Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Витрина покаяния

Анастасия  Аскоченская, Время MN

25.06.2002

В Берлине открылся новый Еврейский музей, экспозиция и здание которого явились учебниками истории европейского иудейства. Президент ФРГ Йоханнес Рау назвал его перекрестком различных культур, традиций, вероисповедания и эпох.
В своей тронной речи на открытии музея Рау призвал не считать холокост единственным итогом многовековой истории немецко-еврейских отношений. "О трагедии необходимо помнить, но не стоит забывать, что через Германию евреи интегрировались в Европу, став частью ее населения и культуры". Самым ярким подтверждением его слов стал директор Еврейского музея Михаэль Блументаль. Его семья эмигрировала в эпоху Гитлера в США, где подросший Блументаль достиг небывалых карьерных высот и даже был министром народного хозяйства при Джимми Картере. Но всю дорогу он ощущал себя в Америке немцем, тосковал по Германии и в конце концов вернулся, чтобы ощутить себя евреем среди немцев.
Естественно, что экспозиция, отражающая историю немецко-еврейского сосуществования длиной в 2 тыс. лет, насыщена экспонатами быта, документами и предметами искусства.
Но самым интересным и впечатляющим зрелищем все же является само здание нового еврейского музея, спроектированное Даниэлем Либескиндом. "Веды" от архитектуры полагают, что истоки его творчества находятся в русском конструктивизме, но развернутом на 180 градусов, то есть доведенном до полной противоположности - деконструктивизма.
Проектируя новый Еврейский музей, Либескинд попытался философски интегрировать искусство и историю. Его подпитывал текст оперы Арнольда Шенберга "Моисей и Авраам", звезда Давида, ставшая видоизмененной проекцией музейного здания, светила ему как бы изнутри светом ушедших людей и несуществующих адресов. С дотошностью архивиста Либескинд изучал полученную из Бонна "Памятную книгу", где записаны имена и адреса депортированных в тридцатые годы берлинских евреев. Увлекшись трудом Вальтера Беньямина "Улица одностороннего движения", архитектор и вовсе переосмыслил движение современной истории как движения к Концу. Ситуация Конца по Либескинду - это наша эпоха, когда трехтысячелетний опыт познания мира человеком закончен, а дальше наступает вечность.
Все эти философско-эстетические искания художника воплощены в мощной архитектурной конструкции из стекла и бетона. Над всем властвует Линия, точнее две линии, то сближающиеся, то расходящиеся, создающие Пустоту - символ пространства, образовавшегося после разрушения. Фасад многоугольного здания, оцинкованного металлом, изрезан узкими зигзагообразными окнами, словно трещинами, возникшими после некой катастрофы. "Здесь есть и история Берлина, и история еврейской общины, и эксперимент с самой архитектурой. Проект задумывался мною как музей для всех берлинцев - сегодняшних, будущих, прошлых, - всех, кто найдет здесь собственное наследие и обретет надежду, перейдя от сопричастности к соучастию", - написал Даниэль Либескинд в своем эссе "Между линиями". А лучше художника никто и не скажет.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме