Патриотизм происходит от слова ?отец?. Но Украину называют матерью, ненькой. Мать не должна отдавать предпочтение никому из своих детей, если хочет, чтобы все дети друг друга любили, а еЈ - уважали. Психологи утверждают, что наиболее благоприятное для развития детей отношение к ним родителей - ласковое невнимание. Но, может быть, мы - неродные дети? А украинские политики просто воспользовались нашими голосами для образования чисто национального государства? И возникает ощущение, что мы - цыплята, которых высидела утка и огорчается, что мы не хотим плавать и крякать. В этом случае Украина выглядит как мать, усыновившая детей с жилплощадью. Да, именно так, потому что, вне зависимости от того, кому в данный момент принадлежит территория, например, Харькова, это - моя родина, где давно жили мои предки и будут жить мои потомки. И если мы приемыши, тем более неэтично делать различие между детьми. Но я- то - не приемыш, меня никто в ?семью? не принимал, я в ней с самого начала. Я тоже голосовала за независимость. За независимость ради достойной жизни, ради другого экономического уклада, ради свободы, и собственной в том числе. Я за то, чтобы украинцы могли свободно самореализовываться, укреплять свое самосознание. Но почему я при этом оказалась должна? Вместо прежних табу появились новые. Попробуй скажи, что у тебя своЈ мнение о Тарасе Шевченко... Говоришь о необходимости восстановления русского языка в статусе государственного - не лезь со своим уставом... Я утверждаю - этот ?монастырь? мой! И если мой Харьков - Украина, то и Львов - мой, но в нем, почему-то, говори по- украински или - молчи! Известно, что язык - душа народа. И выражается она в песнях, стихах, художественных произведениях, задушевных беседах. Неужели душа народа пострадает, если казенные бумаги будут иногда писаться по- русски? И как быть с моей душой? С теми, чьи души хотят отдать то, что продумали и прочувствовали, но могут это сделать только на русском, а в таком виде - ?не треба?. Попробуйте творить не на родном языке, если вы не Набоков или Бродский.
Один из ?патриотов? сказал мне: ?Ви повинн¦ розмовляти державною мовою.? ?Повинн¦? - повинность, вина, долг. Никаких положительных эмоций это во мне не вызывает. Я наблюдала не раз, как у человека с переходом на другой язык меняется даже мимика и тембр голоса. Вот материал для психоаналитика!
Я люблю петь украинские народные песни, люблю слушать украинскую речь. Я постараюсь понять человека, на каком бы языке он ни говорил. Но я откажусь общаться с тем, кто будет указывать, на каком языке говорить мне. И считаю, что государственный протекционизм в отношении украинского языка вредит, прежде всего, самим украинцам. Во-первых, в моральном плане. Те, кого я считаю худшими из них, возводят знание родного языка в ранг личного достоинства и преимущества перед теми, у кого родной язык русский. Лучшие же испытывают дискомфорт от того, что их язык стал притеснять другой, ибо ?осуществление права? имеет положительный смысл только в случае, если это право слабого, а право сильного часто - неправо. В ?Уличном ТВ? в Симферополе одна женщина так и сказала: ?Сейчас я стесняюсь, что я украинка, потому что мой язык насильно навязывают русским?. Во-вторых, самому языку протекционизм вреден. Залог развития всЈ-таки - противоречие, а значит, развиваться будет не тот язык, которому ?созданы условия?, а тот, который слегка ?придушили?. И вырастут на украинской почве русскоязычные шедевры. Вот - домашний цветок. Его холят и лелеют. Но не поливай - засохнет. Русский язык - как сорняк, что лезет с соседнего поля, глушит ?культурную? травку. Не надо помогать, а то придется все время поливать! Пусть каждая трава на поле займет свое место естественно, и будет поле - в цветах. А соседу можно хором, на двух языках, сказать - не твое дело.
Все, что я, в общем-то, сгоряча, но откровенно написала - результат наблюдений и размышлений во время моих поездок по Украине с выставкой (?Энтомологический вернисаж?), равно интересной для говорящих на всех языках, поскольку в сфере культуры и интеллекта языков быть не может.
А в заключение - две ?зарисовки с натуры?. Черновцы. Троллейбус. Кондуктор. Спрашиваю: ?Каким маршрутом идет?? - ?По першому?, - отвечает она. Следом заходит ?ж¦ночка?: ?Як пряму¤мо?? - ?Не видите, что ли, - по первому?, - рявкает та же кондуктор.
Так язык становится способом уколоть, скинуть негативные эмоции. А ведь язык - средство общения, а не разобщения.
Феодосия. Базар. Мужчина продает плетенные корзины: ?Ж¦ночко, купiть хоч що-небудь!? - ?Дорого, вибачайте?. - ?А ви зв¦дки?? - ?Из Харькова?. - ?То ж ми - земляки!? - ?А вы откуда?? - ?З Ужгорода?.
Неужели только в Крыму мы - земляки, а так - неродные дети немудрой матери?
P.S. Спасибо ?Дню? за беспристрастность.
Харьков