Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Страсти вокруг митрополита

Е.  Соколов, Смена

05.07.2002

Завершившийся неделю назад в Нью-Йорке собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) опубликовал отдельные послания к своей пастве за границей и в России, а также ответ на братское послание московского Патриарха Алексия Второго. В этих документах собор подтвердил прежнюю позицию РПЦЗ по отношению к сергианству и экуменизму и, отклонив возможность компромиcсного "братания", выразил готовность к проведению конструктивных встреч с представителями Московской патриархии. Ответ собора РПЦЗ архипастырям Священного Синода МП был выражен в духе христианской любви к грешникам, но не ко греху.
Казалось бы, подобный подход должен был уладить все недоразумения внутри РПЦЗ, но этого не произошло. Как мы помним, протесты внутри Зарубежной церкви начались после решений ее прошлогоднего собора, на котором было принято обращение к Патриарху Сербскому Павлу с просьбой быть посредником в переговорах с Москвой. Кроме того, в соборном послании говорилось, что принятая патриархией социальная доктрина представляет собой фактический отказ от сергианства.
Тогдашнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия поддержало большинство клириков и мирян российских приходов РПЦЗ, а также часть клириков и мирян в Канаде. Однако тут же возник и раскол. Расколу в Канаде способствовал, как это ни парадоксально, антиэкуменист и антисергианец епископ Торонтский Михаил, ставший после собора Монреальским и Канадским. Он проявил себя, мягко говоря, человеком малодуховным и страстным. Всех, кого он считал своими противниками, епископ Михаил записывал во враги церкви и в борьбе с ними прибегал ко лжи и клевете. Это уже давно отвратило от него значительную часть паствы. Кроме того, в его действиях проглядывалось желание захватить собственность, находящуюся в личном ведении митрополита Виталия, в первую очередь подворье Братства преподобного Иова Почаевского в Монреале и Свято-Преображенский скит в Мэнсонвиле.
Скандал с митрополитом Виталием, произошедший после собора, только подтвердил эти подозрения. В Синоде утверждают, что митрополит подписал прошение о своей отставке добровольно и на другой день после этого даже поздравлял нового первоиерарха, но согласно рассказу секретаря митрополита Людмилы Роснянской, с бумагами для подписи к митрополиту с группой архиереев и нотариусом явился сам епископ Михаил. Митрополит подписал лишь прошение об уходе на покой, а под документами о передаче собственности свою подпись поставить отказался.
Сразу же после этого Роснянскую уволили и выдворили из здания Синода, не дав даже проститься с митрополитом. В официальном заявлении Синода столь экстренная мера объяснялась тем, что секретарь оказывала на митрополита слишком большое влияние и давала ему какие-то неизвестные сильные лекарства. Людмила Роснянская, опасаясь за благополучие митрополита, обратилась в полицию. Когда полицейские устроили ей и группе сторонников митрополита Виталия встречу у дверей особняка, бывший первоиерарх, несмотря на уговоры членов Синода, решил тотчас отправиться в Канаду, в Свято-Преображенский скит.
По прибытии в Канаду митрополит Виталий опубликовал послание, в котором заявил, что остается первоиерархом РПЦЗ. Вскоре после этого в Свято-Преображенский скит в Мэнсонвиле с нарядом полиции прибыл сам епископ Михаил. Не дожидаясь окончания вечернего богослужения, он вместе с женщиной-полицейским вошел в алтарь, чтобы вывести оттуда митрополита. (Подобным образом во время гонений на Церковь действовали большевики.) Они предъявили судебное решение о принудительной медицинской экспертизе, и митрополита увезли в ближайшую психиатрическую больницу.
Как позднее оправдывался в своем заявлении Синод, восемь полицейских (по 4 из Америки и из Канады) были нужны для обеспечения безопасного отъезда бывшего первоиерарха из скита. Во время этой сцены митрополит Виталий трижды предал епископа Михаила анафеме. А экспертиза установила, что митрополит психически здоров и может исполнять свои обязанности.
Синод в этой истории выглядит довольно некрасиво. Если его члены считали деятельность Роснянской зловредной, а ее пребывание на посту секретаря митрополита противоречащим канонам, то почему они ничего не предпринимали в течение 12 лет, а озаботились здоровьем митрополита Виталия только после того, как он ушел на покой?
На днях митрополит Виталий совместно с епископом Каннским Варнавой совершил хиротонию очень уважаемого в Монреале пастыря - архимандрита Сергия (Киндякова), который стал епископом Мэнсонвильским.
На другой день епископ Михаил опубликовал извещение, в котором он назвал хиротонию архимандрита Сергия, совершенную, как он выразился, "пребывающим согласно собственной его просьбе на покое митрополитом Виталием и лишенным сана епископом Каннским Варнавою", противоцерковным актом.
Эта хиротония означает окончательный раскол в РПЦЗ. Нет сомнения, что подавляющее большинство прихожан Зарубежной церкви в других епархиях пойдут за своими архиереями и пастырями, так что с митрополитом Виталием останется меньшая ее часть в зарубежье и большая - в России.
Можно предположить, что РПЦЗ начнет свое медленное движение в сторону Московской патриархии, а "непримиримые" образуют свое собственное церковное управление. Для этой группы было бы логично сближение с Российской автономной православной церковью, возглавляемой митрополитом Суздальским Валентином (Русанцовым). Только вот из-за архиерейских страстей такое сближение в настоящий момент маловероятно.
Монреаль




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме