Эвтаназия - дефицит любви

Общество 
0
130
Время на чтение 4 минуты
Тарас Добко, магистр философии, преподаватель эпистемологии и философии религии, Львовская Богословская Академия

В Голландии легализировали эвтаназию. Что тут сказать? Разве что, тем хуже для самих голландцев, если учесть, что впервые в ХХ столетии эвтаназия была узаконена и поставлена на широкую ногу не кем иным, как Гитлером. Воистину, есть с кого брать пример! Кроме всего прочего, это еще одно свидетельство того, что крайности совпадают. Абсолютизация силы вызывает чувство отвращения к обессилевшему человеку и желание устранить его со своего пути. Абсолютизация эгоистического самоудовлетворения и мировоззренческого разврата с не менее железной логикой подталкивает обессилевшего самоустраниться, чтобы не причинять хлопот беззаботному гедонисту.
Когда слышишь о тех аргументах, которые приводятся для морального оправдания ?врачебной помощи? при эвтаназии, о том как выдают ее за благородное проявление человеческого сочувствия или даже - что вообще не укладывается ни в какие рамки - милосердие, то чисто по-человечески нелегко сохранить присущее для дискуссии уважение перед противоположным мнением. Мне кажется, что таким ?сочувствием? прикрывается внутренняя неспособность посвятить себя другому человеку, гедонистическое убеждение, что ни один крест не достоин того, чтобы его нести. Не милосердие испытывает тот, кто становится соучастником ?добровольной? смерти другого человека. Он руководствуется принципом ?нет человека - нет и проблемы?.
Чего греха таить, все мы в большей или меньшей мере не способны вынести вида беспомощного, немощного, обреченного человека. Об определенной психологической ?ломке? и моральной борьбе с самим собой рассказывают все те, кто не на словах, а на деле принял в свою жизнь страдания ущемленных, покинутых, безнадежно больных людей. И в том спонтанном ?отвращении? едва ли было бы что- то достойное осуждения, если бы мы были лишь живые существа и только. Ведь жизнь не может не сторониться смерти. Проблема, или, скорее,наоборот, наше счастье в том, что мы не просто живые существа. Мы - люди. Но остаемся ли мы на высоте своей человечности, если в теории или на практике принимаем эвтаназию как что-то нормальное и гуманное?
Но как быть с тем, кто испытает невыносимые страдания? Не как кощунство ли будет звучать для него моральное осуждение эвтаназии, не будет ли он воспринимать ее как проявление милосердия? На этот вопрос ответить труднее всего. Но я, по крайней мере, попробую.
Настоящее терпение - это всегда переживание бессмысленности, отсутствия любого смысла. Не всякая боль, кстати, может стать источником терпения. Ведь есть боль, выполняющая конкретную физиологическую функцию, которая ?предупреждает? организм о какой-то опасности и которая по этой причине является содержательной. Но существует также боль, которая переходит все рамки возможной содержательности, как например, боль безнадежно больных, обреченных. Человек оказывается перед лицом переживания бессмысленности своей жизни. И именно это, как правило, подталкивает человека к эвтаназии.
Почти невозможно выбраться из этой пропасти самостоятельно. И для этого рядом должен быть другой человек. Любовь, благосклонность, присутствие другого человека - это наилучшее и чуть ли не единственное лекарство в этой ситуации. Самая современная техника и самые эффективные обезболивающие препараты не способны на чудо, которое может сотворить человеческое сердце. Любовь словно находит под наслоением боли, в которую превращается жизнь человека, еще глубже -добро. И это добро она провозглашает перед целым миром и в первую очередь перед тем человеком, который испытывает боль. Это добро -неповторимость и ценность человека. Недаром папская энциклика ?Искупление человека? называет любовь ?глубоким удивлением перед ценностью и достоинством человека?. И не поэтому ли тот, кто терпит боль, находит смысл своей жизни лишь благодаря встрече с искренней любовью другого?
Существует также определение эвтаназии как своеобразного самопожертвования. Мол, бывают случаи, когда безнадежно больной не желает быть бременем для своих родных, для тех, кого любит, и соглашается на эвтаназию. Случаи такие действительно бывают. Но говорить при этом о самопожертвовании все равно, что говорить о ?самопожертвовании? Адама в одной из литературных версий грехопадения первых людей. Мол, Адам не смог оставить Еву одну после того, как она согрешила, и повел себя как настоящий рыцарь. На подобное ?самопожертвование? эвтаназии может решиться лишь тот человек, который сознательно или бессознательно ощущает или предполагает, что те люди, которых он хочет таким образом освободить от себя, относятся к нему как к средству для своего удовлетворения. Не исключено, что где- то глубже за этим ?самопожертвованием? прячется страх, что другие люди не выдержат испытания на любовь, а возможно, и страх, невыносимый для терпящего боль, что он может стать ненужным, лишним, действительно обузой для других людей. Может быть еще тысяча других причин, почему человек может прийти к мысли об эвтаназии. Сейчас не так важно их все перечислить. Важно подчеркнуть, что только переживание любви со стороны других может выработать иммунитет от подобных мыслей у того, кто страдает от боли.
Подытоживая, хочу заметить, что вопрос и потребность в эвтаназии могут возникнуть лишь в обществе, которое испытывает острый дефицит любви, которое усматривает содержание жизни только в удовлетворении собственного эго. Эвтаназия не может не появиться в обществе, где ценность и значение человека измеряется его эффективностью или производительностью, ее пригодностью быть конкурентоспособным товаром на рынке.
А рецепт может быть лишь один. Будьте людьми и не давайте соблазниться эвтаназией другим. Все зависит от нас.
P.S. ?День? приглашает вас высказать свои мысли относительно проблемы, затронутой в этом материале господином Добко. Проблема эвтаназии дискутируется сегодня во всем мире, она поделила людей и все общество на тех, кто ?за? и кто ?против?. Особенно много приверженцев идеи добровольного и безболезненного ухода из жизни - среди пожилых людей, для которых жизнь иногда полностью теряет смысл. Хотя бы из-за того, что старые люди полностью зависят от других и это невозможно изменить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28