itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Семен Зельберг: Церковь должна помогать рекламе бриллиантов

Общество 
0
197
Время на чтение 6 минут

Вчера в Москве начался новый раунд переговоров между Россией и алмазной корпорацией De Beers о заключении нового торгового соглашения по продаже российских алмазов. О перспективах сотрудничества рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Марии Игнатовой вице-президент российской алмазодобывающей компании "АЛРОСА" Семен Зельберг.
- Как вы оцениваете эти перспективы?
- Мы с De Beers партнеры и одновременно конкуренты на алмазном рынке. De Beers добывает примерно 50 процентов всех алмазов в мире, мы - четверть. Поэтому как будет организован этот рынок зависит и от De Beers, и от нас. В этой ситуации торговое соглашение с De Beers имеет существенное значение для всего алмазного мира. Я считаю, что соглашение должно быть продолжено, но несколько видоизменены его условия. Мы торгуем алмазами из России с помощью De Beers, но нам нужны более четкие понятия о ценовой политике. В новом соглашении еще раз могут быть уточнены объемы алмазов, которые будут продаваться на экспорт. Работа идет достаточно успешно.
- В рамках действующего договора с De Beers Россия имеет право продавать часть своих алмазов на внешнем рынке самостоятельно. Предполагается, что будет увеличена эта квота?
- Мы все время продаем алмазы самостоятельно. Другое дело, идет ли торговля в пределах соглашения или помимо него. Здесь мы приверженцы одноканальной системы торговли. Она позволяет держать цены на надлежащем уровне. Если все будут продавать куда захотят, то повторится ситуация середины 90-х годов: некоторые участники рынка выбрасывали алмазы помимо De Beers и это существенно снизило их цену. Чем больше свободы на рынке, тем хуже цены для производителей. Но определенная свобода рынка должна быть и, конечно, часть алмазов нужно продавать на свободном рынке, что мы и делаем внутри России.
- Однако существует мнение, что России, производящей столько алмазов, совсем не нужен такой посредник, как De Beers.
- De Beers не посредник, он покупатель. Можно вообще выйти из соглашения. Но вместе мы добываем 75 процентов алмазов всего мира и фактически управляем рынком. Об этом говорят те, кто хочет расшатать этот рынок.
- Какие инвестиции "АЛРОСА" собирается делать в ближайшее время?
- В пятилетнем плане у нас напряженная инвестиционная программа. В этом году объем капитальных вложений составит 12,4 миллиарда рублей - это более чем 400 миллионов долларов. Инвестиции направлены прежде всего в развитие нашей сырьевой базы и строительство предприятий, которые позволят увеличить производство алмазов. В рамках программы - строительство горно-обогатительного комбината, подземных рудников "Мир", "Интернациональный", "Айхал". В этой пятилетке мы приступим к строительству очень крупного подземного рудника "Удачный". Также в составе программы - объекты диверсификации нашей деятельности: добыча газа, производство нефтепродуктов и электроэнергии. Есть у нас и различные социальные обязательства.
- Это будут собственные средства или заемные?
- 9 миллиардов рублей - это собственные средства компании. Есть привлеченные средства - долгосрочные кредиты разного рода банков. Подавляющее число договоров уже заключено. Мы кредитуемся из разных направлений деятельности: кредиты под гарантии Эксимбанка США, крупных российских и ряда зарубежных банков. Сейчас подписан крупный инвестиционный кредит с Собинбанком на 1 миллиард 700 миллионов рублей. Только что мы получили лицензию от Центробанка России на 15 миллионов долларов для привлечения дополнительных кредитов под гарантии Эксимбанка.
- Недавно "АЛРОСА" создала собственное гранильное производство, в то же время такие производители, как De Beers, сознательно уходят от огранки алмазов. Зачем вам это нужно?
- De Beers реально управляет в мире всем производством бриллиантов. Мы создали свое ограночное производство (в 2000 году производство бриллиантов составило 89 миллионов долларов. - М.И.) прежде всего для того, чтобы еще раз сверить стоимость алмазов, которые мы продаем, через цены на бриллианты. Продавая бриллианты на экспорт, мы можем привлекать дополнительные кредиты - это экспортные потоки. Нам нужны бриллианты для формирования своей тактики и стратегии для будущего бренда, связанного с "АЛРОСА". Мы не говорим о том, что все добытые алмазы будут превращены в бриллианты. Из алмазов на 1 миллиард 650 миллионов долларов, которые мы добудем в этом году, только 100 миллионов будет превращены в бриллианты.
- Многие производители бриллиантов недовольны тем, что "АЛРОСА" заключила договор о сотрудничестве со смоленским "Кристаллом". Они говорят, что лучшее сырье будет доставаться не им. Как вы относитесь к такой ситуации?
- Смоленский "Кристалл" остался самым крупным отечественным производителем. Раньше таких "Кристаллов" было много. Мы заключили с ним долгосрочное соглашение и всячески поддерживаем это предприятие, потому что у нас на глазах разорился московский "Кристалл". Фактически не существует барнаульский "Кристалл". В очень плачевном состоянии находятся аналогичные "Кристаллы" в Белоруссии, на Украине и в Армении. Наше сотрудничество не носит альтруистский характер, но оно входит в комплекс мер, который позволяет нам поддерживать это предприятие. Никакого особого вреда от нашего сотрудничества другим участникам рынка, безусловно, нет. Ведь смоленский "Кристалл" до сих пор является государственным производителем. Главное - мы им не продаем алмазы дешевле, чем другим. Кроме того, существует общепринятый порядок, которым пользуется и De Beers, - с 1999 года мы активно переходим на торговлю с помощью лотов. Продаем набор определенных алмазов - так называемый пакет камней. Каждый может купить этот лот. Конечно, гранильные предприятия России имеют свои особенности. Каждое специализируется на определенном качестве камней, но в среднем все равно политика по отношению к ним одинаковая.
- В последнее время компания стала заниматься так называемым непрофильным бизнесом - строительством НПЗ, гидроэлектростанций и трубопроводов. Зачем вам это нужно?
- Мы давно объявили о политике диверсификации своей деятельности. Да, мы крупное предприятие в области добычи алмазов, но, с другой стороны, как горная компания можем специализироваться в любом виде горного производства. Кроме того, диверсификационные проекты, связанные с нефтью и газом, позволят нам получать более дешевые энергоносители. Нефтеперерабатывающий завод в Мирном будет обеспечивать нас дизельным топливом, которого ежегодно мы завозим более 200 тысяч тонн. Схема завоза очень сложная и зависит от капризов погоды. Тепло, произведенное на основе газа, будет дешевле, чем на основе электроэнергии. Значит, и добыча алмазов будет дешевле. Через какое-то время мы начнем заниматься ювелирными изделиями. Нефть и газ Якутии еще не участвуют активно в становлении бизнеса в России. Освоив месторождения в Западной Сибири, сегодня все больше внимания обращают на Восточную Сибирь, в частности на Якутию. Этим в том числе и объясняется наше участие в "Саханефтегазе".
- В таком случае не планируете ли вы увеличить долю в подобных нефтедобывающих предприятиях?
- Пока мы определились с "Саханефтегазом". Но не исключено и это. - Сейчас у "АЛРОСА" только один зарубежный проект - в Анголе. Не собираетесь ли вы расширить свое участие в таких проектах?
- В Анголу мы пошли по ряду причин. Одна из них: показать миру, что российская технология добычи алмазов - это направление, с которым надо считаться. Поскольку мы выиграли там тендер на освоение месторождения "Катока" у De Beers, мы склонны считать, что наша технология понравилась ангольцам. Вторая причина связана с тем, что в Африке добычей алмазов занимается в основном De Beers - наш партнер и конкурент. Так как мы выиграли тендер в Анголе, почему бы и в других странах не стать полноправным участником развития своего бизнеса. Среди таких стран - Намибия и Ботсвана. Мы приглядываемся к тому, чтобы развиваться и там.
- Многие западные компании тратят большие средства на рекламу своего товара и продвижение торговой марки на рынке. Есть ли у вас подобные программы и какой объем средств ежегодно компания тратит на рекламу?
- К решению таких вопросов, как продвижение торговой марки и сам по себе имидж "АЛРОСА", мы только прикоснулись. Раньше времени не было - занимались становлением предприятия. Сейчас мы понемногу начали работать в этом направлении - в частности через проект "Алмазный двор". В прошлом году на рекламу по всем видам деятельности было потрачено 25-30 миллионов рублей. На 2001 год запланировано 40 миллионов рублей.
- На Западе к алмазам и бриллиантам уже сложилось потребительское отношение. В России к этим камням относятся совсем иначе. Как вы оцениваете такую ситуацию и много ли людей в России может позволить себе приобрести этот дорогой товар?
- Создание ореола вокруг бриллианта, до которого нельзя добраться, - это неправильно. Я как раз не совсем удовлетворен, как в России развивается реклама бриллиантов и как относятся к бриллианту покупатели. К бриллианту должны относиться с потребительской точки зрения. Я считаю, что каждая пара, которая венчается, должна обмениваться не просто золотыми кольцами - в колечке обязательно должен быть небольшой бриллиантик. Моя рекомендация к церкви: серьезно поднять этот вопрос. У нас нет культуры приобретения бриллиантов. Сегодня в среднем россиянин не так богат, но в пределах 2-3 тысяч рублей ювелирное украшение с бриллиантом приобрести вполне реально. И здесь ювелирные фирмы могли бы организовать неплохой бизнес. Еще бы и помощь церкви.
- На ваш взгляд, как будет складываться спрос на бриллианты в ближайшее время?
- По сравнению с 1999-2000 годами, когда были получены рекордные цифры из-за празднования миллениума, произойдет некоторый спад, но спрос стабилизируется на высоком уровне. Потребление связано с тем, как развивается экономика развитых стран. Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы разговоры про очередной кризис в Америке остались разговорами. Я считаю, что его не будет. Это разного рода политическая борьба, и не более того. Поэтому никаких сверхоснований на очередной кризис на ближайшие пять лет я не вижу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии