itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Тотальная дипломатия

Мировое православие защищает собственный status quo

Политика 
0
187
Время на чтение 7 минут
В старинной Киево-Печерской лавре закончились юбилейные празднества, разъехались гости, сегодня отбывают в Грецию, в город Патри мощи Святого апостола Андрея. А до этого тысячи киевлян и гостей столицы шли поклониться Главе апостола, хотя очереди были намного короче, чем к мощам св. Пантелеймона-целителя, - верующих, очевидно, больше интересует собственное здоровье, а уж потом - история становления христианства в нашей стране.

Поздравить УПЦ Московского патриархата с юбилеем Лавры приехали представители почти всех общепризнанных православных церквей мира, которых сегодня 14. Не был представлен только Иерусалимский патриархат - там как раз завершалось избрание нового патриарха. Несмотря на то, однако, что Лавра - великая панправославная святыня, приехали на праздник представители, а не предстоятели церквей. Это произошло бы в том случае, если бы в Киев прибыл патриарх Алексий II. Ведь УПЦ МП не является независимым полноправным членом Полноты Мирового Православия, а только частью Русской православной церкви (РПЦ). Даже архиепископ Христодул, глава Элладской православной церкви, сопровождавший в Киев святые мощи апостола Андрея, покинул город накануне празднования 950-летнего юбилея. Гости, представители православных церквей мира - славянских, греческих, румынской, грузинской и др., все как один, официально и недвусмысленно заявили о своем признании в Украине только одной, канонической, православной церкви - УПЦ Московского патриархата (МП). А также подчеркнули, что заниматься делами украинского православия имеет эксклюзивное право только РПЦ.
В общем, интересная получилась картина - своими киевскими заявлениями представители мирового православия фактически противопоставили себя и свои церкви усилиям Вселенского патриарха Варфоломея I нормализовать ситуацию в украинском православии, способствовать созданию единой автокефальной Украинской церкви. По этому случаю стоит немного порассуждать.
В первую очередь отметим, что единодушие православных духовных гостей Украины не могло быть спонтанным или случайным, - православные церкви далеко не всегда и не во всем соглашаются друг с другом (не более, чем другие международные группировки). Заявления, сделанные на юбилейных торжествах в Киеве, являются, несомненно, результатом тонкой и одновременно тотальной дипломатии Московской патриархии, направленной против усилий Константинопольского патриарха вывести Украину из зоны влияния Московской патриархии. Можно допустить, что в то самое время, когда митрополит Кирилл великодушно встречался в Цюрихе с ?мятежными епископами? двух наших неканонических церквей, его талантливые эмиссары улаживали дела в Александрии, Варшаве, Тбилиси, Белграде, Софии и в других центрах мирового православия. Церковные дипломаты готовили там именно ту яркую демонстрацию непризнания украинского стремления к церковной независимости, которая и произошла недавно в Киеве, после праздничной литургии. Какие методы и меры были при этом использованы - это, по-видимому, навсегда останется в глубинах московской церковной истории. Свои тайны есть не только у ордена Иисуса.
Если обратиться к истории, то окажется, что значительная часть современных независимых православных церквей свою автокефалию, в буквальном смысле, завоевывала, проходя стадию непризнания, неканоничности и остракизма со стороны других церквей. Эта стадия иногда продолжалась десятилетия, а иногда и столетия. Такой была, например, история Элладской (Греческой) церкви. После того, как в начале ХIХ века Греция сбросила турецкое иго, стала независи мым государством, ее церковь отделилась от Константинопольского патриархата, в составе которого пребывала со времен Византийской империи. Более 30 лет Константинополь отказывался признать независимость церкви Греции, предоставить православным грекам автокефалию.
Или скажем, Грузия, церковь которой была независимой с первых веков Христианства. В конце ХVIII в. Грузия была завоевана Российской империей, а ее древнюю церковь ?присоединили? к Московскому патриархату, который моложе ее на 1000 лет. Только во время Второй мировой войны Иосиф Сталин - из дипломатических соображений - заставил РПЦ вернуть Грузинской церкви автокефалию. Можно вспомнить еще Польскую православную церковь, которая отделилась от Москвы в начале 20-х годов ХХ в., сразу после восстановления независимости Польши. Московский патриархат признал эту церковь только через 25 лет, - не по своей воле, а по приказу того же сталинского правительства. Драматичны истории автокефалии Сербской или Болгарской церквей и некоторых других. Сегодня все эти церкви, отвернувшись от своего непростого прошлого, дружно отказывают Украине в праве иметь и развивать свою независимую церковь.
На пресс-конференции, состоявшейся 3 августа в Киево-Печерской лавре, протоиерей Николос Скиадаресис (Элладская церковь, город Патри), ректор Православной академии, в ответ на вопрос ?Дня?, не находит ли он аналогии между историями становления греческой и украинской церквей - решительно отбросил сравнение: ?Нет никаких оснований проводить подобные параллели. У нас после завоевания независимости речь шла об автокефалии, а сегодня в Украине - о расколе! Это совсем другие вещи!?. И напрасно было напоминать уважаемому отцу, что для Константинополя (матери-церкви) ХIХ в., как и сегодня для Москвы, так же речь шла о ?расколе?. Впрочем, давно известно, что ?уроки истории учат только одному - тому, что история никого и ничему не учит?.
Интересно ответил о. Николос и на такой вопрос: ?Как относится Элладская церковь к сегодняшней украинской политике Константинопольского патриарха Варфоломея I?? Греческий гость на это сказал: ?В соответствии с соборным правилом, Константинопольский патриарх в православном мире - ?первый по чести?. И имеет право заниматься урегулированием дел украинской церкви. Мы же, греки, в эти дела не вмешиваемся и признаем в Украине одну церковь - каноническую УПЦ МП и блаженнейшего митрополита Владимира! О чем, пребывая в Киеве, заявил также наш предстоятель блаженнейший архиепископ Христодул?. Очевидно, что здесь что-то не совсем сходится. Ведь если Элладская церковь, вместе с другими церквами, публично заявила об эксклюзивном праве РПЦ распоряжаться в Украине, то тем самым она отказала в этом праве Вселенскому патриарху. Более того - киевские заявления представителей Мирового Православия фактически являются осуждением политики вмешательства в дела украинского православия патриарха Варфоломея I. Еще более того - эти заявления перечеркнули прерогативы ?Первого по чести? Константинопольского патриарха.
Для украинцев чрезвычайно важно знать, каким образом заявления представителей мирового православия в Киеве повлияют на дальнейшую миротворческую деятельность патриарха Варфоломея I, на его контакты с УПЦ КП и УАПЦ.
Представитель Элладской церкви высказался и по проблеме отсутствия в церковном православном праве четко определенной процедуры предоставления той или иной церкви автокефалии - когда, при каких условиях и обстоятельствах, в какие сроки, каким образом и тому подобное. (Кажется очевидным, что если бы такая церковно-юридическая процедура существовала, церквам не нужно было бы ?завоевывать? автокефалию, нарушая каноны). На вопрос отец Николос ответил лаконично: ?Существующее каноническое право является достаточным для обеспечения единства православных церквей!? Иными словами - единства уже существующих церквей. А как быть с новыми? Ведь они, по той или иной причине, как возникали, так и будут возникать. В первом христианском тысячелетии православные верили, что в мире может существовать только установленная Богом ?Пентархия?, то есть пять автокефальных церквей. Сегодня их втрое больше. Кто знает, сколько их будет еще через 1000 лет?
На упомянутой пресс-конференции в Киево-Печерской лавре председательствовал и информировал журналистов предстоятель УПЦ МП блаженнейший митрополит Владимир. На вопрос, почему некоторые православные круги РПЦ и УПЦ МП враждебно относятся к намерениям УПЦ КП и УАПЦ объединиться между собой, митрополит Владимир заявил: ?Это нас не касается. Наши Соборы и Синоды не выносили каких-либо решений по этому поводу, мы ни одним словом не осудили этот процесс объединения?. Митрополит Владимир также предостерег против ?смешивания? церковного раскола с автокефалией. Признаюсь, что я не совсем поняла логику этой формулировки.
На пресс-конференции речь шла не только о международной церковной политике. В связи с началом учебного года митрополит Владимир сообщил, что сегодня в составе УПЦ МП работает одна духовная академия, 7 семинарий и 37 церковных училищ, в которых в целом учится почти 2400 человек, преимущественно молодежь. Применяется как очная, так и заочная форма обучения. Ибо, сказал митрополит Владимир, воспитание духовенства - это одна из самых главных задач церкви. Речь идет не только о теологических и литургических знаниях, но и о подготовке будущего духовенства к социальному служению, к тому, чтобы работать, утешать в больницах, тюрьмах, среди обездоленных. Важно, что студенты академии и семинарий работают в воскресных школах, которых сегодня церковь имеет более 3000.
И последнее. Атмосфера на пресс-конференции была несколько напряженной; в частности, журналистам неоднократно - довольно бесцеремонно - напоминали о том, что они должны писать ?правду и только правду?. А что же еще? Другое дело, что одни и те же события разные люди могут по-разному толковать. Иначе и не бывает. Вообще, как-то так получается, что УПЦ МП - самая крупная, самая богатая, самая многочисленная и к тому же каноническая общепризнанная церковь Украины - заняла в обществе несколько странную оборонительную и одновременно агрессивную позицию. Послушать некоторых иерархов или членов Православных братств, то можно подумать, что эта церковь переживает сегодня гонения, ущемления, чуть ли не катакомбный период. Раздаются постоянные претензии к власти за недостаточное внимание, из каждого государственного или общественного мероприятия делается проблема - быть там или не быть, рядом с кем сидеть, за кем или перед кем выступать. Русские когда-то называли это боярским ?местничеством? - борьбой за более близкое к государю место в Думе, на пирах, в церкви. Другие большие и малые церкви Украины интересуются этой проблемой значительно меньше. Живут себе своей внутренней жизнью. В конце концов, отделена у нас церковь от государства или нет?

Кстати

Граждане Украины положительно оценивают визит Папы Римского Иоанна Павла II в Украину. Об этом стало известно в результате всеукраинского опроса, проведенного 14-23 августа 2001 года социологической службой Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. В опросе приняли участие 2007 респондентов в возрасте от 18 лет. Как сообщила УНИАН директор социальных программ Центра им. Разумкова Людмила Шангина, о своей положительной оценке визита заявили 49,2% опрошенных, и только 10,9% дали отрицательную оценку. 37% респондентов отнеслись к визиту понтифика ?нейтрально?. Практически две трети населения Украины следили за его ходом: 4,1% респондентов посещали литургии, которые служил Папа, а 61,6% следили за визитом при помощи СМИ.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Клара Гудзик
Церковь на распутье
Архиепископ Львовский Макарий: "Вселенский патриарх имеет и желание, и право вмешаться в наши дела"
13.10.2005
Битва за Лавру
Быть ли заповеднику в стенах монастыря?
10.04.2004
Украина призвана стать экуменической лабораторией христианства
Архиепископ Никола Этерович о Католической церкви, душпастырях и готовности к диалогу
24.03.2004
Все статьи Клара Гудзик
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09