Жизнь от смерти до смерти

В Косовской Митровице два народа объединяет ненависть

Генассамблея ООН по Украине  Политика 
0
120
Время на чтение 5 минут
Дмитрий Соколов-Митрич

Косовска Митровица - самая горячая точка на карте Косово. Просто потому, что это единственный из крупных городов края, где еще в заметном количестве живут сербы. Речка Ибар (у нас бы ее назвали переплюйкой) - линия фронта между южной и северной частями города. В первой живет 100 тысяч албанцев и всего 16 сербов, во второй - 30 тысяч сербов и 2 тысячи албанцев. Достаточно с одного берега на другой бросить камень, чтобы спровоцировать межэтнические столкновения.

Одна пуля за одну букву

От Митровицы до Приштины - час-полтора езды на хорошей машине. На въезде в город - огромный металлургический комбинат. Когда-то на нем работали 3000 человек. Потом администрация ООН в Косово решила, что комбинат портит экологию, и он был закрыт. Теперь с экологией, если не считать жуткой грязи, в которой утопает все Косово, проблем нет, зато жителям Митровицы негде работать - ни сербам, ни албанцам.
Мы въезжаем в южную часть города. Здесь живут албанцы (в Косово употребительнее самоназвание - штиптары, причем если вы, не дай бог, пропустите букву и скажете "шиптары", можете получить пулю в лоб: так их называют только сербы). Албанские территории можно отличить от сербских даже без черно-красных флагов АОК (Армии освобождения Косово) и мечетей. Главное отличие - жизнь бьет ключом. Все дома делятся на те, что строятся, те, что только что построены, и те, что стоят в руинах, но через пару месяцев и на их месте построят новые. Ясная и теплая погода только усиливает иллюзию. Хочется выйти из автомобиля, прогуляться по городу, зайти в кафану, пообщаться, хотя бы по-английски.
- Не вздумай, - говорит водитель-албанец, который нас сюда привез. - Они теперь французов ненавидят за то, что те не дают им разгуляться. KFOR пришлось половину контингента заменить другими войсками.
Мудрость этого совета мы ощутили, когда остановились напротив церкви святого Савы. Под охраной греческих военных здесь живут 16 сербов. Пока мы переходили дорогу, возле нас затормозила маршрутка, дверь ее распахнулась и один из пассажиров, блестя глазами, прокричал что-то, по всей видимости, далекое от "добро пожаловать!".
Храм святого Савы построен в 1104 году. Икону этого сербского мученика можно сегодня увидеть в каждой сербской кафане. За несколько лет он стал для косовских сербов символом их страданий.
Внутри церкви мемориальная доска: "Здесь в 1903 году погиб русский консул Григорий Степанович Щербина". Храм живет в режиме осажденной крепости. Стены подворья укреплены мешками с песком, а рядом с древними могилами - два танка. Но это не спасает от самодельных бомб, которые время от времени бросают сюда албанцы.
- Дом горит, а баба наливает, - так пошутил отец Святислав, настоятель храма, на вопрос "как вы тут живете?". "Катастрофарно", - уточнила по-сербски его дочь Снежина.
Из 16 человек четверо - семья священника. Жена Слободанка предложила нам кофе с ракией (здесь так пьют), но шутку мужа не оценила. За две недели до нашего визита она вынесла здесь настоящий штурм. Рассказывать об этом не в состоянии, поэтому передает слово своей дочери Славице.
- По городу шла толпа шиптаров. Сначала через забор полетели камни - к этому мы уже давно привыкли. Но потом несколько шиптар прорвались сквозь заграждения и вошли во двор. Греки стали стрелять, но их в тот день было всего пять человек, а шиптар - тысячи. Мама стояла с крестом в руках и молилась, а мы со Снежиной смотрели в окно, куда можно укрыться, и ничего не находили. Шиптары добежали до середины двора, но потом почему-то побежали обратно, хотя никто им не мешал вбежать в дом и добраться до нас.
- Это святой Сава их остановил, - перебивает Слободанка.
- Нам позвонили из полиции, предложили эвакуироваться. Но мы отказались - наша семья давно решила, что если эта церковь будет разрушена, то мы останемся под обломками. Однако подходы к храму были перекрыты толпой, и французам, которые базируются в 200 метрах, пришлось десантироваться к нам с вертолетов. Бой длился три часа. Мы только молились и окропляли стены храма святой водой.
Богослужения здесь не прекращаются с 1104 года по сегодняшний день. Еще пять месяцев назад отец Святислав служил в абсолютно пустом храме, но потом войска KFOR организовали регулярный конвой из Северной Митровицы. По воскресеньям верующие приезжают сюда. Редко когда автобус возвращается с целыми окнами.

