"Я верю в Господа"

О генерале Власове и о своей жизни рассказывает его духовник недавно почивший протопресвитер о. Александр Киселев

Общество 
0
186
Время на чтение 8 минут
Мы представляем вниманию читателей интервью с протопресвитером о. Александром Киселевым, который был духовником знаменитого генерала Андрея Власова, создателя Русской освободительной армии (РОА). Отец Александр родился 7 октября 1909 года в Тверской губернии. В 1918 году после гибели отца от рук большевиков его вывезли в Эстонию. Там он окончил семинарию, после чего был рукоположен в священный сан. Отец Александр служил в Нарве, затем в Таллине. Любопытно заметить, что в свое время в алтаре ему прислуживал будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда еще Алеша Редигер. В эмиграции он поддерживал Русскую Православную Церковь Заграницей. Длительное время о. Александр жил в Германии и Америке. С началом перестройки о. Александр вернулся в Россию и перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По возвращении он жил в Донском монастыре. Отец Александр всегда занимал активную общественную позицию. Так, он принял живейшее участие в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД), влиятельнейшей организации православной молодежи. После войны в Мюнхене им было создано общество "Милосердный Самарянин", много сделавшее в плане оказания помощи русским беженцам. В США о. Александр основал Свято-Серафимовское Общество и храм Преподобного Серафима в Нью-Йорке. В 1978 году под его руководством стал выходить журнал "Русское Возрождение," который теперь можно купить и в Москве. Кроме того, о. Александр автор ряда книг - "Чудотворная икона Божией матери", "Путь России" и т.д. Но, конечно наиболее яркий момент его жизни и творчества - сотрудничество с генералом Власовым и духовное окормление РОА. Власов и так называемая власовщина - явления далеко не однозначные. Охарактеризовать их как банальное предательство просто невозможно хотя бы уже потому, что в рядах русских "коллаборационистов" находились сотни тысяч людей. Только в 1943 году было подано 300 тысяч заявлений с просьбой вступить в РОА. Всего же, по некоторым оценкам, таких заявлений было подано 800 тысяч. И это без учета десятков тысяч русских, находившихся в составе иных коллаборационистских подразделений - "Русской национальной народной армии", "Русского корпуса", "Русской освободительной народной армии", "Дружины", "Особой дивизии" и т.п. Власовцы хотели стать "третьей силой", противостоящей как Гитлеру, так и Сталину. Воспоминания участников этого движения и тех, что просто были его очевидцами, свидетельствуют: Власов желал стать совершенно самостоятельной силой. Характерна такая "деталь" - в 1944 году власовцы даже отказались поздравить Гитлера с днем его рождения. В то же время на роль "третьей силы" власовцы претендовать не могли в первую очередь потому, что не имели хоть сколько-нибудь разработанной идеологии. По сути, они занимали позиции "непредрешенчества". Согласно им русский народ должен определить путь своего развития после свержения большевизма. Однако некоторые наработки в области идеологии ими были сделаны. Власовцы выдвинули некий абстрактный идеал "национально-трудового строя", отличающегося и от капитализма, и от коммунизма. Они отнюдь не ставили своей целью реставрировать царскую Россию и даже положительно отзывались о "народной революции 1917 года", которая якобы была предана большевиками. Крайне интересны попытки власовцев взять некоторые идеи русских народников. В частности, они очень высоко ценили Николая Чернышевского, считая его в определенной мере своим предшественником (об этом писала власовская газета "Заря" в 1943 году). Воспоминания о. Александра являются ценнейшим источником, позволяющим создать более полную картину власовского движения. К сожалению, о. Александр так и не увидит свое интервью в печати: 2 октября этого года, за несколько дней до дня рождения, он умер. И тем не менее интерес к его личности и вообще к участникам власовского движения будет жить еще очень и очень долго.
- Отец Александр, как произошла ваша первая встреча с Андреем Власовым?
- Надо сказать, что она была весьма необычна. Дело в том, что один из приближенных к нему офицеров (имя я называть не хочу) имел роман, в результате которого родился ребенок. Власов к этому относился строго и считал, что тот обязан жениться. Полковник же смотрел на это иначе и жениться не намеревался. Тогда Власов, желая подчеркнуть свое несогласие с поступком офицера, выразил желание выступить в роли крестного отца этого новорожденного младенца.
