itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вооружение казаков - предпосылка гражданской войны

Атаман Всевеликого войска донского Николай Козицын считает, что оккупация Ростовской области уже началась

Политика 
0
234
Время на чтение 6 минут
Международная казачья общественная организация "Всевеликое войско донское" объединяет казачество Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и ряда стран зарубежья. В своих рядах она насчитывает 150 тыс. казаков, из них на Дону проживают около 80 тысяч. В последнее время все громче раздаются требования казаков вооружить их для защиты своих хуторов и станиц от незваных гостей. Об этом и других проблемах казачества корреспондент "НГ" беседует с атаманом "Всевеликого войска донского" Николаем Козицыным.
Из досье "НГ"
Николай Иванович Козицын, 46 лет, образование высшее. С 1990 года принимает активное участие в возрождении на Дону казачества. Участник боевых действий в Приднестровье и Абхазии. В 1993 году на большом казачьем круге был избран атаманом Всевеликого войска донского. В 1994 году подписал договор о сотрудничестве казаков Дона с дудаевским правительством.
- Николай Иванович, сегодня на Дону два казачьих войска, под флагами которых маршируют "реестровая" и "общественная" организации. Откуда пошел этот раскол?
- Мне не нравится слово "раскол", пусть лучше будет "деление", "размежевание". Так вот, деление на "реестровых" и "общественников" произошло осенью 1996 года. В результате помимо уже существовавшего объединения "Всевеликое войско донское", во главе которого я стоял, появилась еще одна структура с тем же названием, но реестровых казаков. Одна из причин, как ни странно, Указ президента РФ # 835 "О государственном реестре казачьих обществ в РФ", подписанный Борисом Ельциным в августе 95-го. В нем были обещаны экономические и другие льготы казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы. Я сразу расценил этот документ как неприемлемый, нарушающий вековые казачьи традиции. Если вспомнить российскую историю, то понятия "реестровых казаков" никогда не существовало. Был вольный казачий народ, никогда не знавший крепостничества, который с 1835 года по приказу Николая I велено было считать "военно-служивым сословием". Реестровые же казаки были в Речи Посполитой (Польша). Это была часть запорожских казаков, принятых на постоянную королевскую службу и записанных в специальный реестр. Впервые это произошло в 1573 году. Казаки приносили присягу на верность королю, получали жалованье.
Реестр прекратил свое существование после того, как разрозненные восстания запорожцев при гетмане Хмельницком переросли в тотальную казачье-польскую войну, закончившуюся в 1654 году. А в России, повторюсь, никогда реестровых казаков не было.
Если следовать ельцинскому указу, казаком может считаться любой, будь-то армянин или китаец, подписавший соответствующий документ. Отсутствует понятие казаков как народа. Кстати, первым народом, потерявшим свое имя при советской власти, стали казаки. Их после декрета о расказачивании записали русскими. Президентский указ перечеркивал наши требования, связанные с Законом "О реабилитации репрессированных народов".
- Во время визита Ельцина на Дон в 1994 году, ровно за год до выхода указа, ваше казачье войско встречало его при параде, кричало ему: "Любо!" Вы тогда говорили, что казачество радо бы служить президенту, как когда-то царю…
- Мы действительно были бы рады служить президенту, но, подчеркну, не прислуживать. Казаки много сделали для России, но она всегда была к ним несправедлива. Сколько казаков вместе с семьями были высланы в Сибирь! Сколько жизней унес геноцид казачества! Обидно, что до сих пор казаки не признаны народом и потому не подлежат реабилитации. На сегодня своей победой донское казачество считает то, что в предстоящей переписи населения им отдельно от русских будет присваиваться специальный код. Еще осенью прошлого года мы обратились в правительство с требованием о присвоении казакам отдельного цифрового кода, под которым они будут заноситься в переписные листы. Это одна из попыток заставить власть обратить внимание на проблемы этого народа. С момента зарождения казачьего движения в 1991 году власти смотрели на казачество как на разменную карту. И неспроста в течение 1991-1993 годов атаманы на Дону менялись как перчатки: Михаил Шолохов, Сергей Мещеряков, Василий Каледин. В октябре 93-го атаманом избрали меня. Все эти годы я неоднократно подтверждал свои полномочия на большом казачьем круге.
- Почему же тогда областные власти не сделали на вас ставку?
- Потому что они прекрасно понимали, что я не буду игрушкой в их руках. К тому же мне не могли простить пикет у здания областной администрации в июне 1994 года, когда я привел более трех тысяч казаков, требующих предоставления им прав, обещанных в ходе выборных кампаний как на местном, так и федеральном уровнях. Окончательно же деление казачества произошло в сентябре 1996 года. Я собрал совет атаманов, на котором было 480 человек. Был приглашен губернатор Владимир Федорович Чуб, но он не пришел. В Волгодонске, где мэром был тогда Вячеслав Хижняков, собрался другой совет атаманов с участием Чуба, на котором Хижнякова и объявили заместителем главы областной администрации.
- Итак, реестровые казаки живут по уставу, контролируются государством. А кому подчиняетесь вы, "общественники"?
- Своему казачьему народу. Мы не зависим от властей - ни политически, ни экономически. У нас атаман не сидит между двух стульев, рискуя оказаться чужим как для госслужбы, так и для рядовых казаков. Мы не стоим с протянутой рукой в ожидании денег из бюджета. Мы зарабатываем их самостоятельно. Например, у нас создано 486 казачьих сельхозобщин, в которых трудятся 7,5 тыс. человек, получают нормальные урожаи, оказывают помощь юртам, школам молодых казачат. Наши казаки занимаются охраной леса, рыбных ресурсов, общественного порядка. К сожалению, у нас в области сейчас наблюдается такая тенденция: если ты не реестровый казак, значит, тебе и помогать не надо, к тому же и хорошую землю можно отобрать. Сколько на этой почве сейчас происходит конфликтов между моим войском и реестровым!
- Николай Иванович, как вы смотрите на возрождение тех функций, которые казаки веками выполняли в Российском государстве, на создание вооруженных казачьих дружин?
- Только не вооруженных. Это предпосылка к большой гражданской войне. Сегодня казаки и так неплохо вооружены охотничьими ружьями. Я понимаю, что мне могут возразить, мол, в Ростовской области много беженцев, среди которых есть и те, о которых мы ничего не знаем. Согласен. Мне как атаману не раз приходилось разбирать конфликты, которые постоянно происходят у казаков с турками-месхетинцами, чеченцами, даргинцами. Но из опыта знаю, что лучше сесть за стол переговоров, чем браться за ружье. Такое право дано только правоохранительным органам. Я не слепой и вижу, как на Дону зарождаются межнациональные конфликты. Так зачем, спрашивается, нам, казакам, еще поддавать жару? Не секрет, что наша область стала плацдармом для наркодельцов, мошенников и бандитов. На трассе Ростов-Волгодонск вы увидите, как казачки за копейки гнут спины на полях корейцев и дагестанцев, которые нахлынули сюда. Донские земли уже наполовину находятся в их руках. В то время как среди коренных жителей есть те, кто за всю жизнь не заработал даже пай - этот несчастный клочок земли. А мигранты имеют полные права и на землю, и на огромные кредиты. На Дону сегодня идет оккупация без выстрелов. Так, в Сальском и Песчанаковском районах приезжие цыгане, торговавшие наркотиками, порезали местных жителей. А в Песчанаковском и Орловском районах чеченцы и дагестанцы, бежавшие от войны, тоже затеяли резню. Даже в столице казачества Новочеркасске процветает наркоторговля. Но все равно казаки не должны браться за ружья.
- И это говорите вы, человек, который участвовал в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии, имеет боевые награды. Без донского казачества там не обошлось бы?
- Без нас не обошлось бы. Казаки - самые патриотичные люди, народ, который во все века защищал тех, кого обижают. Вы можете мне возразить, что, дескать, казаки где-то наводят порядок, но не у себя дома. Скажу сразу: это две большие разницы. Там шла война, а у нас все конфликты на бытовой почве. Тут бы поднапрячься в первую очередь местным властям да правоохранительным органам.
- Ваше имя связано со спорным договором о дружбе и сотрудничестве между Всевеликим войском донским и дудаевским правительством от 24 августа 1994 года. Существует мнение, что Джохар Дудаев этим документом заслонялся от казачества, чтобы оно не встало на защиту русских. Вы действительно верите в искренность этого документа?
- Считаю, что в тот момент это был верный шаг. Худой мир лучше доброй ссоры. Я и сегодня бы заключил такой договор ради жизней русских солдат, офицеров, женщин, стариков и детей, которые погибают в Чечне. Да и тех же чеченцев. С позиций сегодняшнего дня скажу: это не Россия воюет с Чечней, это "кто-то" воюет. Почему мы должны считать всех чеченцев поголовно бандитами? Мы уважали этот народ за мужество, культуру и просвещение. Выходит, вчера все было нормально, а сегодня - враги. Благодаря именно тому договору с Дудаевым нам удалось освободить из плена 1308 человек. Дудаев нам передавал даже тех пленных, от которых отказывалось Министерство обороны России. Дудаев никогда не прикрывался договором от казаков. За все беды в Чечне надо прежде всего спрашивать с тех, кто там оставил столько оружия. И пора бы уже сесть за стол переговоров. Думаю, что в Чечне найдутся те, с кем можно вести диалог.
Новочеркасск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Бондаренко
Благодарность от Дома Романовых
В донской станице до сих пор варят уху, которой восхищался последний российский император
20.10.2003
Атаманы требуют закона и концепции
В Ставрополе делегаты Большого Круга казачьих войск России подтвердили свое существование
03.06.2003
Не только саблей владеют донские казаки
Атаманы в жизни и на картинах
30.06.2002
Все статьи Михаил Бондаренко
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25