух государств камнем преткновения. Однако не стоит Римскую Церковь отождествлять с "польской верой"!