itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"У нас идеальные межконфессиональные отношения"

Муфтий Татарии говорит о специфике татарского ислама

Религия 
0
142
Время на чтение 6 минут

Полтора десятилетия возрождения ислама в России показали, что примером бесконфликтного его развития стала Татария. Духовному управлению мусульман республики удалось найти общий язык не только со светской властью, но и учесть национальную специфику татар, нашедшую отражение в религии. Об этом, а также об особенностях татарского ислама рассказывает муфтий мусульман Татарии Гусман-хазрат Исхаков.
-Гусман-Хазрат, мусульманские общины различных регионов страны порой существенно отличаются друг от друга. Что представляет собой исламская Умма Татарии?
- Сегодня в Татарстане официально насчитывается около тысячи приходов, свыше десятка учебных заведений - медресе. Еще 20 лет назад было только несколько мечетей. Возрождение исламской Уммы (общины) очевидно. Почти каждую неделю открывается новая мечеть. С недавнего времени начали проводить обучение при всех мечетях начиная с сентября по май. Таким образом, Казань становится безусловным духовным центром мусульман России. Хотим мы того или нет, а наибольшее количество из 20 миллионов наших соотечественников-мусульман - татары. После распада Советского Союза в 1992 году было образовано Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). Первые 6 лет его возглавлял Абдулла-хазрат. В 1998 году на объединенном съезде мусульман республики, в котором приняли участие около тысячи человек - имамы почти всех приходов, ректоры учебных заведений, - на альтернативной основе, получив 60% голосов, избрали муфтия. Слава Всевышнему, что в республике сложилась нормальная атмосфера. Это позволяет, не отвлекаясь, служить Аллаху и народу. Межконфессиональные отношения в Татарии, наверное, являются примером для всех: за последние 200 лет не было ни одного конфликта. Все религиозные мероприятия, будь то христианские или мусульманские, мы всегда проводим вместе с владыкой Анастасием.
- В некоторых мусульманских республиках власти активно участвуют в деятельности религиозных организаций вплоть до содержания духовных лиц за счет местного бюджета. Каково участие руководства Татарии в возрождении и развитии ислама в республике?
- Религия отделена от государства, но не от чиновников. Они тоже верующие, будь то татары или русские. Если бы республика, главы местных администраций, руководители предприятий не участвовали, не помогали бы посильно в строительстве мечетей, не было бы тысячи приходов. Добровольных пожертвований не хватит на оплату различных услуг, воды, газа. Но дело теперь не столько в количестве новостроек, сколько в качестве. Ощущается нехватка кадров. И наша задача - готовить их здесь, в Казани. Необходимо создать единую программу для начальных, средних и высших учебных заведений, чтобы не было разночтений, не допустить религиозного раскола, различных псевдотечений.
- Проблема подготовки имамов мечетей актуальна для всех мусульманских духовенств страны. Открытый в прошлом году в Казани Российский исламский университет рассматривается как центр подготовки религиозных деятелей для всей страны. Когда это станет реально возможным, учитывая, что исламские учебные заведения есть и в других регионах? В Дагестане, например, их более десятка.
- Сейчас в университете обучаются на трех факультетах - шариатском, Корана и подготовительном - свыше 100 человек. Планируется набирать по 50 человек на факультет. Программа схожа с программой педагогических училищ: преподаются психология, национальная и всеобщая история, арабский язык. В ближайшее время откроем еще несколько факультетов - восточных языков, журналистики, педагогики. И со временем университет совершит революцию в подготовке кадров. Судите сами. В советское время татары были практически лишены возможности получить легальное религиозное образование, так как мусульманские учебные заведения были только в Бухаре и Ташкенте. Только с послевоенного времени там смогли получить образование около 10 татар. С началом перестройки для нас самым главным была подготовка священнослужителей. Построив сотни мечетей, мы вынуждены были "рекрутировать" на руководящие должности иногда даже случайных людей. Поэтому система мусульманского образования, которую мы сейчас создаем, - наиболее актуальная задача. Этим объясняется и достаточно большое количество медресе - более 10. А готовить, повторяюсь, необходимо только в России, так как в начале 90-х годов мы столкнулись с ситуацией, когда сотни молодых людей выезжали за границу, чтобы получить образование, в частности в Саудовскую Аравию, Пакистан, а по возвращении сюда возникали трения с паствой. Пожилые люди, прихожане не соглашались с той разницей проведения обрядов, которую предлагала молодежь.
И, конечно, вы правы, что университет призван минимизировать поток выезжающих за границу. Мы стремимся к тому, чтобы молодежь сначала училась здесь. И только потом выезжала для стажировки, совершенствования, например арабского языка. Ведь наш масхаб (религиозная школа) очень сильно отличается от того, чему учат за границей. Наш ислам насыщен национальными традициями, можно в этой связи говорить даже о специфике татарского ислама. Поэтому мы не хотели бы, чтобы неподготовленные, особенно подростки, обучались в арабских странах, потому что потом они "непригодны" для работы здесь.
- Как вы прокомментируете в этой связи федеральный закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях, которым приоритет отдан четырем основным конфессиям страны?
- Есть Конституция, которая запрещает пропагандировать идеи насилия, экстремизм, радикализм. Этого вполне достаточно, и нет необходимости в каких-либо дополнительных ограничениях в вере. Должна быть свобода выбора. Есть у нас крещеные татары, я знаю русских, принявших ислам. Люди свободны в своих предпочтениях.
- В Дагестане и Ингушетии, где столкнулись с проблемой радикального ислама, законодательно запрещен ваххабизм...
- А у них что, есть конкретное определение ваххабизма? Как можно без определения сделать заключение? Вот у меня есть борода. Я что - ваххабит? Думаю, что это не продуманное до конца решение.
- Не так давно в Чечне были арестованы боевики, прошедшие до этого религиозное обучение в Набережных Челнах. Скандал все еще не затих. Какова судьба этого медресе сегодня?
- Я, как муфтий, ни от ФСБ, ни от МВД не получал никаких официальных данных об этом случае. Хотя факты такие были. Но этих людей нельзя отождествлять с мусульманами. Литовцы, латыши, азербайджанцы - кто за идею, кто за деньги взялись за оружие. Наши ученики, которые оказались в Чечне, только год обучались в Набережных Челнах. Преподаватели не знали, где находятся эти ребята. Теперь прокуратура вознамерилась закрыть медресе. Если следовать их логике, то можно позакрывать многие другие, в том числе и светские вузы, где когда-то обучались боевики. Мы против того, чтобы медресе закрыли. Пусть прокуратура сама закрывает, я это делать не буду. Лучше всего было бы провести реорганизацию.
- Какие связи вы поддерживаете с другими мусульманскими организациями как в России, так и за рубежом, в том числе с татарскими?
- Ситуация в России сложилась таким образом, что ныне в стране действует свыше 40 духовных управлений. С частью из них, особенно с теми, которые находятся в регионах, граничащих с Татарией, мы поддерживали тесные отношения. Но в основном мы ориентируемся на Совет муфтиев России. С иностранными организациями - турецкими, иорданскими и египетскими - мы также стараемся поддерживать рабочие отношения, так как нуждаемся в преподавателях шариата. Как минимум еще 2-3 года они будут нужны.
- Главная проблема российских мусульман, на мой взгляд, - многолетний раскол в духовенстве. Возможно ли в ближайшее время объединение в единый муфтият?
- На федеральном уровне существует два центра притяжения мусульман, между которыми периодически возникают перепалки. Мы заинтересованы в том, чтобы произошло объединение. Опыт Татарии в этой связи мог бы быть востребован. По инициативе Минтимера Шаймиева еще в 1998 году состоялся объединенный съезд, который положил конец расколу духовенства в республике. Все религиозные организации добровольно объединились в ДУМ РТ. Такая же процедура могла бы пройти и в масштабах России. А то, что у нас с Северным Кавказом есть масхабическая разница, она разрешима. Например, как в Азербайджане, где разница между шиитами и суннитами значительно больше: главой духовенства стал шиит (их больше в республике), а его заместителем суннит.
- Существует несколько русских переводов Корана, но известно, что ни один из них несовершенен. Как решена проблема с переводом книги на татарский язык?
- Каждый перевод более четко высвечивает определенную грань Священного Писания. Отрадно, что переводы сейчас осуществляются и зарубежными мусульманскими организациями. В Египте готовится издание. По-моему, в Эмиратах издан перевод-пятитомник с комментариями. Мы считаем, что один человек не может осилить такую большую работу. Было бы хорошо, если бы нашлась какая-то благотворительная организация, которая профинансировала бы работу коллегии переводчиков, куда вошли бы как священнослужители, так и светские ученые-арабисты. И этот совместный труд был уже академически канонизирован. Но это еще предстоит сделать.
Что касается татар, эта проблема давно решена - еще в средние века. А в XIX веке вышло более 10 расширенных переводов. На русском языке пока, к сожалению, необходимо пользоваться несколькими переводами. Лучше всего - переводом академика Игнатия Крачковского. Его труд более академичен и близок к оригиналу.
Казань

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Милрад Фатуллаев
Мечети будут открывать только по пятницам
Кабардино-Балкарская милиция установила причастность религиозных общин к терроризму
13.10.2003
Война идет в Россию
Главы регионов и мусульманское духовенство по-разному оценивают антитеррористическую акцию США
01.07.2002
И против терроризма, и против войны с исламским миром
В мусульманских регионах осуждают и нападение на Нью-Йорк и Вашингтон, и масштабную военную операцию против стран-изгоев
24.06.2002
Все статьи Милрад Фатуллаев
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии