В эпицентре конфликта цивилизаций - Христианской и Мусульманской

Начало

Религия 
0
164
Время на чтение 5 минут

Со времен удачных походов Мухаммеда II Завоевателя и Сулеймана I Великолепного турецкие султаны не оставляли честолюбивых намерений расширить свое влияние на всю Европу.
Роль форпоста западной цивилизации против натиска Османской империи играла, по мнению Арнольда Тойнби, Дунайская или Австро-Венгерская империя Габсбургов, возникшая на основе военного союза после катастрофического поражения объединенного христианского войска в 1526 году под Мохачем на Дунае. Благодаря союзу удалось выдержать первую большую осаду Вены в 1529 году, после которой турецкое войско повернуло назад. Но большая часть Венгерского королевства оказалась под властью Порты.
Следующие полтора столетия оба Мира, Христианский и Мусульманский, находились в состоянии войны. В активное противостояние с османами вынуждены были вступать венецианцы, испанцы, поляки и запорожские казаки. В частности, в 1620 году турки нанесли сокрушительное поражение польскому войску под Цецорой, но в следующем году под Хотином, благодаря помощи 40-тысячного казацкого корпуса во главе с гетманом Петром Сагайдачным, польскому коронному гетману Ходкевичу удалось остановить наступление турок. Затем Венеция снова выступила с инициативой создания союза христианских государств против Турции (первая попытка, еще в конце XVI в., была неудачной). Но казацкая война 1648 года сорвала эти планы и вынудила надолго отложить саму идею подобного союза.
Однако казацкая война против Речи Посполитой, да еще и в тесном союзе с татарским ханом Ислам-Гиреем, безусловно, всего содействовали осуществлению намерений Оттоманской Порты ослабить Западно-христианский Мир. Поэтому уже в начале 1649 года в Чигирин, казацкую столицу Богдана Хмельницкого, прибыли послы турецкого султана, чтобы склонить гетмана принять подданство ?Высокой Порты?. Гетман отказался. Но вместе с тем он отказался и от предложения венецианского посла Альберто Вимини примкнуть к антитурецкой коалиции.
Однако в следующем году переговоры с турками активизировались. Богдан Хмельницкий даже отправил своих послов во главе с полковником Джеджалием - одним из самых близких соратников. Точно неизвестно, о чем конкретно договаривался опытный Джеджалий с турецким диваном (правительством), но вскоре в Чигирин прибыл чауш с письмом, в котором великий визирь от имени малолетнего султана Мухамеда IV заверил Хмельницкого в поддержке. Наверное, письмо очень утешило гетмана, так как на следующий день он хвалился киевскому воеводе Григорию Киселю: ?Поздравь меня! Я получил покровительство Турции?.
Весной 1651 года, когда стало ясно, что новое столкновение казацкого войска с польским неизбежно; обе стороны начали готовиться к войне. Султан предложил помощь - 20 тысяч янычар, но осторожный Богдан Хмельницкий отказался от этого, на первый взгляд, заманчивого предложения.
После катастрофы под Берестечком, в сентябре, накануне подписания Белоцерковского соглашения с поляками, гетман принял турецкого посла Османа, однако заявил ему, что идти в подданство к султану больше не желает, а полагается на московского царя, с которым он одной веры. Против турецкого подданства гетман высказался и на Переяславской Раде: ?Турецкий султан - бусурманин; всем известно, как православные страдают в землях, находящихся под его властью?. Тем не менее Турция не оставила своих домогательств и только ждала благоприятного момента. Перелом в отношениях с казаками наступил после избрания гетманом Петра Дорошенко. В феврале 1666 года Большая Рада поддержала намерения Дорошенко - с помощью турок освободиться от власти Речи Посполитой на казацкой территории. Начались переговоры с турецким диваном. Зарубежные резиденты выведали, что речь идет о старой идее Хмельницкого: протекторат Оттоманской Порты.
Контакты Петра Дорошенко со Стамбулом вызвали большой резонанс в Австрии, Польше, Венеции. Австрийский император Леопольд II официально пообещал польскому королю поддержку в борьбе против мусульман и их ставленника Дорошенко. Встревоженный Ян-Казимир решился обратиться к московскому царю с предложением заключить перемирие, учитывая смертельную угрозу для Христианского мира со стороны Турции и ее вассалов, и начать военные действия против общего врага.
Подобные проекты совместных действий против Мусульманского мира Речь Посполитая выдвигала уже не впервые. Так например, еще в конце 1649 года, после подписания, под давлением татарского хана, Зборовского соглашения, польский король предложил Москве военный союз. Против кого конкретно он должен был быть направлен - неизвестно, однако царь тогда отказался. Аналогичные переговоры велись почти постоянно, начиная с 1662 года, и каждый раз они завершались безрезультатно. Только в начале 1667 г. Москва стала значительно более уступчивой. Наконец 30 января 1667 года в с. Андрусово близ Смоленска было подписано соглашение о перемирии сроком на 13,5 лет. Чтобы не тратить времени на определение границ между обоими государствами, было признано, что во владения московского царя входит Левобережная Украина, а также на два года - Киев. ?Свободолюбивое? Запорожье должно было находиться в общем владении обеих сторон, хотя практически оно тоже оказывалось под властью Москвы.
Украинские историки, анализируя польско-московское соглашение 1667 года, чуть ли не в один голос делают акцент на том, что на переговоры в Андрусово не пригласили представителей Украины, хотя там решались вопросы, касавшиеся их в первую очередь. На самом же деле, на переговорах об украинских проблемах не было и речи; там решался вопрос несколько высшего ранга: об общих действиях против Мусульманского Мира, передним краем которого становилась территория, подвластная гетману Дорошенко. На повестке дня был союз Речи Посполитой с Москвой, а затем - союз и с другими христианскими государствами. Перед угрозой со стороны бусурман конфликты между самими христианскими народами должны были отойти на второй план.
Следующий шаг был сделан осенью 1667 года, после того, как в сентябре Дорошенко во главе 24 тысяч казаков, нескольких десятков тысяч татар и, главное, значительного корпуса турецких янычар начал наступление против польского войска коронного гетмана Яна Собеского. Эта угроза вынудила Москву и Речь Посполитую принять так называемое ?Союзное постановление?, в соответствии с которым обе страны официально обязывались действовать совместно против Турции и Крыма.
Подписание Андрусовского мира вызвало среди значительной части казачества отрицательную реакцию, а у гетмана Дорошенко даже случился инфаркт. Хотя он должен был понимать, что два могущественных государства не будут и в дальнейшем смотреть сквозь пальцы на заигрывание с бусурманами; к тому же, казацких гетманов частенько считали в Москве и Варшаве ставленниками крымского хана. Осенью 1667 г. Москва и Варшава заключили ?Союзное постановление?. Казалось, оба гетмана Украины - Петр Дорошенко, и, в особенности, левобережный гетман Иван Брюховецкий - как правоверные христиане присоединятся к антимусульманскому союзу. Ан нет, оба казацких вождя наперегонки начали добиваться протектората Турции. В январе 1668 года Дорошенко созвал в Чигирине старшинскую раду. Казацкая элита поддержала его идею, и Правобережный гетман вступил в переговоры с эмиссарами Османской империи. Турки пообещали помощь в завоевании земель по ту сторону Днепра.
Не медлил и Брюховецкий. Нарушив присягу православному царю, он заявил на старшинской раде в Гадяче, что московский царь предал (в чем?!) казаков, и единственный выход - искать поддержки Турции, то есть - поддержки неверных. Интересно отметить, что ни один, ни другой гетман не потрудились поинтересоваться: примет ли православный народ союз с бусурманами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Качковский
Все статьи Л. Качковский
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 16:45
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 16:16
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.04.2024 15:37
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Константин В.
17.04.2024 14:33
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Наблюдатель
17.04.2024 14:14
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.04.2024 14:08
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Могилев на Днепре
17.04.2024 14:06