"Триста бранок як скло в Локачах полягло..."

Общество 
0
227
Время на чтение 5 минут
Еще в конце 50-х годов уже прошлого, ХХ века, - но всего четыре десятка лет тому назад! - во время строительных работ в историческом центре небольшого волынского райцентра Локачи выкапывали девичьи волосы. Именно на этом месте и стоит небольшая часовня - своеобразный исторический символ Локачей, - ?неизвестно когда и за чьи средства построенная?.
Так пишут в своих хрониках историки, - летопись и документы не сберегли о времени и цели сооружения часовенки ни одного письменного упоминания. А может быть, местные исследователи просто не имеют доступа к нужным архивам? Однако локачинский люд из поколения в поколение, из века в век настойчиво передает романтическую легенду, что построена часовенка на месте погребения трех сотен полонянок - молодых волынских девчат, захваченных татаро- монголами в далеком 1241 году и казненных при приближении волынских военных отрядов.
Еще одна версия утверждает: девчата погибли, потому что отказались идти в плен, одна из них набросилась на вожака басурманов, которые их сопровождали (а может, на татарского хана...) и задушила его. Известно, что войско под предводительством Бурундая, действительно, брало штурмом древний Владимир (теперь Владимир-Волынский) и, никак не могло обойти Локачи. Легенды утверждают, что и название села Старый Загоров (это неподалеку от городка) также известно с ?татарских? времен. Якобы часовой на башне при въезде в село слишком поздно заметил врагов, но, чтобы спасти людей, он поджег башню и сгорел вместе с ней...
Девичьи волосы в большом количестве также людям не привиделись: их выкапывали на этом месте в разные времена. Зинаиде Михайловне Тесенюк, заслуженной учительнице, историку, которой принадлежит честь быть автором значительной части исследований по истории местного края, рассказывал о них отец. Его строительная бригада копала траншею под помещение будущего райпотребсоюза и также выкапывала эти, в известной степени жуткие, свидетельства прошлого. Их захоронено около часовенки вместе с найденными в этих местах человеческими останками.
Жизнь в таких небольших городках, как Локачи, протекает на протяжении истории, словно песок между пальцами, не оставляя следа. Но отдельные ?песчинки? - факты все же ?прилипают? к страницам летописи и хроник, и часто они уникальны. Начнем с того, что здесь бывал князь Владимир (тот, который Русь окрестил), проезжая по большому конному тракту в направлении к волынскому городу, названному его именем. Польские хроникеры даже название городка выводят от слова ?локати?, т. е. кормить в пути коней. Немало названий окружающих сел также связаны с дорогой. В Корытнице подорожные, вероятно, меняли коням корыта, в Колпытове - чистили им копыта, в Конюхах - менялись конюхи...
Был в Локачах и свой замок, от которого остался только вал и название окрестности - Подзамче. Зинаида Михайловна Тесенюк у польского хроникера вычитала, что в 1787 году польский король Станислав-Август Понятовский, возвращаясь из Киева, останавливался у местного пана, но замок его, пишет историк, уже был разрушен, поэтому пан принимал короля в своем доме в Локачах.
С незапамятных времен западную окраину городка называют ?Селиськом?. Живописная местность со всех сторон окружена речкой. Выгодное географическое положение для поселений, - не отсюда ли и название окраины? Хотя официально Локачам больше 600 лет, но ученики местной школы находили здесь и костяные иглы, и пряслицы, которым уже больше тысячи лет. Одна из легенд, на которые так богаты Локачи, гласит, что давным-давно в Селиське стояла церковь, но по неизвестным причинам она ушла под землю, а на ее месте образовалось очень глубокое и труднодоступное небольшое озерцо. Территория городка, действительно, буквально изрезана подземными ходами...
- А еще одна легенда гласит, что в нашем замке жила злая и нехорошая госпожа, которая издевалась над людьми; в городок она ездила на тележке, запряженной черной дрессированной свиньей... И что вы думаете? В польском документе за 1696 год нахожу запись, что какой-то Зигмунд-Август давал представление на владелицу Локачей Анну Сангушко, ?которая налоги непомерные берет?... Может быть, если покопаться, то и о дрессированной свинье что- то нашли бы, - рассказывает Зинаида Михайловна Тесенюк.
В Локачах мы побывали в один из больших осенних православных праздников. Несколько лет тому назад давняя часовенка начала новую жизнь. Для всех локачан с деда-прадеда это была святыня их рода. Многие хранят в домашних архивах поэму львовского поэта Григория Печенивского, которая начинается словами ?Триста бранок як скло в Локачах полягло...? Еще Зинаида Михайловна (а она не так давно на пенсии) помнит, как каждое воскресенье, на большие праздники здесь правились молебны, горело много свеч. Поддерживала в ней порядок и читала здесь молитвы бывшая гимназистка, ?одержимая женщина?, как говорит Тесенюк, Мария Константиновна Зайда.
Однако были такие времена, что часовенка, уцелевшая и в войну 1812 года (а бой за Локачи продолжался два дня!), и в Первую мировую, и во Вторую мировую, пострадала от рук убежденных безбожников. Разрушили ее испарения бензина, поскольку в культовом помещении новая власть сделала бензосклад, потом хранилище кинопленок. В 77-м рухнула крыша, однако остались стены - из очень крепкого, больших размеров кирпича, на котором выбиты три латинские буквы. Крыша упала ночью, о чем Зинаида Михайловна узнала утром, спеша на уроки. В тот же день ей трудно было даже переступить порог школы... И никакое общество охраны памятников истории не обратило внимание на ее просьбу реставрировать уникальное сооружение.
Реставрация была проведена уже в 1994 году по инициативе тогдашней райгосадминистрации. Впоследствии православная община пристроила к часовенке, ставшей частью олтаря, временное деревянное помещение - взамен разрушенному опять таки в 70-х годах Свято-Преображенскому храму. ?Девичья? часовенка была его частью, здесь по большим праздникам проходили крестные ходы.
В Локачах действует и Свято-Николаевская церковь. Она возведена в 1911-1913 гг. в честь 300-летия династии Романовых. Стоит в той части городка, которая по-уличному называется ?Уймой Локацкой?, - собственно, это было большое село, описанное под названием ?Белый хутор? в романе ?Гремучие озера? талантливой украинской писательницы, которая так рано ушла из жизни, уроженки Уймы Маргарита Малиновской. Церковь в райцентре, во многом благодаря священнику (также уже покойному) Александру Войтюку, выстояла в годы атеистического шабаша. О батюшке у парафиян осталась добрая память. Но так Господь допускает, что разделились Его дети на разные патриархаты... Свято-Николаевская церковь принадлежит теперь Московскому патриархату, Свято-Преображенская - Киевскому. Однако что касается Локач, то люди часто не вникают в эти раздоры, а ходят в тот храм, куда ходили спокон веков и куда им ближе. Обе церкви небольшие.
Ныне в помещении, пристроенном к ?девичьей? часовенке, слишком тесно. Новообразованная община Киевского патриархата поставила перед собой большую и сложную задачу: не восстановить, ибо это немыслимо, а построить новый храм, который и будет носить название Свято-Преображенского.
?В большие праздники люди стоят на дворе. Приходят православные не только из Локач, но и из соседних сел Крухиничи, Хоров, Козлов, Бермешей. Где же это видано, чтобы на Рождество люди мерзли на улице, не имея возможности послушать службу Божью на родном языке в своей святыне?? - говорят прихожане.
Они надеются на добрую волю и материальную поддержку людей, которым не безразлична духовность родного края.
Волынская область

P. S. Сейчас для будущего Свято-Преображенского храма в Локачах уже разработан проект. Пора покупать кирпич... Община просит сообщить счет для благотворительных переводов: р/с 26003237211001 в Локачинском отделении Нововолынского филиала КБ ?Приватбанк?, МФО 303406 код 21736627, с пометкой ?Свято- Преображенский собор?.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Н. Малимон
Приют для обреченных
Многие люди осознают существование Бога только в хосписе
11.02.2003
Все статьи Н. Малимон
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24