О СИМВОЛИКЕ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

0
152
Время на чтение 4 минуты
"Повесть временных лет" сохранила свидетельство послов святого равноапостольного великого князя Владимира о богослужении Восточной Церкви: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах". Аргументом в пользу принятия Православия послужило и воспоминание о мудрости княгини Ольги: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".
Более 1000 лет Русская Православная Церковь являет миру библейское учение о храме, церковном искусстве и богослужении.
Священное Писание сравнивает Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа с храмовой завесой (Евр. 10.19-20), которая раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Матф. 27. 51; Мр. 15. 38; Лк. 23. 45).
Завеса - искусно вышитая ткань с изображениями херувимов - сочетала золотой, белый, синий, пурпуровый и красный цвета. Из тех же цветных тканей изготавливались облачения ветхозаветных первосвященников (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 3 гл. 7; Иудейская война кн. 5 гл. 5).
"Не из золота ли и виссона, равно как и из пурпуровой и червленой крученой материи сделано было все в скинии и не было ли это образом Христа? - учит святитель Кирилл Александрийский. - Заметь, что из той же материи устроена была одежда и первенствующего в священстве, заключая в себе как бы в образе и предначертаниях славу Христа... Материи одеяний суть те же самые и одинаковые с теми, из коих устроены были покровы для святой скинии" (О поклонении и служении в духе и истине, гл. 11).
Святитель Кирилл особо выделяет символическое значение синего и красного цветов, как указывающих на небесную и человеческую природу Христа. Синим и красным пишутся одежды Спасителя на иконах. Обычно это хитон красного цвета и синий гиматий. В иллюстрированных древнееврейских рукописях так же одет ветхозаветный первосвященник.
Подобно храмовой завесе, облачения священнослужителей указывают на соединение земного и небесного в богочеловеческом организме Церкви.
В Книге Премудрости Соломона отмечается, что на подире первосвященника был целый мир (Прем. 18. 24). Комментарием к этому библейскому тексту могут служить толкования Иосифа Флавия, иудейского священнослужителя и историка: "Кто поразмыслит над устройством скинии, кто внимательно присмотрится к облачению священнослужителя, найдет, что все это должно напоминать и служить отражением всего мироздания... Льняной хитон первосвященника напоминает о земле, фиолетовые нити его - небосклон. Нарамник также - изображение всей созданной Богом природы, почему, мне кажется, он и сделан из четырех родов материала, причем вотканные в него золотые нити, по моему мнению, должны напоминать о повсюду проникающем свете" (Иудейские древности, кн. 3 гл. 7).
По толкованию блаженного Симеона, митрополита Солунского, последование облачения архиерея на середине храма указывает на пришествие Бога в мир:
"Иерарх, намеревающийся священнодействовать, нисходит от престола, которому предстоит, на середину храма и этим означает нисхождение к нам Сына Божия. Одеваясь священными одеждами, он знаменует всесвятое Его воплощение" (Книга о храме, гл. 32);
"Когда архиерей сходит к западным вратам облачаться, тогда образует воплотившегося Господа, нисшедшего с неба на землю" (Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 66).
Хотя в некоторых Православных Церквях епископы облачаются в алтаре храма, в Русской Православной Церкви сохранилась древняя традиция. Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, крест, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением. Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подризник), а затем и другие, по порядку; причем диакон каждый раз произносит "Господу помолимся", а протодиакон - соответствующий стих. Певчие поют: "Да возрадуется." или другие положенные песнопения. Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде крест, панагию, митру.
Подобно нарамнику ветхозаветных первосвященников, архиерейский омофор делался из овечьей шерсти: "Потому омофор делается из шерсти, что прообразует, во-первых, заблудшее овча, которое подъял Спаситель на рамо Свое, а это овча есть наше естество; во-вторых, Сам Он был наречен Агнцем, за нас закланным" (Книга о храме, гл. 29).
Находясь на грани материального и духовного миров, церковные облачения являются святыней и зримым образом Божественной Славы:
И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (Мф. 9. 20-21; Мр. 5. 25-34; Лк. 8. 43 48);
И принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись (Мф. 14. 34-36);
И просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет (Мф. 17. 2);
Одежды Его сделались блистающими, весьма белами, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9. 3).
По свидетельству Иосифа Флавия облачение первосвященника не имело швов. Не сшитый, а весь тканый сверху хитон Христа (Ин. 19. 23-24) стал символом единства Церкви - Тела Христова.
О святости богослужебных одежд свидетельствует Сам Господь. В Откровении Иоанна Богослова к семи Церквям обращается Христос-Первосвященник, облаченный в архиерейский подир с золотым поясом:
Я увидел подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный... и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей (Откр. 1. 12-16).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Клиценко
Все статьи Юрий Клиценко
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11