itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Женщина, не приставай к тайскому монаху

Общество 
0
161
Время на чтение 6 минут
Только что в нашем городе прошли Дни Таиланда, организованные консульством этого королевства. Как ни печально, но подавляющее большинство петербуржцев уверено в том, что специфическая еда - это все, что произвела на свет многообразная тайская культура. Лишь единицы знают о ее особенностях не понаслышке. Среди них сотрудники отделения тайской филологии, созданного несколько десятилетий назад на базе восточного факультета СПбГУ. С руководителем этого отделения доктором филологических наук, профессором кафедры тайской филологии Юрием Осиповым встретился корреспондент "Смены".
- Юрий Михайлович, давно вы занимаетесь тайской культурой?
- Практически всю сознательную жизнь после школы я связан с восточным факультетом Университета. Сначала учился на китайском отделении, позже преподавал русский язык китайцам, потом занимался языками Бирмы, Таиланда и в какой-то мере Лаоса. С тайского языка переводил сказки, рассказы, с бирманского - даже романы. В последнее время занимаюсь сугубо тайскими делами, то есть Таиландом и немного Лаосом.
- Повидали тайскую землю, людей, их нравы и обычаи?
- В Таиланде я был два раза по три недели в 1993 и 1994 годах. Этого, конечно, мало, но я постарался увидеть как можно больше. Кроме того, в Бирме жил около года, там во многих жизненных аспектах схожая с Таиландом картина. Вся жизнь этих стран построена на религиозном мировоззрении южного буддизма. Я изучал буддизм школы тхеравада, что в переводе означает "школа старцев". Это наиболее ортодоксальное буддийское учение и в то же время наиболее простое и строгое. Оно распространяется на страны Юго-Восточной Азии, на весь Индокитай и Цейлон. У нас же знают, причем поверхностно, в основном северный буддизм, который распространен в Китае, Японии, в Тибете. Буддизм - религия философичная, очень терпимая, любое насилие в ней, будь то войны, агрессия или просто резкие действия, не поощряется.
- Как же быть с тайским боксом, он-то, по-моему, очень резкий?
- У меня до сих пор вызывает некоторое удивление популярность "муайтхай" - тайского бокса - в Таиланде. Трудно себе представить, как в такой спокойной и терпимой стране выросло столь агрессивное искусство, - Таиланд ведь уже очень давно не воевал.
- Может быть, это просто способ расслабиться?
- Отношение к боксу в самой стране разное. Вот недавно я беседовал с одной дамой из посольского корпуса. Она сказала, что терпеть не может бокс, но по должности вынуждена ходить на такие соревнования. Она просто не смотрит на ринг, закрывает глаза. И не только женщины так себя ведут. Тайский народ вообще очень миролюбивый. А боксеры - это определенная прослойка, как тореро в Испании. Они живут по законам кланов, которые занимаются этим видом спорта и строят на нем свой бизнес.
- Он легален?
- Вполне. Я встречался с боксерами и их учителями, они очень даже милые и добродушные люди. Правда, я не видел их на ринге.
- А у вас были учителя тайского языка?
- Строго говоря, нет. Долгое время мы в СССР жили вообще без всякой тайской литературы. Не говоря уже о том, что в Таиланд не выпускали до конца 80-х годов. Впервые я поехал туда только в начале 90-х. До этого общение строилось на случайных контактах, когда, например, к нам приезжали группы журналистов или деятелей культуры. У них тогда по крупицам выманивались отрывочные сведения. Книг почти не было, а значит, не было и материала для преподавания. А без носителей языка преподавать не только трудно, но и рискованно. Не было уверенности, что меня поймут. Это проблема не только нашей специализации, но и других отделений восточного факультета.
- Вот вы приехали туда, и что?
- Трудно, конечно, было. Европейцам там вообще не просто. Для тайцев мы - фаранги. Это не очень хорошее слово, не то чтобы ругательное, но неприятный оттенок все-таки есть. Не помню, чтобы при моих расспросах от меня кто-нибудь отмахивался. Я старался обращаться к людям старшего поколения. Они терпеливо выслушивали меня. Лучшими информаторами были самые что ни на есть простые люди. Сапожник, к примеру, мог с удовольствием ответить на все вопросы, причем на литературном тайском. А вот полицейский сразу начинал информировать по-английски. Он, очевидно, и это подтверждалось неоднократно, считал, что каждый иностранец обязан говорить по-английски. Если не говорит, значит, просто глуп и необразован. При этом полицейский в Таиланде иногда может дать неверную информацию. Так что лучше всего, если вы, конечно, вообще желаете заговорить с местными жителями, обращаться к простым людям. Хотя, бывало, случались промашки: человек мог оказаться носителем диалекта, на котором только и говорил.
- Тайская культура - это интересно?
- Безусловно. Культура эта во многом специфическая. Хотя часть принятых в регионе литературных понятий - сюжетов, образов - пришла из Индии. Очень много сюжетов из эпоса "Рамаяна". В Таиланде она называется "Рамакиан". Это не совсем индийская "Рамаяна", но общее содержание близко по смыслу. На "Рамакиане" построено множество местных литературных сюжетов - в театре, в поэзии, в прозе. Кроме того, это богатый материал для фресок в храмах. В Кремле (Королевский дворец) Бангкока есть целая галерея с картинами на сюжеты из "Рамакиана". Вот только по храмам и другим важным достопримечательностям российских туристов стараются не водить, даже в Национальный музей в Бангкоке не водят.
- Это почему же?
- Считают, что это скучно, долго и тяжело. Действительно тяжело - музей большой, кондиционеров там нет, нужно по жаре ходить в течение трех - четырех часов. Жара - это 30 - 40 градусов по Цельсию при постоянно давящей влажности. Ночью же температура почти не понижается.
- Туристы, может, и сами-то не хотят ходить по храмам. А, кстати, чего они вообще хотят, приезжая на тайскую землю?
- В основном хотят купаться и загорать, а не прогуливаться по храмам и смотреть какие-то фрески. И это очень огорчительно. Мы же практически ничего не знаем о местной истории, о театре, об архитектуре. Российские туристы, например, не ходят в тамошний очень специфический театр. Любознательные американцы, французы ходят, а наши - никогда.
- Может, хотят чего "погорячее"?
- Есть на курорте в Патайя шоу трансвеститов. Это, естественно, многих привлекает. Наши туристы ведут себя там крайне неприлично, стараются завязать знакомство с этими экзотическими танцорами и тому подобное. А туристские фирмы возят клиентов именно туда. Наиболее интересны в смысле дорогих удовольствий Бангкок, Патайя и еще, может быть, какой-нибудь остров. Туристам, правда, предлагают за свой счет поехать еще и на север Таиланда. Но любителей мало. Мои студенты, правда, ездили.
- Чего в Таиланде делать не рекомендуется?
- Только что я получил посольское издание, где есть рекомендации, как вести себя туристам. Так, женщина ни в коем случае не должна подходить к монаху, прикасаться к нему, заговаривать. Мужчина может. Тогда получается вполне приемлемый контакт. Хотя по буддийскому установлению монах не должен обращать внимание ни на кого из мирян. Если он убежденный буддист, то не должен получать никаких денег, вещей, кроме, конечно, ритуального ежедневного пожертвования.
Монахи - это вообще отдельная тема. Например, то, как они ездят в автобусе. Если монах едет в автобусе, ему обязаны уступать место. Для них иногда даже специальные места отведены. Я своими глазами видел такую картину: в автобус входит совсем молодой монах, а старик встает и говорит "пожалуйте". Если же монах едет с багажом, то сам он никогда его не несет. За него багаж несут, погружают и выгружают, причем добровольно. Для добровольца это считается нравственной заслугой. Вообще система нравственных заслуг в тайском мировоззрении очень весома. Я приобрел заслугу в одном храме, где продавался проспект этого храма. Я его купил, и монахиня сказала, что это благоприятно подействует на мою карму. В целом же, рассуждают тайцы и другие буддисты, чем больше сделаешь добра, тем лучше будет тебе и твоим детям.
- Вы говорили, что женщинам не рекомендуется заговаривать с монахом. Это что, в целях охраны его целомудрия?
- Отчасти так и есть. Как-то я читал в бангкокской газете о том, что один монах, по-видимому в изнеможении от своей аскезы, набросился на американскую туристку, изнасиловал ее и задушил. Она тоже, конечно, была виновата: приехала к нему в келью одна и вела вольные всякие разговоры. После этого инцидента в прессе была оживленная дискуссия на тему, как судить монаха, если вообще судить. Чем дело кончилось, не знаю, но сам случай вполне реальный. Если же вы сами захотите узнать у тайцев про что-нибудь подобное, вряд ли добьетесь внятного ответа.
- Закрытая нация?
- Внешне люди очень приветливые, но есть пункты, которых лучше не касаться. Можно нарваться на умышленное непонимание. Например, со мной один господин принципиально не желал говорить по-тайски. У него была совершенно точная установка: иностранец по-тайски говорить не может. Поэтому он говорил со мной только по-английски, хотя и был простым шофером при турагентстве.
- И последний вопрос. Как вы думаете, насколько тайская культура стала вашей?
- Возможно, часть ее основных принципов я принял. Например, не уважаю всего, что отнимает жизнь. Трудно говорить о более масштабном взаимопроникновении. Мы, европейцы, еще очень мало знаем о тайцах. А они не всегда готовы делиться знаниями о себе. Про русских там вообще никто ничего толком не знает. Думают, мы - фаранги, а фаранги мало что понимают в их делах. Правда, в ряде петербургских вузов сегодня учатся студенты из Таиланда. Они наверняка добавят нам знаний о тайской культуре.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06