Был там один ротмистр фон Белинтгуаузен, по происхождению немец, но служил в царской армии, а после революции переселился обратно в Германию. Его жена была чисто русской, купеческого звания москвичкой по имени Олимпиада Ивановна. И с их семьей мы были в очень милых отношениях, особенно с женой. Она много, очень много помогала мне, в особенности в Берлине, когда наша судьба уже висела на волоске. В доме этой семьи, которая также была знакома и с Власовым, и было решено провести эти крестины. А так как у нас были теплые и хорошие отношения, то крестить ребенка пригласили меня. Ну, я привык к тому, что очень часто, если не сказать почти что сплошь, в эмиграции крестные или плохо знают, или вообще не знают Символ веры, так что приходилось читать одному или подсказывать. И вот там по привычке я начал читать Символ веры один. Вдруг слышу, как крестный отец, тоже начинает его читать, так что подсказывать ему нет никакой необходимости. Когда он прочел его, я был потрясен. Что-что, а то, что советский генерал знал Символ веры, для меня было просто невероятно. После крестин, как обычно, бывает ужин. Мы сидели, беседовали. И Власов говорил о положении русских, о положении русских в Германии во время войны Германии с Россией, о том, что нам следует делать и так далее. Все его высказывания были очень и очень мне близки. После этого ужина он пригласил меня принять участие в создании Русской освободительной армии (РОА) и почаще бывать у него. Следовательно, я предположил, что я ему симпатичен. Так состоялось наше знакомство. И оно продолжилось дальше. В моей книге все, что я мог рассказать о своих встречах с Власовым, я уже рассказал. А встречи эти были весьма интересными. Ведь о нем в русской эмиграции были разные мнения. И далеко не все относились к нему с доверием. Многие считали, что от советского генерала, коммуниста, не может исходить никакого добра.
- Насколько генерал Власов был уверен в успехе своего предприятия? Почему он думал, что немцы позволят ему его создать? На что он надеялся?
- Надежда была на то, что он, как говорят в Америке, сумеет продать свою идею, что ему удастся убедить покупателя эту идею купить. Он предполагал, что и немцы поймут, если не сегодня, так завтра, что они этой войны выиграть не могут. А поэтому им надо войти в союз с теми русскими, которые будут, грубо говоря, хозяевами России, потому что, в свою очередь, Власов считал русский коммунизм обреченным. Он говорил, что русские люди "патриоты, но не большевики".
Конечно, это была палка о двух концах. С одной стороны, можно понять немцев, которые не давали РОА оружия и не давали ей стать реальной вооруженной силой. Ведь те полторы дивизии, которых добился Власов, - какая же это армия. Это только символ. Об этом у меня в книге приведена стенографическая запись о том, как Власов был принят Гиммлером. Это было уже в конце войны, и Гиммлер тогда командовал, если так можно сказать, всеми резервами. И Власов рассчитывал, и надеялся, и уговаривал этого самого Гиммлера дать ему возможность вооружить двадцать дивизий. Контингент пополнения этих дивизий был более чем достаточен. Количество желающих войти в число военнослужащих освободительной армии тоже впечатляло. Это показывало хотя бы то, что первая дивизия, которую немцы вызвали и хотели втянуть в боевые действия на северной части фронта, направлялась туда пешком, отказавшись от передвижения на поездах, чтобы идти вместе. Когда эта дивизия вышла из Баварии, где она формировалась, в ее рядах находились, как и следует в боевой ситуации, десять тысяч человек. Пока они прошли из Баварии на север Германии, ее численность увеличилась в два раза, если не больше, несмотря на все те препятствия, которые немцы оказывали остовцам. Многие бежали из лагерей и присоединялись к этой дивизии. Ее даже охраняли от людей, которые хотели присоединиться. Однако дивизия все равно росла. Правда, когда она пришла на фронт, оружие и обмундирование, выданные на десять тысяч человек, пришлось делить на двадцать тысяч.
Власов мечтал, что проект РОА удастся, так как петля на немецкой шее стягивалась. И если вчера они могли надеяться, что победят своими собственными силами, то уже на тот момент им следовало бы осознать, что этого не произойдет. Однако признать это немцам не хотелось. Поэтому они продолжали политику сдерживания процесса вооружения русских дивизий. В то время немецкие силы были уже на исходе. При этом Власов говорил, что если ему дадут сформировать эти двадцать дивизий, то он (эти слова его я очень хорошо помню) "кончит эту кампанию разговором по телефону с Жуковым". С Жуковым он был хорошо знаком. Власов был уверен, что большинство Красной Армии присоединилось бы к РОА в борьбе с большевизмом. Но этого не произошло.
- Много ли у вас с Власовым было таких откровенных бесед?
- Да, много. Но не на военные, а на другие темы. Я же не стратег, а то, что я говорил выше, - это просто воспоминания. Мои разговоры с ним шли или о вопросах религиозных, или о вопросах помощи РОА. У нас под конец войны было создано общество "Народная помощь", для того чтобы помогать русским беженцам и рабочим в лагерях. В этих социальных вопросах я тоже участвовал. Но в основном у нас были все же беседы на религиозные темы. И из Власова не нужно было что-либо вытягивать. Он с радостью шел на такие разговоры. Одно воспоминание для меня особенно драгоценно. О Власове часто говорили, что он совершенно не религиозный человек. И мне не всегда верили, когда я утверждал обратное. И вот я собрался к нему, с тем чтобы задать прямой вопрос - верует ли он в Бога? Это было после Пасхи. Он меня угощал чаем. А потом говорит: "Имею чем вас угостить". И поставил пластинку, которую он недавно получил в подарок и на которой были русские церковные песнопения. Тут я его и спросил: "Андрей Андреевич, а вы верите в Бога?" Он ответил: "Отец Александр! Ну как же можно не верить?! Вот я же верю в то, что мы в конце концов разобьем немцев". Я ему говорю: "Я вас спрашиваю не о вере во что-то. Я вас спрашиваю, верите ли вы в Господа Иисуса Христа?" Тут обычно громогласный голос генерала спал, и он совершенно спокойно сказал, глядя мне в глаза, как я сейчас вам сказал: "Да, отец Александр. Я верю в Господа". Вот это был для меня коренной ответ на этот вопрос.
- А генерал Власов причащался?
- Нет, этого он не делал. Проявление его внешней религиозности заключалось в том, что он в своем бумажнике носил иконку Преподобного Серафима. Она всегда была с ним, но не на нем. Он этого не считал нужным демонстрировать.
А вот генерал-майор Трухин, Федор Иванович, начальник штаба РОА, руководящий формированием дивизий, был единственным непартийным генералом Советской армии. Злые языки говорили, что он Буденному сапоги чистил. Ну не знаю. Не похоже это на Трухина. Он был очень приличный, принципиальный, даже дворянского происхождения человек. Вот у него в спальне висел маленький образок Божьей Матери.
- Сколько продолжалось ваше общение?
- Приблизительно год. Первый раз мы увиделись в 1944 году.
- Как прошла ваша последняя встреча? Чем она запомнилась?
- Моя последняя встреча с Власовым была в Баварии, где формировались русские части. Жуков уже стоял на Одере. Тогда мы бежали из Берлина и бежали к частям РОА. Она ничем особенным не выделялась.
- Как вы попали в Америку?
- Мы с семьей и еще парой друзей выбрались из Берлина. Штурмовали один из последних уходящих поездов, влезали даже через окно. В конце концов добрались до Баварии. Там была сводная офицерская школа. Ею командовал генерал Миандров. Между прочим, его отец был священником в Москве. Он был очень моральной личностью. После окончания войны мы оказались под американцами. А потом разные страны принимали известное количество людей к себе. Таким образом мы попали в Америку и стали американцами.
- В Германии уже не было возможности оставаться?
- Конечно, некоторые оставались. И некоторые друзья, которые остались, потом приезжая к нам, говорили: "Что же вы уехали? Живете в такой пакости!" Не знаю даже, правильно это было или нет.
- С Митрополитом Виталием вы встречались в Германии?
- Он был в Германии, но я его совершенно не помню. Я знаю о нем. Он и еще два иеромонаха действовали весьма отважно. Был у них мотоциклет, на котором они вывозили эмигрантов из зоны советской оккупации. Тогда ведь советские органы вылавливали всех, кто не хотел возвращаться в СССР. А таких людей было очень много. Была даже поддельная печать Патриарха Московского, которую ставили на пропускные документы, чтобы вывезти людей. Думаю, что этот грех не помешает им войти в Царствие Небесное, так как они спасали людей от гибели.
Интервью взято 19 августа 1991 года

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Никон (Белавенец)
Почему я встал на защиту Белого Дома…
Один из защитников Белого Дома иеромонах Никон (Белавенец) о причинах, последствиях и уроках Октября 93-го
03.10.2018
Русская Православная Церковь Заграницей и Российский Императорский Дом в изгнании: правда и вымыслы
Ответ на статью А.А. Кострюкова «Русская Зарубежная Церковь и династия Романовых»
26.09.2018
Иеромонах Никон (Белавенец): Попытка принизить генерала Ачалова говорит о глубочайшем кризисе общества и властим
Духовник движения «За веру и Отечество» поделился своими воспоминаниями о легендарном генерале
27.06.2011
Все статьи Иеромонах Никон (Белавенец)
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07