Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Закладка русского храма в Риме

Михаил  Талалай, Русская мысль

01.05.2002

День, которого ждали более века, пришел. 13 января нового тысячелетия на одном из малых римских холмов, отроге Яникула, собрались празднично настроенные люди. Все присутствовавшие ощущали исторический смысл события - закладки православного храма в столице католицизма. 
Россия давно мечтала иметь свой религиозный очаг на берегах Тибра. В далеком 1803 году Александр I подписал указ об учреждении ?греко-российской церкви? при дипломатической миссии в Риме. Коллегия иностранных дел утвердила и штат - с одним священником и двумя ?церковниками? (то есть псаломщиками). Священному Синоду было поручено к весне 1804 г. ?приготовить церковь со всею к оною потребностью?. Первоначально предполагалось ее освятить во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей апостолов и как кафедры св. Петра, а может быть, и с тем, чтобы напомнить католическому миру, считавшему тогда православных ?схизматиками?, об апостольской преемственности русской Церкви.
Однако проект, проработанный в самых верхах, рухнул: в тот момент Папское государство под нажимом Наполеона выдало ему одного француза-монархиста, принявшего российское подданство и перешедшего на дипломатическую службу к царю. Возмущенное правительство Российской империи отозвало всех своих представителей из Рима, отношения с Ватиканом были разорваны. 
Но и после окончания наполеоновских войн и возобновления дипломатических отношений церковное дело, несмотря на подписанный указ, шло вяло. Лишь в 1836 г., уже при Николае I, открылась небольшая домовая церковь, располагавшаяся в наемных помещениях, которые подыскивали российские дипломаты. В ту эпоху другой возможности и не было, ибо по законам Папского государства строительство ?схизматических? храмов на его территории категорически возбранялось. Однако Россия своей мечты не оставляла. 
В 1870 г. Рим вошел в состав объединенного итальянского королевства, гарантировавшего свободу вероисповедания. На берегах Тибра стали появляться храмы протестантских и иных конфессий. Решили возвести свой храм и члены русской колонии в Риме. 
Начало было положено вдовой надворного советника, Елизаветой Ковальской, которая в 1880 г. обратилась в Священный Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Верано, дабы ?почтить память супруга, служившего в Риме?. Церковные власти решили навести справки о ней в Риме. Русский посол, барон Икскуль, на запрос осторожного Синода ответил так: ?Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 года строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...? В результате вдова разрешения не получила. 
Почему же российский посол оказался таким строгим к благочестивому намерению Ковальской? Ответ прост: барон Икскуль был лютеранином, и идея строить православный храм была ему не сердцу. 
В конце позапрошлого века, при новом после А.Нелидове, русские дипломаты снова заявили о ?потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству православия и величию отечества?. В 1898 г. начался сбор средств, официально разрешенный Николаем II, внесшим и свою царскую лепту в 10 тысяч рублей. Для сбора средств архимандрит Климент, тогдашний настоятель домовой посольской церкви, выезжал даже в Москву, где ему удалось получить пожертвования от великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников. Русский житель Рима граф Бобринский обещал подарить для строительства храма свой роскошный сад в центре города. 
Однако новый настоятель, архимандрит Владимир (Путята) стал вести иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского и предложил искать другое место, отверг первоначальную кандидатуру архитектора М.Т.Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора Н.Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. был образован строительный комитет, куда вошли российские дипломаты в Италии, члены русской колонии и архимандрит Владимир. Но вскоре настоятеля посольской церкви отозвали в Россию, и дело опять увяло. 
Возобновил его архимандрит Дионисий (Валединский). Он исхлопотал в 1913 г. высочайшее разрешение на сбор пожертвований по всей России. Летом 1914 г. Госбанк открыл для римской церкви особый счет в санкт-петербургской конторе. Ее строительный комитет составил обращение к православным России с патетическими словами: ?Престол Божий поставлен в наемной квартире?. 
В 1915 г. сформировался новый состав строительного комитета, возглавленный другим русским римлянином, князем С.С.Абамелек-Лазаревым. Князь навязал комитету уже третьего по счету архитектора - Винченцо Моральди. При его содействии комитет приобрел на имя российского посольства участок на набережной Тибра, близ Понте Маргерита. Тогда же, в 1915 г., русский клир в присутствии дипломатического корпуса торжественно заложил первый камень нового храма. Казалось, все движется к осуществлению давней мечты... 
Теперь же по месту, где должны были выситься купола и восьмиконечные кресты, мчатся машины. Посольство, строившее храм, из российского превратилось в советское и продало церковный земельный участок с уже выведенным фундаментом. Участок этот затем отошел к городским властям, проложившим тут автотрассу (русские римляне все же не остались без богослужений: княжна Мария Чернышева подарила общине свое палаццо на виа Палестро, где богослужения до сих пор и идут). 
Но вот десять лет назад советское посольство снова стало российским, и старая мечта воскресла. 
Для храма ныне выбран участок на территории посольства - великолепной вилле Абамелек. Несколько лет шла подготовка ответственного проекта - ведь речь идет об историческом центре Вечного города. Теперь же первый камень заложен - вместе с реальной перспективой увидеть через несколько лет то, о чем русские люди хлопотали более столетия. 
Закладку совершили совместно епископ Иннокентий и министр иностранных дел Игорь Иванов. Епископ, экзарх московского Патриарха в Западной Европе, зачитал обращение от Патриарха: ?Надеюсь, что православный храм станет центром духовной жизни для всех, ищущих Бога и правды Его. Как в Святой Земле наши православные храмы являются духовными маяками для живущих или временно пребывающих там наших соотечественников, так, верю, и сей храм станет тем местом, где найдет слова утешения и поддержки всякий оказавшийся в Риме православный человек?. 
Всех собравшихся интересовало посвящение храма - как выяснилось, он будет назван во имя св. великомученицы Екатерины. Министр в своей речи разъяснил и смысл посвящения. Св. Екатерина - одна из самых почитаемых в России угодниц, небесная покровительница двух российских императриц. Почитание великомученицы имело и государственный характер: более трех веков назад Петр I учредил в ее честь орден, оставшийся в истории России единственной женской государственной наградой. ?Екатерина Александрийская получила блестящее образование и отличалась редкой красотой и умом, - сказал министр, - и неслучайно считается покровительницей философов и адвокатов - представителей профессий, наиболее близких к дипломатической: ведь любой дипломат в душе неизбежно философ, а в повседневной жизни - адвокат, защищающий интересы своей родины?.
Рим - Флоренция




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме