itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Религии "второго сорта"

Права верующих в Казахстане гарантированы законом, но нарушаются чиновниками

Религия 
0
148
Время на чтение 4 минуты
На кануне визита Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан корреспондент "НГ" попытался разобраться, как соблюдаются права верующих в этой центральноазиатской республике.
"Казахстанский Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" соответствует международным правовым стандартам, и в принципе у нас нет к нему нареканий. Но проблема заключается в том, что он далеко не всегда выполняется на практике. Чиновники нередко игнорируют закон и нарушают права верующих", - считает специалист по правам человека алма-атинской миссии ОБСЕ Биргит Кайнц.
"Я не стал бы утверждать, что католики подвергаются дискриминации на государственном уровне. Другое дело, что нас удручает бюрократическая волокита чиновников, которые порой просто плохо знают законы. Были случаи, когда нашим миссионерам необоснованно отказывали в визе, под надуманными предлогами не регистрировали наши приходы. В конечном итоге мы добивались соблюдения закона, но на это уходило время", - отметил в беседе с корреспондентом "НГ" глава представительства Ватикана в Алма-Ате Реймонд Конард.
Два наиболее многочисленных народа Казахстана - казахи и русские (доля от общей численности населения республики - 52 и 36% соответственно). Поскольку традиционная религия казахов - ислам суннитского толка, а русских - православие, то именно эти две религии исповедуют большинство жителей страны. Как заявила "НГ" председатель алма-атинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина, власти Казахстана нарушают конституционный принцип невмешательства светского государства в дела религии и публично патронируют две основные конфессии - ислам и православие. В качестве подтверждения этому г-жа Фокина приводит следующие примеры. Высокие государственные чиновники, вплоть до президента страны, регулярно посещают церкви и мечети (и крайне редко - молитвенные дома других конфессий), произносят там речи, поздравляют верующих с религиозными праздниками. Главный муфтий страны и православный архиепископ приглашаются (в отличие от представителей других конфессий) практически на все государственные церемонии. На государственных телевизионных каналах "Хабар-2" и "Казахстан-1" есть специальные передачи об исламе, однако отсутствуют программы, посвященные другим религиям.
"Мы чувствуем себя людьми второго сорта. Я стану считать, что верующие всех конфессий имеют в Казахстане равные права, лишь когда на официальных мероприятиях рядом с президентом страны будут стоять не только муфтий и православный архиепископ, но и представители других конфессий", - заявил "НГ" президент Христианского общества евангелизации и милосердия, протестант по вероисповеданию, Роман Дудник. Как он утверждает, власти умышленно пытаются ограничивать распространение протестантства в Казахстане. Подобную политику Астаны Дудник считает по-своему логичной: "Если сегодня люди смогут свободно выбирать вероисповедание, то завтра они смогут выбирать президента".
Пожелавший остаться неизвестным баптистский миссионер из США полагает, что наибольшее сопротивление властей вызывает обращение казахов в протестантизм: "Власти считают, что у вас есть свобода выбора: стать православным, если вы родились русским; мусульманином - если родились казахом; католиком или протестантом - если родились немцем. Сегодня же уже порядка восьми тысяч казахов (численность титульной нации в Казахстане около 8 млн. - И.Р.) приняли протестантство, и Астана воспринимает этот факт чуть ли не как угрозу национальной безопасности".
Несколько иной точки зрения придерживается сотрудник алма-атинской миссии ОБСЕ Биргит Кайнц: "Резкое сопротивление прозелитизму действительно существует, но я не стала бы утверждать, что это целенаправленная политика государства. Скорее, это явление отражает настроения большинства населения и принимающих решения чиновников как его части. Так, например, даже образованная журналистка с ужасом (!) рассказывала мне, что существует угроза обращения в протестантство целого казахского села".
По мнению Нинель Фокиной, положение приверженцев нетрадиционных для Казахстана религий резко ухудшилось с 1998 г., когда правительство разработало проект изменений и дополнений в действующий Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", направленный на усиление контрольных функций государства и регламентацию деятельности нетрадиционных религиозных объединений, вызывающих наибольшую обеспокоенность со стороны местных органов власти.
Кроме того, 9 декабря 1999 г. Министерство образования разослало в школы циркуляры, предписывающие целый ряд запретов: не допускать посещения учащимися религиозных объединений и организаций; не допускать принятия гуманитарной или другой помощи от религиозных объединений; исключить возможность сдачи в аренду зданий и помещений для проведения мероприятий теми или иными религиозными объединениями. Данный циркуляр был отменен 19 декабря 2000 г. Однако и сегодня многие школьные администраторы воспринимают его как руководство к действию. В частности, директор алма-атинской школы # 154 запрещает учащимся посещать собрания протестантов. Ученикам "разъяснили" на школьной линейке, что "сектанты делают фарш из детей" и с помощью наркотиков превращают прихожан в зомби.
Всего, начиная с конца 1998 г., в правительстве разрабатывалось пять вариантов нового закона о свободе вероисповедания. Последний вариант был представлен в парламент в марте 2001 г. Проект содержал множественные дискриминационные положения по признакам веры, возраста и неоправданно ограничивал религиозные свободы граждан Казахстана.
"Одновременно с представлением нового законопроекта власти начали массированную кампанию по проверке деятельности религиозных объединений. Весной была проведена тотальная проверка религиозных объединений республики со стороны Комитета национальной безопасности, Налоговой полиции и Минюста. Была прекращена регистрация всех религиозных объединений - ни одно из них не зарегистрировано в этом году", - рассказала "НГ" уже упоминавшаяся г-жа Нинель Фокина. Благодаря вмешательству ОБСЕ и общественных объединений республики в августе этого года законопроект был отозван. Однако, по мнению Фокиной, "маховик" репрессивной машины уже запущен, и пройдет не менее полугода, прежде чем ситуация стабилизируется.
"В принципе тот факт, что мартовский законопроект был отозван, свидетельствует о том, что ситуация в Казахстане меняется в лучшую сторону. Но окончательные выводы делать все же рано. Возможно, что в ближайшем будущем появится новый законопроект "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", и нам пока неизвестно, насколько он будет соответствовать международным правовым нормам", - считает специалист по правам человека алма-атинской миссии ОБСЕ Биргит Кайнц.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Ротарь
Костер из Библий
Нетерпимость мусульман к миссионерам провоцирует власти принимать репрессивные законы
13.10.2006
Беспокойная провинция
Синьцзян-Уйгурский автономный район остается "головной болью" для китайских властей
10.03.2003
Все статьи Игорь Ротарь
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии