itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святая пустота

Влияние духовника президента на судьбу страны сильно преувеличено

Религия 
0
218
Время на чтение 5 минут

Архимандрит Тихон Шевкунов приковал к себе внимание российской политической прессы. Архимандрит не так интересен, как это внимание. В его основе лежит убежденность, что "духовник царя нередко определял судьбы российской империи" (как сформулировал Алексей Челноков в очерке о Шевкунове). Все гадают: распространится ли это "правило" на духовника Путина?
На самом деле Лев Гумилев, выдвинувший идею о роковой роли духовника в российской истории, в данном случае исказил факты. Только дважды священнослужители определяли судьбы страны, но оба раза делали это абсолютно открыто, не будучи царскими духовниками. В малолетство Дмитрия Донского это был митрополит Алексий, при Михаиле Романове - его отец, насильно постриженный в монахи и ставший патриархом Филарет Никитич.
Ни один царский духовник никогда не имел решающего слова в государственных делах. Другой вопрос, что цари несколько раз пытались переваливать ответственность с себя на подчиненных, но это всегда - как в случае претензий Петра Алексеевича к патриарху Никону - была ложь, пусть и царственная. Попытка представить "социальными реформаторами" таких священников, как Иван Неронов, Стефан Вонифатьев, Аввакум Петров, - перенесение Гумилевым на cемнадцатый век приблизительности, характерной для бульварной прессы нашего времени. Погромы, которые устраивал тот же Аввакум, имели к реформам не больше отношения, чем погромы, устраиваемые скинхедами.
Лев Гумилев, однако, никогда не пытался обелить одного начальника за счет другого, поменьше. Иначе обстоит дело в охоте на Шевкунова. Это типичный отвлекающий маневр, психопатический перенос внимания. Читателей "Известий", наверное, ужаснуло политическое кредо отца Тихона, выраженное во фразе: "Сегодня Россия вынуждена проходить между Сциллой и Харибдой: между ужасом исламского терроризма и не менее страшной силой тех, кто пытается воплотить в жизнь тотальную американскую гегемонию".
Но ведь и митрополит Кирилл Гундяев на трагедию 11 сентября отреагировал аналогично! И сам Патриарх Алексий Ридигер в заявлении по поводу 11 сентября уравнял террористов и США, изобразив трагедию столкновением двух тоталитаризмов: "Мы... столкнулись с еще (выделено мной. - Я.К.) одной, особенно дерзкой попыткой насильственно навязать другим свое видение мирового порядка, опираясь на собственные мировоззренческие или религиозные убеждения, абсолютизируя свою культуру и свой образ жизни".
Высказывание Шевкунова: "Я проголосовал за Владимира Путина... Мне в нем очень нравится одно качество - он совершенно не стремится к власти" - вполне стоит слов Патриарха, сказанных в конце января 2000 года: Церковь-де взяла и "с удовлетворением восприняла согласие Владимира Путина участвовать в выборах президента России".
Какое высказывание Шевкунова ни возьми, ему обязательно найдется аналог в речах высших церковных иерархов, да и светских политиков. Но тех трогать боятся. Критика, как в первый застой, вновь подымается не выше уровня райкома (каковому уровню и соответствует занимаемый Шевкуновым пост наместника Сретенского монастыря в Москве). Юрий Васильев в "МН" критиковал Шевкунова за то, что в 1994 году он выгнал из Сретенского монастыря отца Георгия Кочеткова с его общиной, но как-то стыдливо умолчал, что послал-то его с таким заданием Патриарх Алексий. И отнюдь не Шевкунову принадлежит "патент" на насильственное решение внутрицерковных проблем, все было в начале 1990-х многократно опробовано на всевозможных "отщепенцах". Милитаризм Шевкунова из того же теста, что милитаризм как православных, так и антиправославных героев нашего времени. А его брань в адрес свободы слова ("больше всего об угрозе "ограничений" кричат как раз те, кто монополизировал информацию и превратил СМИ в настоящее оружие") дословно повторяет штампы проправительственного агитпропа.
Свято место пусто не бывает, но пустое место освятить можно запросто. Можно сделать это пустое место архимандритом, можно изобразить его "серым кардиналом". Правда, однако, заключается в том, что Шевкунов потому сблизился с Путиным (а сближение это совершенно реально и зафиксировано теле- и фотокамерами), что способен вкладывать в себя противоположные убеждения.
Какие-то взгляды он, видимо, лишь припрятывает (например, в 1991 году он утверждал, что демократия - враг Московской патриархии, сейчас он таких высказываний себе не позволяет, хотя не утверждает и ничего противоположного). Но вот два года отец Тихон вел кампанию против штрихкодов и ИНН как орудий американского тоталитаризма, после чего в начале 2000 года развернулся и вдарил из всех орудий по тем, кто пытается расколоть православие надуманными претензиями к налоговикам. И хотя все обещания министра налогов Шевкунову оказались обманом, никто православных, боящихся ИНН, не освободил от этой буки, игумен уже неколебим в поддержке курса партии и правительства.
В 1991 году, еще в бытность простым монашком, Шевкунов обвинил "карловчан" (американских православных) в поджоге по заданию ЦРУ Донского монастыря, где он тогда проживал. В 2001 году он радостно приветствует возможное объединение Московской патриархии с теми же "карловчанами".
У этого человека всегда есть запасной выход. Он выступает не против абортов, а "за ограничение абортов". Позиция для православного человека нетривиальная, зато идеально соответствующая правительственному курсу, который допускает аборты и на поздней стадии беременности "по социальным причинам". Он против "либерального угара" и "либеральной агрессии", но ведь это означает, что в любой момент отец Тихон может провозгласить себя сторонником "истинного либерализма".
Шевкунов способен легко объяснить, почему Московская патриархия нарушает собственный устав, не созывая поместных соборов: мол, зачем нужна такая "крайность", как "введение строгой и обязательной периодичности в живую жизнь Церкви". Разумеется, с такой же легкостью он объясняет прихожанам, зачем в живой жизни Церкви нужна строгая и обязательная периодичность исповеди, причастия, молитвы.
По крайней мере, в случае со штрихкодами переворот во взглядах о. Тихона последовал за его знакомством с Путиным. Во всяком случае, Шевкунов заявил, что познакомился с будущим президентом, когда тот стал работать "по соседству", то есть в здании ФСБ на Лубянке.
Интерес к Шевкунову был подогрет бурным обсуждением личности банкира Сергея Пугачева. Что с Пугачевым Шевкунов познакомился намного раньше, чем с Путиным, несомненно: Пугачев финансировал деятельность православной телепередачи "Русский дом" и соответствующего журнала.
Оживленно обсуждается: Пугачев познакомил Путина с Шевкуновым или Шевкунов - Пугачева. Но драма в том, что это не имеет ни малейшего значения. От перестановки пустот сумма не меняется. Пугачев, Путин, Шевкунов - лишь дыры, на которые молятся те, кому обязательно нужно молиться на кого-нибудь, кроме того Единственного, Кому молиться не нужно, зато можно.
Идет процесс воспроизводства и раздувания ничтожеств. Эти ничтожества любят святость. Шевкунов заявил: "Тот, кто по-настоящему любит Россию... может только молиться за Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России". Шевкунов, видимо, прав в том, что воля избирателей к выдуванию Путина отношения не имеет. Но и воля Божия ни при чем. Если бы Бог ставил Путина во главе страны, Он бы сфальсифицировал результаты выборов элегантнее, а не по-чекистски топорно: до Урала народ один, после Урала другой.
Если что из Божественного Откровения и имеет отношение к этой истории, так знаменитый стих псалма сорок первого: "Бездна бездну призывает". Пустота тянется к пустоте. Сходят со сцены истории пустоты 1920-х годов рождения, старятся пустоты 1940-х годов, но уже призваны им на смену пустоты 1952 года, 1958 года (Шевкунов как раз с этого), и тянутся вереницы совсем молодых, радужных пузырей. Ну, не беда: тот псалом заканчивается призывом: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего". Главное - не поддувать в пузырь, а лопнет он и сам.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яков Кротов
Пастырь и гуси
Наследие Александра Меня не пропало, но и в ход не пущено
25.06.2002
Попытка поужинать свободой
проявилась в двух новых концепциях взаимоотношений государства и церкви
17.06.2002
Все статьи Яков Кротов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06