С видом на Сталинград

Когда переходишь мост через Ибар и попадаешь на сербскую территорию, ощущение такое, как будто притушили свет. По городу, где уже забыли, что такое коммунальные службы, бродят метели из грязи и мусора. На доске информации объявления только такие: "Небойша Аце Кочич. Трагически погиб от шиптарских террористических банд 16 мая 1999 года в 11 часов 30 минут на 39-м году жизни". Черный крест и портрет погибшего. Такие же похоронки висят на каждом столбе, разные только имена и даты.
Пока я разглядываю объявления, за спиной собирается человек пять сербов. Оказывается, люди на площади перед мостом стоят тут не просто так. Позже полицейские ООН мне рассказали про "бридж-уотчеров" (наблюдателей за мостами). Это члены сербских отрядов самообороны, которые следят за мостами через Ибар. Двое "бридж-уотчеров" вызвались провести меня по городу и показать главную достопримечательность - албанское кладбище.
- Ни один памятник там не разрушен. Все целы. А потом поезжайте на ту сторону и посмотрите, что с могилами наших предков: половина крестов лежат. Мы цивилизованный народ, мы так не можем.
Большая часть жителей Северной Митровицы, среди которых, по словам "бридж-уотчеров", есть даже русские из послереволюционной волны эмиграции (Чижовы, Матвиенко, Кравченко), живет на пенсию, которую получает из Сербии. Средний доход - 100 марок в месяц. Найти работу можно лишь в сфере обслуживания, да и та на ладан дышит: большинство кафан могут предложить лишь напитки. Кроме продуктов и бензина в бутылках, на улицах пользуется спросом лишь патриотический ассортимент: сербские флаги и кассеты с национальными песнями по 5 марок за штуку.
- У вас тут албанцы живут. Как вы с ними?
- Контактов не имеем.
- А если кто из них выйдет за пределы Малой Боснии?
- Если хороший человек, ничего, а если плохой - обратно загоним.
- А как узнаете?
- Спросим, - "бридж-уотчер" нехорошо улыбается.
Малой Боснией здесь называют один из двух островков, на которых живут албанцы. Это небольшой квартал, состоящий на треть из домов сербов, на треть - албанцев и еще на треть - из руин. Зрелище жуткое. Ходить здесь пешком не рекомендуется, поэтому мы едем на машине. Другое албанское гетто - три многоэтажных дома на берегу Ибара. С них открывается вид на всю Митровицу - и албанскую, и сербскую. Но первое, что бросается в глаза, - бывший цыганский поселок, расположенный на албанской территории прямо через речку. От него остались даже не руины, а сплошное крошево. Сталинград.
Наконец, мы добрели до албанского кладбища. Действительно, все памятники целы. На албанской территории мы убедились, что половина сербских могил осквернены, и даже фотографировать их оказалось делом небезопасным.
Из Митровицы я вынес одну мысль: сербам здесь не жить. Когда борются за место под солнцем два народа, победит тот, у кого острее зубы. Зубы острее у албанцев.
Косовска Митровица

+ + +

Кстати
14 марта обстановка в Косовской Митровице резко обострилась. В сербской части города разгневанная толпа атаковала пост полицейских сил ООН. Двое стражей порядка получили ранения, одна полицейская машина сожжена. "Они вели себя очень агрессивно. Это было настоящее восстание", - рассказал по телефону агентству Рейтер представитель полицейских сил в Митровице россиянин Дмитрий Капорцев. Возмущение сербов вызвал недавний арест двух их соотечественников, которых подозревают в нападении на полицейский патруль. Прибывшие на помощь осажденным стражам порядка солдаты международных миротворческих сил рассеяли толпу. При этом одиннадцать сербов получили легкие ранения.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28