Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Константинополь Эстонии ближе

В.  Морозова, Смена

07.05.2002

Нет, все-таки не получается пока конструктивного диалога между Московским и Константинопольским патриархатами. Камнем преткновения по-прежнему остается спор вокруг православных приходов в Эстонии. А последние высказывания Константинопольского патриарха Варфоломея за создание Автокефальной православной церкви Украины могут еще больше усугубить и без того непростые отношения между двумя церквами.
Эстонская проблема возникла не вчера. Без малого восемь лет длится этот конфликт, принуждая то одну, то другую церковь принимать подчас довольно резкие решения, что нечасто бывает в общении между двумя каноническими православными юрисдикциями.
А суть истории такова. Учитывая, что на протяжении многих веков православные общины, находящиеся в пределах современной Эстонии, входили в состав Русской православной церкви, Московский патриархат считает эту территорию канонически своей. И лишь однажды, с 1935 по 1940 год, исторические обстоятельства сложились так, что канонические отношения с Москвой были прерваны. На арену тогда выступила так называемая Эстонская Апостольская православная церковь. В 1940 году расширенный Синод ЭАПЦ принимает решение положить конец пятилетнему периоду отчуждения и вернуться в юрисдикцию Московского патриархата.
В 1993 году группа клириков Эстонской православной церкви вдруг заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре - Эстонской Апостольской православной церкви с центром в Стокгольме. Очень скоро ЭАПЦ была зарегистрирована, и эстонские власти поспешили именно ей передать все права на церковную собственность.
Вообще, такого рода отмежевания имеют вполне конкретное название - раскол. А он никогда не поощрялся в церкви. Это ли не знать Константинопольскому патриарху Варфоломею! Однако, выступая по радио в мае 1995 года, он вдруг призывает православных верующих Эстонии "к скорейшему возрождению Эстонской Автономной православной церкви в непосредственном общении с Вселенским патриархатом", то есть с ним, минуя патриархат Московский.
Припоминаю визит патриарха Варфоломея в начале девяностых в Россию. На импровизированной пресс-конференции в "Пулково" Константинопольский патриарх говорил о своей любви к России и о поистине братских отношениях, которые связывают наши православные церкви. Однако очень скоро на примере Эстонии в искренности этих слов пришлось усомниться.
Реакция Русской православной церкви на призыв патриарха Варфоломея к эстонским верующим была выражена в заявлении Священного Синода РПЦ, который признал "данную акцию раcкольнической, вынуждающей нашу церковь приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, а также прекратить поминовение патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных православных церквей". И хотя очень скоро в результате переговоров евхаристическое общение было восстановлено, отношения между Московским и Константинопольским патриархатами с тех пор остаются братскими чисто внешне, а по сути полны противоречий.
Турция - не Византийская империя, а Стамбул - не Константинополь, поэтому объективности ради надо сказать, что Константинопольскому патриарху несладко приходится в мусульманской среде. Деятельность его на территории этой страны весьма ограничена, и даже совершать там богослужения он имеет право лишь несколько раз в году. Исторически сложилось так, что предстоятели всех поместных православных церквей равны между собой, но Константинопольский патриарх именуется "первым среди равных" и имеет титул Вселенского. Титул громкий, и, вероятно, чтобы соответствовать ему и поднять свою значимость в глазах турецких властей, патриарх Варфоломей так ратует за расширение своих владений.
Осенью прошлого года Вселенский патриарх прибыл с официальным визитом в Эстонию, не сочтя нужным проинформировать о своем приезде Московский патриархат, в юрисдикции которого по-прежнему остаются более 90 процентов православных, проживающих на территории этой страны. Следующим не только нетактичным, но с канонической точки зрения беспрецедентным жестом стало издание Константинопольской патриархией Акта о канонизации епископа Ревельского Платона, принявшего мученическую кончину в январе 1919 года. Во-первых, епископ Платон был викарием Рижской епархии Русской православной церкви и к Константинопольскому патриархату не имел никакого отношения. А во-вторых, двумя месяцами ранее юбилейный Архиерейский собор РПЦ уже причислил его к лику святых новомучеников, совершив чин прославления по всем каноническим правилам. В целом же из различных заявлений, сделанных патриархом Варфоломеем в Эстонии, следовало, что правопреемной церковью, осуществляющей руководство православием на территории страны, является исключительно Эстонская Апостольская православная церковь и никаких имущественных претензий на церковную собственность в этой стране Московский патриархат иметь не может.
Что же предлагают Русской православной церкви? Сместить архиепископа Корнилия (ныне митрополита), так как, по мнению Константинополя, существование на территории одной страны двух параллельных юрисдикций, а значит, и двух митрополитов или архиепископов, имеющих титул "всея Эстонии", неправомочно. Зарегистрировать РПЦ в Эстонии только как новообразованную церковную структуру, то есть лишить всех юридических прав на исторически принадлежащее церковное имущество. А приходы Московского патриархата считать не более чем представительствами или подворьями, в то время как Русская православная церковь представляет в Эстонии самое многочисленное после лютеранского церковное общество...
В середине февраля в Берлине наконец-то состоялась долгожданная встреча между официальными представителями Русской и Константинопольской церквей. В распространенном Московским патриархатом заявлении сообщалось, что "участники переговоров призвали иерархов двух православных юрисдикций в Эстонии заключить соглашение о прекращении имущественных споров, согласно которому каждая из церковных структур получит права собственности на церковное имущество, фактически используемое ею в настоящее время". Текст был одобрен обеими сторонами и представлен на усмотрение Священных Синодов обоих патриархатов. Напомню, это было в феврале. А на днях пришло сообщение, что Синод Константинопольской церкви отказался утвердить соглашение об урегулировании спора вокруг православных приходов в Эстонии.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме