itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мечеть вместо небоскребов

"Исламский проект" русских художников волнует иранские спецслужбы

Общество 
0
129
Время на чтение 5 минут
Галерея Гельмана открыла свой киевский филиал. Первая выставка, конечно, - "Исламский проект". Группа АЕС сегодня - на пике популярности не только в Украине. Когда самолеты обрушились на Всемирный Торговый Центр Нью-Йорка, старый проект АЕСов сразу получил новую волну откликов. "Исламский проект" - серия фотографий, смонтированных на компьютере. В знаковый европейский или американский объект внесены исламские фрагменты. Выставки этих цифровых фотографий (в самых разных вариантах) продолжаются с 1996 года. Обозреватель "НГ" побеседовал с Татьяной Арзамасовой, одним из членов группы АЕС в Берлине, на "Арт-Форуме", где работы АЕСов продавала галерея "Солертис" из Тулузы.
-Заказ Марата Гельмана? Для него был сделан "Исламский проект"?
- Мы никогда не работаем по заказу. Если был заказ Марата Гельмана, он звучал совершенно другим образом. Тогда было первое замирение с Чечней, и он работал с Лебедем, который осуществлял это замирение. Идея Гельмана была - сделать реконструкцию города Грозного, именно как заказной проект. Мы от этого отказались и попытались взглянуть немножечко шире, потому что Чечня - это как пятка, которая высунулась из-под простыни, а все, что под простыней происходит... Сейчас мы знаем, что происходит под простыней. Снялся любой покров.
- А после взрыва богатые арабы бросились покупать работы?
- Будучи художником, никогда не знаешь своего покупателя в реальности. Меня даже удивляет ваш вопрос - он лежит за пределами профессиональности, потому что существует, как вы сами понимаете, огромная прослойка между художником и потребителем его произведений.
Потом, я не могу сказать, что мы хорошо знаем арабский мир. И невозможно клеить этот общий ярлык, который я употребила как стереотип - "арабский мир", этот термин изобретен западноцентристской цивилизацией. Точно также не существует "арабского мира", как не существует "мира Европы".
- Но на Арт-Форуме в Берлине все-таки появился покупатель-араб?
- Я про это ничего не могу сказать. Случайно меня пригласили как бы предъявить свою физическую ипостась человеку, который заинтересовался работами. Он наполовину немец, наполовину египтянин, и его детство прошло в Нью-Йорке. Мне кажется, что таков в принципе весь мир. А если он не таков, он должен стать таковым. Это единственное будущее, которое может быть позитивным во всех отношениях.
- Но в исламской серии реализован негативный сценарий?
- Почему негативный, с вашей точки зрения?
- Потому что он опрокидывает традиционные европейские и американские символы: статуя Свободы в парандже - это образ, который как раз показывает такую трансформацию.
- Это всего лишь знак, плакат, карикатура, комикс. А если вы будете смотреть более внимательно на ландшафты западной цивилизации, то в них естественным, даже, как нам представляется, традиционным образом включены мультикультурные наслоения - шедевры восточного мира. Для меня эта картина отнюдь не является негативной.
- Но все-таки есть столкновение. Когда Рейхстаг под надписью "Немецкому народу" увенчан минаретом мечети...
- Аль-Акса.
-...то все-таки это противоречит традиции?
- Это тоже образ. Но мы отнюдь не считаем, что немецкий народ настолько ограничен, что он будет довольствоваться исключительно собственной, немецкой историей, что немцы будут реагировать на это именно с такой точки зрения, о какой вы говорите. И сейчас, несмотря на безусловные сложности от того, что немецкое общество смешано, мы видим совершенно другое начало...
- Позитивное?
- В общем, да. Я вижу здесь массу смешанных пар: прекрасные турецкие девушки с белокурыми юношами или замечательные немки с прекрасными турецкими бой-фрэндами, которые являют собой действительно красивую картину человечества. Родятся замечательные дети.
Вспоминаю нашу маленькую частную экскурсию в Версаль в несезон, в феврале. Пустой Версаль - с пронзительным ветром, с остатками снега. И школьная экскурсия какого-то французского коллежа - детишки в возрасте 8-9 лет. Смотришь на этих европейских детей, и понимаешь, что идет совершенно другая цивилизация - видишь, что мальчик когда-то жил в Африке, а девочка когда-то была японкой. Это будущее. И я не могу сказать, что оно отвратительно.
- Тем не менее вы акцентируете противоречия...
- Мы акцентируем и гармонию тоже.
- Но зрители скорее воспринимают противоречия...
- Естественно, когда делается визуальный образ, который не снабжается никаким вербальным комментарием, он может быть трактован как абсолютно свободная от нарратива история. Вы воспринимаете это как нечто противоречивое, волнующее и тревожащее. А, например, наш египетский партнер, с которым мы делали серию ковров, - пожилой человек, свободный в своих суждениях. На картинку Свободы, покрытой чадрой, он сказал: "И что, это так будет? И что, Клинтон перестанет пить виски?" (тогда Клинтон был президентом). И мы сказали: "Конечно, мистер Ахмад, Клинтон прекратит пить виски". Он весело рассмеялся, и это исключительно хорошо говорит о его восприятии. То, что этот египтянин 66 лет с 6 детьми, который 5 раз в день делает намаз, имеет такое замечательное чувство юмора - это ли не дает всем надежду?
Но у нас был и страшный опыт. Когда мы делали перформанс в Австрии - "Турбюро в будущее", к нам после двух дней этого перформанса в очень непубличное время пришли представители иранских спецслужб. Они записали наши имена, имя куратора. Это были не шутки египтянина. За ними стояла такая холодная, сосущая под ложечкой, ужасная, страшноватенькая реальность.
- В чем состояла суть перформанса?
- В последний раз мы делали такой перформанс в Париже. В публичном районе снимается пространство на первом этаже, и оно оборудуется как турагентство. Вешаются наши флаги, картинки, ставятся сувениры - кружки, открытки, тишотки, и начинается вторжение в городскую жизнь. Люди, которые приходят в "турагентство", не сразу понимают, что здесь что-то не так. И этот случай был как раз во время такого вторжения в городскую жизнь Граца, в Австрии, на самой пешеходной улочке.
- Они представились?
- Нет, они не дали нам визитных карточек, но по характерной одежде, по их воротничкам все было понятно. Когда ты видишь близко эти иранские френчи, то понимаешь, насколько хорошо все сделано. Было понятно, что один - низший чин, двое других - высшие чины. И ощущение абсолютно страшного холодного камня в животе очень напоминало собственную историю 70-80-х годов, и КГБ, которое было весьма характерным элементом советской жизни.
- А что их интересовало?
- Их больше всего интересовало, почему мы нарисовали картинку с женщиной, которая дотрагивается до Корана. А мы сказали, что это не женщина - имеется в виду Либерти, вместо Декларации мы дали ей в руку Коран.
- Это не женщина, это статуя!

Из досье "НГ"
Татьяна Арзамасова родилась в Москве в 1955. В 1978 окончила МАРХИ. В 1979 году участвовала в коллективной выставке "Театр будущего" в Центре Помпиду. В 1986 выставлялась на 17-й молодежной выставке в Доме художника на Кузнецком мосту.
15 последних лет Татьяна Арзамасова работает в составе группы АЕС. В 1987 группа появилась на свет (А - Арзамасова, Е - Лев Евзович, С - Евгений Святский). С тех пор АЕСы участвовали во многих важных русских и западных выставках восьмидесятых и девяностых - от 18-й молодежной выставки в Манеже (1988) до художественной ярмарки "Арт-Москва" (2000). За это время показано около 30 соло-выставок группы АЕС. С 1993 года группа работает с галереей Гельмана.
Последние проекты группы посвящены теме мультикультурализма. Самый знаменитый из них - "Исламский проект".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Сидлин
Малое "Золотое кольцо"
Незаметные города центральной России снова привлекают туристов
24.11.2004
В горах на Клязьме
Между Владимиром и Нижним затерялся один из самых красивых русских городов
23.11.2004
Шабаш "православной молодежи"
Борис Гребенщиков защищает Олега Янушевского
03.03.2004
Шабаш "православной молодежи"
Борис Гребенщиков защищает Олега Янушевского
02.03.2004
Охота на ведьмаков
По России пошла волна литературных процессов
06.09.2002
Все статьи Михаил Сидлин
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40