О. Иоанн, попмеханика

Общество 
0
122
Время на чтение 13 минут

Месяц назад по городу прошел оглушительный слух: Охлобыстин в Ташкенте. С чего вдруг, да и ради чего, собственно? Одни говорили, что он приехал сюда инкогнито, живет у друзей и в свет не выходит. По другим слухам, снимается в сногсшибательном совместном российско-узбекском проекте. И то и другое оказалось неверным. Популярный, ставший давно уже культовым московский актер, кинодраматург и режиссер приехал в Ташкент со своей многочисленной семьей, чтобы здесь принять сан священника!.. Известие, прямо скажем, шокирующее. Снявшийся год назад в нашумевшей картине ?Восемь с половиной долларов? и блестяще сыгравший в ней богемного запойного клипмейкера, Иван Охлобыстин оставляет мирскую жизнь, чтобы целиком и полностью посвятить себя Богу... Наш корреспондент Сид Янышев встретился с отцом Иоанном, что называется, в нерабочей обстановке.

?Мое любимое питье - афонский чай (две трети кагора и одна треть кипятка).
Не помню, кто назвал его ?напитком усталых авантюристов и неискренних женщин?.
Его пьют монахи, чтобы поддерживать силы во время длительных служб?.
Одно из ?откровений? отца Иоанна

- В одном из интервью ваша супруга сказала, что вы вынуждены сниматься или снимать картины ради заработка. Что, действительно исключительно ради заработка или момент творчества или творческого самоудовлетворения все-таки присутствует?
- Тут вот в чем дело. Я ж учился во ВГИКе, и у меня много друзей, которые снимают кино. Так вот одно время это был самый легкий способ заработать деньги, во-первых. А во-вторых, те же друзья в поисках чего-то недорогого, но оригинального звали меня сниматься, дескать, давай по-дружески помоги нам. И я зачастую соглашался. А ради честолюбия или творческой реализации - никогда.
- Между тем в фильме ?Восемь с половиной долларов? вы снялись, уже будучи известным и знаменитым...
- С фильмом ?Восемь с половиной долларов? вышла вот какая история. Режиссер Гриша Константинопольский предложил мне написать сценарий, а меня уже не интересовала жизнь шоу-бизнеса, и я отказался. Затем он стал уговаривать меня сняться в этом фильме. Я опять же отказался, потому что мне не понравился его сценарий. А моим светским наставником был Ролан Быков - человек во всех отношениях талантливый. Фильм-то давно затевался, тогда Ролан Анатольевич еще жив был. Так вот он стал буквально требовать, чтобы я снялся в этой картине. Я не мог ему отказать, так как был многим ему обязан - не финансово, конечно, а чисто по-человечески. Но все равно я придумывал всевозможные способы, как уклониться от съемок. Посоветовался со своим духовным наставником, который мне и говорит, мол, назначь такую цену, которая близка к абсурдной. Тогда я согласился, но с условием - 500 долларов в день. На тот момент это были совершенно дикие деньги. Те, кто меня приглашал, ?почесали репу? и вдруг согласились. Снимался я очень долго: периодически у продюсеров кончались деньги, кто-то уходил в запой и так далее.
- Вы снимали, снимались, параллельно, скажем так, серьезно работая над собой как над человеком церкви?
- Религией я занялся давно, еще в девятом классе крестился. Потом меня мотало из стороны в сторону, а лет в 25 - 26 я уже решил, что пора реализовываться на полную катушку, и серьезно занялся, как вы говорите, работой над собой.
- Кстати, никто толком не знает страниц вашей биографии: откуда вы, как начинали, и все остальное...
- Родился я в семье военного врача. У моей мамы схватки начались во время показа фильма Тати ?Веселенькое воскресенье?. До пятого класса я жил в деревне, а затем переехал в Москву, где и доучивался. Поступил во ВГИК, затем ушел в армию, по возвращении снова учился во ВГИКе. Кино я начал снимать, особо ни о чем не заботясь, то есть не думая, как это будет выглядеть с точки зрения комсомола, в кругу эстетов высоколобых. Наверное, поэтому все было хорошо и легко - я не был зажат в какие-то рамки и делал то, что хотел. Но когда я снял картину ?Арбитр?, то вдруг пришел к убеждению, что не нашел той темы, за которую готов получить инсульт. В принципе его можно было получить, если бы тема была стоящая. Но такой темы не было - любая была в границах реального мира и мало меня интересовала. Я не хотел себя тешить высокохудожественными иллюзиями и поэтому стал работать как сценарист. Писалось всегда, слава богу, легко. Я написал несколько пьес для МХАТа, в Германии шел спектакль по моей пьесе ?Нерон?. Затем я понял, что мне легче писать что-то безусловное, и я ушел в публицистику с художественным вымыслом. Работал в журнале ?Столица?, писал в несколько изданий, в том числе в ?Совершенно секретно?, вел колонку в ?Известиях?, сделал несколько передач для французского телевидения...
- Вы владеете языками?..
- Нет... Видите ли, я прагматик по натуре. Языки мне давались легко, и я, чтоб не терять время, решил для себя, что если я буду богатым, то куплю себе переводчика, который будет мне переводить хоть с кельтского диалекта, а если я буду бедным, то зачем мне нужны английский или французский языки? Я приехал в Америку на фестиваль, потом остался у друзей в Нью-Йорке на стройке поработать. Так вот уже через неделю я очень хорошо понимал, о чем говорят, потому что у народа с богом Микки-Маусом язык простой, как спички. У них деепричастных оборотов нет, а если есть, то на уровне патологии - хаудуюду да хаудуюду! В общем, лингвистический детский сад. Китайским никогда не занимался, хотя, думаю, на его изучение мне потребовался бы месяц, наверное. Потому что, общаясь с людьми, я быстро осваиваюсь.
- Если вернуться к вопросу о религии в отношении к искусству, я слышал, не знаю, соответствует ли это действительности, что православие отрицает искусство как таковое, особенно актерство, лицедейство, как дублирование реального, подлинного.
- Тут очень тонкие грани. Один мой друг, священник, любит по этому поводу вспоминать Гете: ?Бог - в мелочах, а дьявол - в крайностях?. Отрицание театра в православной церкви ведет свое начало с проповеди Иоанна Златоуста о театре. Но нельзя забывать, что Иоанн Златоуст жил во времена, когда на сцене шли дионистические действия, в которых, простите, козла могли изнасиловать или реально зарезать раба, то есть пролить кровь, чтобы развеселить публику. Искусство как таковое и культура - две разные вещи. Искусство - это способ, умение продать пепси-колу, то есть искусить человека, протежировать продукты в массы. А творчество - это возможность постижения окружающего мира, то есть некая интровертная вещь. Не экстравертная, когда все наружу, а интровертная - через себя пропустить. Сейчас театр представляет из себя более цивильное зрелище, нежели телевидение, шоу-бизнес и все остальное. Очень сложно обо всем этом судить. А в принципе актеры, работающие в театре, зачастую подчиняются тотальному лицедейству и начинают играть не только в театре, но и в быту. Потом, для взрослого мужчины быть артистом не очень серьезно. Может быть, у меня извращенные понятия, не знаю. Мазаться гримом, пудрой, играть зайчиков, Елки проводить... С одной стороны, это вполне достойно, если человек невероятного таланта и только этим и может заниматься. Но 90 процентов из их числа просто работать не хотят.
- Вот вы сказали, что искусство и культура - разные вещи. С искусством разобрались. А что такое культура?
- Культура - это возможность осмысления... Предположим, из земли бьет грязный родник, но если его обнести, сделать колодец, то он будет чистый. Основная задача православной, да и вообще христианской церкви, - создать христианскую культуру. Две тысячи лет мы создаем эту культуру, и до сих пор она еще не создана. Есть такой философ Ильин. Он очень много об этом говорил. Люди, отрицающие возможность создания культурного общества, отрицают догматический принцип о том, что Бог возлюбил свой мир настолько, что послал своего единородного сына спасти его. То есть отрицающие мир отрицают не мир, а Бога, его творения. Они не способны восхищаться. Восхищаться - это значит восхищать дух, возносить его. Можно восхищаться любовью, звездами, благородными стремлениями человечества. И потом, если анализировать жестко, невозможно полновесно ответить на этот вопрос, потому что если бы, к примеру, марсианин сверху понаблюдал за нами, то, исходя из того, что у нас две руки, две ноги, два глаза, он сделал бы вывод, что у нас два сердца. Но у нас одно сердце. И если проанализировать сектантские образования, учения, то можно будет подумать, что у нас два сердца. То есть они голословны. И основываясь на авторитете какого-нибудь учителя, типа Баи-бубу или Раджниша, люди его глазами смотрят на мир. Христианство дает человеку единую догматику, платформу, с которой он смотрит на мир своими глазами. То есть эта платформа очень подвижна, порой нелогична, как и жизнь порой нелогична, она строго субординирована, как и сама жизнь субординирована.
- Давайте подытожим. Что такое религия, с вашей точки зрения?
- Если говорить простыми словами, религия как таковая - это возможность человека поставить себе конечную цель. То есть если человек определяет себе точку отсчета и ставит конечную цель, то движется планомерно, не уподобляясь щепке в потоке реки. Он куда-то плывет, может быть против течения, но к своей цели. Причем, как правило, путь к этой цели бесконечен. С одной стороны, есть поток с той же щепкой, а с другой стороны - осмысленная цель, и человек в конце концов превращает в эту цель саму жизнь. Он учится жить - здесь и сейчас. Религия - это возможность научиться жить здесь и сейчас в гармонии с Богом, а Бог есть свет - от травы до неба. В принципе это очень сложный вопрос, можно сказать много витиеватых фраз по этому поводу. Вот это осмысленное движение куда-то вперед приносит внутренний покой и комфорт. На самом деле в какой-то момент начинаешь получать удовольствие от того, что просто живешь. Не куда-то бежишь, живешь не от обеда до обеда, не от получки до получки, не от женитьбы до женитьбы, а просто живешь - здесь и сейчас.
- Сейчас, уходя, как говорится, с головой в духовный мир, вы полностью оставляете мирскую жизнь?
- Опять же целиком отказаться от творчества я не могу. Однозначно, лицедейством я заниматься не буду. Мне это никогда не нравилось, признаться. Я человек не честолюбивый. А для того чтобы быть мегапопулярным, нужно иметь шесть ?мерседесов?, двадцать человек охраны и восемь гектаров земли в каждой республике, чтобы приехать и сидеть спокойно. Я смотрю на этих рок-певцов: охота была им за такие деньги так себе жизнь ломать! Сценарии писать... Если это будет с благочестивыми помыслами, то почему бы и нет. Самые лучшие фильмы по определению благочестивые. Еще Шекспир выделил 12 сюжетов: любовь, преданность, разлука, ревность, предательство и так далее. Основная задача опять же культуры, в частности сценарной, носит все-таки в себе, как ни странно, педагогический характер. Все-таки мы ставим себе какие-то образцы нереалистичные. Реализм интересен, но это увлечение на два-три года. Много разных мастеров появляется, которые пытаются мило и реалистично реализовать в кино свои замыслы. Да, это оригинально, им хлопают наркозависимые эстеты, а потом они тонут в энциклопедиях по киноискусству. А народ их не смотрит. Глас народа - глас Божий. А простые картины, как ?Три тополя на Плющихе? или ?Вокзал для двоих?, истории разведенных женщин и одиноких мужчин - вечны. История про Ромео и Джульетту вечна. ?Титаник? - замечательная история, абсолютно христианский фильм. Есть даже работа по этому поводу диакона Андрея Кураева ?Христианское содержание фильма ?Титаник?. Так уж получилось, что большие темы несут в себе педагогический уклон и ясный вывод, а это соответствует всей нашей догматике.
- Иван, столько лет отданы лицедейству -и вдруг столь убежденное православие. Не есть ли это очередная роль, с той лишь разницей, что не на месяц, а длиною в жизнь?
- Не знаю... Мне сложно проанализировать. Я долго думал, соответствую ли я вообще статусу священника. Самостоятельно никогда этот вопрос не решишь. Тогда я подошел с другой стороны: а вообще кто-нибудь соответствует? Если человек говорит, что он достоин быть священником, то он либо сумасшедший, психопат, либо очень подозрительный, нехороший человек. За всю историю были, может, один-два человека, которые могли так сказать. Это были пророки. Роль длиною в жизнь?.. Не знаю... Я чувствую себя комфортно, я устаю. Многие вещи меня раздражают... Когда учишься, делаешь много ошибок - тебя пресекают. Сама дисциплина литургика, богослужение, очень сложная, очень много нюансов, где-то очень сильно себя ограничиваешь. Но все равно я себя чувствую гораздо комфортнее, чем в Доме кино, в редакции или на съемочной площадке, где опять-таки уместно сравнение с щепкой...
- Хорошо, тогда почему именно православие? Ведь Бог един, и лишь пути к нему разные - католичество, православие, мусульманство, буддизм, различные секты и так далее. Зачем обязательно выбирать какого-либо посредника на пути к Богу? Неужели так необходимо придерживаться какой-то определенной религии?
- Это опять-таки очень сложный вопрос. Да, Бог един. Как говорил Христос, каждому по вере его. Тоже верно. Но странно было бы предположить, что ты родишь ребенка, вынесешь его на улицу и положишь на землю, когда он ни говорить, ни ходить, ни покупать себе биг-маги или кукурузу воздушную не может. То есть ты должен провести с ним вместе какой-то период, чтобы научить его, как действовать, а дальше он начинает действовать сам. Примерно так же обстоит дело и с церковной доктриной. Она тебя учит. Например, молитва. Вначале человек, пока не умеет молиться, молится своими словами. Потом он реально осознает, что молиться своими словами - это абсурд, потому что Бог лучше него знает, что ему надо. Иной раз человек просит то, что ему не нужно, чаще всего, кстати. В конце концов он приходит к традиционной молитве, то, что написали люди святые, причем в ее изложении на сакральном языке. У каждого народа свой сакральный язык. Православные сирийцы молятся на арабском, китайцы - на китайском, употребляя вместо ?хлеб наш насущный? ?рис наш насущный?, потому что у них рис и хлеб - одно и то же. Главное, формула исповедования - чего хочет человек. Но идеальный тип молитвы - безмолвная молитва. Когда человек - весь молитва. Он превращается в ангела. Ему ни от кого ничего не надо, но в то же время все от него чего-то хотят. Он себя ощущает солнцем...
- Если я правильно понял, религия - это школа на пути к Богу, как начальный этап?..
- Но этот начальный этап, как правило, длится всю жизнь. Очень редко он заканчивается еще при жизни, разве что у святых - детей света, которые при жизни превращаются в свет. Не смотрят на него, а сами излучают свет, трансформируют его. Что же касается выбора той или иной конфессии, то в первую очередь для этого надо знать свою территориальную, то есть естественную, этническую религию. Если отталкиваться от нее, то она так или иначе приведет к познанию всех остальных, потому что они перекликаются друг с другом. Например, у христианства, иудаизма и мусульманства одни корни. Если человек будет разбираться дальше, то рано или поздно к нему придет понимание, для чего ему нужна религия. Для того, чтоб стать начальником? Для того, чтоб иметь тысячу жен? Для того, чтобы быть независимым?.. И уже выбрав, что ему нужно, он выберет себе религию. Однажды я поехал отпевать одну женщину, поехал очень далеко - район называется Сергели. По дороге ее родственники тоже философствовали на тему, что Бог един и, дескать, какая разница в церквях... Я говорю: а что вы к нам приехали? Надо было в мечеть - она ближе! То есть у каждого человека есть внутреннее ощущение правды. Христиане слишком хорошо знают, что такое совершенство. Из-за этого они так много каются, сетуют, держат посты, укоряют себя, потому что они понимают, что такое совершенство, что хорошо, что плохо, что правильно, а что нет. Мы можем сами себя обманывать, но черное от белого отличаем очень хорошо - уже по внутренней нашей логике.
- Как вы оказались в Ташкенте? Почему именно Ташкент?
- Я в принципе сотрудник патриархии, вел на ТВ передачу ?Канон?, лет пять был пономарем, то есть помощником священника. Потом меня пригласили работать в молодежный отдел Московской патриархии. Прошло какое-то время, и у меня появились очень хорошие знакомые. Есть такой крупный среднеазиатский бизнесмен Василий Толстунов. Так вот мы с ним как-то очень душевно сдружились. Вообще, честно говоря, в Москве мне всегда больше нравились приезжие люди. Москва уже очень давно не город - это оптовый рынок с привнесенной извне культурой. Люди самобытные мне всегда больше нравились. Не те, которые уже абсолютно ассимилировались, превратились просто в торгашей, в пиарщиков, журналистов, голых без этноса. А я всегда дружил с казахами, узбеками, киргизами. В честь моего бишкекского друга Василия Толстунова я назвал недавно родившегося сына. Вообще мне очень нравится Василий Великий - один из апологетов, главных богословов. Я второго сына хочу назвать Григорием, а третьего - Иоанном, потому что это была такая троица, как их называют, великие каппадокийцы - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст...
- То есть вы уверены, что они обязательно будут?..
- Обязательно!
- У вас уже четверо детей - три дочери, а теперь вот сын. В перспективе вы хотели бы иметь шестерых детей, получается?
- В идеале мы бы хотели больше, потому что еще сына Гавриила хотим...
- Так что Ташкент?..
- И вот Василий познакомил меня со своим крестным отцом. Это владыка Владимир, архиепископ Среднеазиатский и Ташкентский, он возглавляет церкви четырех республик: Киргизии, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. Дивный человек, верный христианин и гениальный историк. Когда-то, в миру, он был Василием (кстати, опять Василий). Мало того, он в Москве был моим соседом. Дело в том, что у всех высших чинов церкви в Москве есть по квартире, чтобы было где останавливаться, когда они приезжают на съезды (у нас называются соборы) или по иной нужде. В общем, замечателен и самобытен он еще и тем, что много и крайне интересно пишет, никогда не стесняясь собственных версий, отстаивая их. Мне всегда в людях нравилось трудолюбие - это очень важный параметр в оценке людей. Как пишется сценарий? Садишься и первые десять страниц заставляешь себя, маешься. Потом, как радиоприемник, настраиваешься на определенную волну - и пошло-поехало. А первые десять страниц потом заново переписываешь. Трудолюбие важно в любом деле. Так вот владыка Владимир в быту оказался таким же самобытным человеком - и скромным, и властным, удивительно простым и невероятно мудрым. Так вот мы с ним долго общались. У него заболел водитель, и я везде возил его - для меня это была большая честь. Как-то он мне и говорит, мол, тебе уже 34 года, пора реализовывать себя в полную силу, дескать, приезжай в Ташкент, будем тебя рукополагать священником. Я подумал, почему бы и нет. На самом деле я же к этому шел всю свою жизнь и в церкви всегда чувствовал себя комфортно. Это - мое, реально мое. Денег толком не заработаешь, но и с голоду не умрешь. У меня большая семья - церковь всегда хорошо содержала семью, поскольку в церкви определяются довольно чистые взаимоотношения. Далее, любое движение и действие осмысленно, всему можно дать оценку, то есть нет хаоса. То есть при всей своей подвижности христианство следует за жизнью, оно делает эту жизнь. Есть какая-то стабильность. Плюс есть творчество, которое идет параллельно, не пересекаясь. Творчество опять же таки интровертное. По внешним проявлениям я экстраверт, то есть шумный, хохотун, могу выкидывать парадоксальные штуки в зависимости от ситуации, конечно, если это не в ущерб окружающим. Но по большому счету мечта последних лет - это возможность сосредоточиться, подумать. Очевидно, отчасти это желание связано с возрастом. Всю жизнь я прожил в шумном городе, я дитя бетона. Мне всегда не хватало тишины. Не знаю, смог бы я долго находиться в тишине, если, предположим, оказался в пустыне. Наверное, я бы привык, поскольку смог привыкнуть к шуму. Внутреннего сосредоточения мне всегда не хватало, меня всегда дергали в разные стороны. И вот через неделю после того разговора я приехал сюда. Через четыре дня рукоположился во диаконы - дисциплину диаконского служения я знал, - и 4 марта я стал священником. Должен сказать, у православной церкви гигантский опыт служения. Меня всегда изумляло, как секты с десятилетней историей пытаются дать ответы на все вопросы. В то время как церкви с тысячелетними историями отчасти ответов на эти вопросы не дают, оставляя это право за людьми, потому что они слишком хорошо знают цену человеческой свободы. Существует очень много нюансов, и нужно учиться быть мобильным, подвижным.
Да, так вот о Ташкенте. Моя мама была здесь в 80-х годах. Так она рассказывала - замечательный край, ну просто рай. Я тоже по приезде в этом убедился: люди замечательные, причем все, любых национальностей. Есть, конечно, свои заморочки, но они больше носят пикантный характер. У нас на рынках отношения просты: вопрос - ответ. Здесь это целая культура взаимоотношений - главное не деньги, а пообщаться. Потом, патологическая жуликоватость - она тоже носит не алчный характер, а скорее несет в себе, я бы сказал, культуру собственного промоушна, причем не всегда на пользу продавцу - он может иногда себя обмануть! Так вот, благодатнейший край! Немножко картинку портят талибы на границе... Я на месте узбеков оградился бы по периметру границы лазерными пушками и никого бы вообще не пускал! Здесь по большому счету комфортно. Узбекам не нужны начальники - они сами по себе начальники! Узбекистан должен остаться чистой республикой, чистым народом и никого не пускать, чтобы на голову им никто не сел - ни с той, ни с другой стороны. Абсолютно самобытная нация, даже при том, что она смешанная. Душевный народ, глубокий, преданный, очень творческий! Даже на уровне рынка - творчество, не просто так!
- А теперь, если можно коротко: у вас есть какой-то жизненный принцип, один на все случаи жизни?
- Не знаю... Сложно... Знаешь, врать не хочется. Можно было бы сказать что-нибудь яркое и оригинальное, но это не было бы правдой. На каждый день - свой принцип. А общего принципа не выведешь. Жизнь подвижна, она не бывает в единой форме: мы рождаемся младенцами, а умираем стариками...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44