itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Попытка поужинать свободой

проявилась в двух новых концепциях взаимоотношений государства и церкви

Политика 
0
184
Время на чтение 5 минут
Лето 2001 года ознаменовалось появлением на свет сразу двух концепций церковно-государственных отношений. Одну сочинили под руководством г-на Н. Трофимчука в Российской академии государственной службы (это те, что в эпоху откровенного коммунизма готовили мелких клерков для цекистского аппарата). Другую - в Институте государственно-конфессиональных отношений и права (господа И. Понкин, А. Ситников) совместно с Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве (господин В. Жбанков).
Различия между двумя концепциями есть. ?Рагсовская? более наукообразна, ?жбанковская? ближе к жанру приказа. Но суть их одна: ?не пущать?. На новоязе ?рагсовцев?: ?Защита национально-государственной, общественной и личной безопасности, противодействие пропаганде культа насилия и моральных норм, противоречащих нравственным ценностям российского общества?. На новоязе Жбанкова: ?Обеспечение баланса интересов граждан, общества и государства?.
Простая заповедь ?не пущать? есть результат не очень простых процессов. Пишут такие концепции те самые ?маленькие люди?, которых - начиная с Акакия Акакиевича - любили классики. Любили, не слишком представляя, что там, собственно, пишет в своем присутственном месте этот маленький человек.
Человек, между прочим, маленьким не бывает. Маленьким может быть зародыш бюрократа. Один такой зародыш, персонаж евангельской притчи, четко разделил все пространство жизни на три категории: управлять, копать, просить. Когда ему угрожало увольнение, этот персонаж сокрушался: ?Что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь? (Лк. 16, 3).
С тех пор психология подобных маленьких господ усовершенствовалась. Они нашли четвертый род занятий: писать рекомендации тем, кто реально управляет.
В Москве есть десятки людей, которым платят из казны небольшие (ну, сравнительно небольшие, да к тому же иногда и квартирка перепадет) деньги только за что, чтобы они не копали, не просили, не управляли, а советовали управляющим. Проблема в том, что они могут советовать лишь одно: ограничить свободу.
Некоторые следы марксистского прошлого проглядывают в упомянутых сочинениях в виде любви к диалектике. ?Государству в своей вероисповедной политике предстоит осуществить диалектическое сопряжение реализации конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере? (РАГС). Как там у Оруэлла? Мир есть война? Нет, мир есть диалектическое сопряжение мира с обороной.
Разумеется, в духе времени, концепции ориентированы на ловлю шпионов: государственные эксперты (то есть те, кто и писал концепции) призваны определять, где ?настоящая? религия, а где под видом религии преследуют иные - ?коммерческие, политические, разведывательные, информационно-диверсионные? цели (РАГС). Или, как формулирует Жбанков, налицо ?наличие угроз сохранению и развитию этнокультурной идентичности и духовной самобытности народов России?. А этого мы допустить не можем.
Принцип ?все животные равны, но некоторые животные равнее? в сфере духовной жизни звучит так: ?При ?равноудаленности? государства от религиозных объединений... предполагается различная степень сотрудничества государства с различными конфессиями? (РАГС). Критериев ?сотрудничества? задается много, чтобы произволу было место. Например, в России скоро будет больше баптистов, чем православных (во всяком случае, среди тех христиан, которые реально по воскресеньям отправляются Богу молиться). Но многочисленность баптистов не обязывает государство ни к чему - на этот случай есть критерий ?социальная позиция?, по которому только православные и только православные одной конкретной юрисдикции достойны высшей степени доверия правительства. Один из авторов ?жбанковской? концепции Игорь Понкин из ИМГП достиг истинных высот в одном интервью, заявив, что все российские граждане равны перед законом, но те, кто в законном порядке лишен определенных прав или чьи права ограничены, те, разумеется, не пользуются правовым равенством. То есть ?все животные равны, если их неравенство оформлено законом?.
Проект Трофимчука более бесстыден, потому что предлагает неравенство верующих выразить ?в придании отдельным конфессиям статуса государственной церкви или в заключении соглашений (конкордатов) между государством и религиозными организациями?. Жбанков слова конкордат, скорее всего, не знает, а знал бы, воспротивился: зачем правительство должно с кем-то чего-то подписывать. В этом есть даже нечто антигосударственническое. Он просто сочинил четыре критерия, по которым из всех религий выделяются ?традиционные?: это те, которые ?сыграли роль?, ?обеспечили формирование?, ?составили часть? и ?выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности?.
Лишен проект Жбанкова заумной рефлексии, которая у ?рагсовцев? постоянно вылезает. Например, у Трофимчука утверждается, что создание на территориях воинских частей ?культовых зданий различной конфессиональной принадлежности практически нереально. Формирование же воинских частей по моноконфессиональному, как и по мононациональному признаку имело бы негативные политические последствия, вело бы к дезинтеграциии российского общества?. Да ну? Уже давно российская армия идентифицирует себя исключительно с православием, более сотни церквей за счет Минобороны построено, и ничего - никакой дезинтеграции. Напротив: с каждым днем все активнее интегрируется, к примеру, Чечня в российское общество, и именно благодаря тому, что все активнее Московская Патриархия вдохновляет интегристов на проведение зачисток. Как замечательно пишет священник храма при штабе Ракетных войск во Власихе о. Михаил Васильев, побывавший в Чечне: ?Альтернативы православию в современной армии, ведущей боевые действия, тем более на Кавказе, просто нет? (?Православная Москва?, июнь 2001 г., N 246, с. 8).
Проекты были предоставлены на рассмотрение начальству, но при этом, увы, стали и достоянием общественности. Общественность реагировала нервно, и через десять дней появился новый вариант проекта Жбанкова. По сравнению с прежним в нем изменилось немного. Убрали слова о том, что иностранная религиозная экспансия в России - это часть политики некоторых иностранных государств, но добавили иностранные религиозные организации в перечень тех, которые угрожают морали, здоровью и правам граждан России. Слова о том, что православие - ?государствообразующая? религия, остались. Важное изменение: теперь говорится уже не о традиционности ислама или старообрядчества, а о традиционности духовных управлений мусульман, старообрядцев и так далее.
Понятно, что в защиту концепции выступили те верующие, которые тоже ?просить стыдятся?, но требовать - ничуть. Деление на тех, кто был выращен советской властью, оказывается сильнее религиозных противоречий, и казенные православные, мусульмане, иудеи дружно выступают против своих единоверцев, которые слишком много свободы взяли в последние десять лет. Это естественно, хотя все-таки за таких казенных единоверцев стыдно.
Будут эти концепции реализованы или не будут, для сегодняшней России значение имеет небольшое. Так, в сегодняшней Чечне вряд ли имеет большое значение различие между ?пропиской? и ?регистрацией?. А вот реакция на очередную попытку поужинать свободой (завтрак и обед уже успешно состоялись) - дело важное. Можно начать торг, как это сделал епископ пятидесятников Сергей Ряховский, можно цинически сплюнуть и пойти пить пиво. Но можно и взять на заметку: при первом удобном случае позаботиться, чтобы подобным людям была предоставлена свобода копать или просить, но ни в коем случае не управлять.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яков Кротов
Святая пустота
Влияние духовника президента на судьбу страны сильно преувеличено
08.07.2002
Пастырь и гуси
Наследие Александра Меня не пропало, но и в ход не пущено
25.06.2002
Все статьи Яков Кротов
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии