Русская, православная, полугосударственная

Как РПЦ может повлиять на политические процессы в России

Политика 
0
193
Время на чтение 5 минут

Рост политического влияния Русской православной церкви заметен невооруженным глазом. Патриарх доволен президентом, президент - Патриархом. Трения, которые бывали у Святейшего с Борисом Ельциным (например, по поводу закона о свободе вероисповеданий, ограничивающего, по мнению многих, эту самую свободу), теперь в прошлом. Президент ведет себя в храме как и полагается ревностному прихожанину, в новый российский гимн впервые с 1917 года включено слово Бог (разумеется, с большой буквы). Ради этого Святейший согласился и на "сталинскую" музыку Александрова. Сопровождая Путина и Шредера в Троице-Сергиеву Лавру, Алексий II даже опоздал на Рождественскую службу в храм Христа Спасителя. И неспроста, по некоторым данным, российский президент поднял на встрече с канцлером ФРГ вопрос о передаче РПЦ храмов на территории Германии, находящихся сейчас в собственности "зарубежной" Церкви. Что уж говорить о епископате, который, следуя примеру первоиерарха, давно и тесно связан с региональным мирским начальством. Так что Православная церковь в путинской России если и не государственная, то полугосударственная - это уж точно.

С кем вы, служители культа?

Как же смотрят на политические процессы в России "люди церкви", которые вольно или невольно оказываются к ним причастны? Скажем сразу: темы коммунистических репрессий в сознании большинства епископата и духовенства либо вообще нет, либо она присутствует далеко на периферии. Дело в том, что после 1943 года массовые репрессии против Церкви закончились. Последних священников за неполитические дела арестовывали при Хрущеве (тогда архиепископа Иова посадили за неуплату налогов - уникальное обвинение для абсолютно нерыночной экономики). Семинаристов заставляли бросать учебу также в те годы - Никита Сергеевич даже обещал показать по телевизору "последнего попа". Так что сталинские репрессии стали "достоянием истории", а Хрущева в среде епископата и духовенства очень не любят. Больше, чем Сталина и особенно Брежнева, к которому относятся спокойно - при нем арестовывали только священников-диссидентов, в том числе и Глеба Якунина, которого сам же православный епископат уже в демократические 90-е годы лишил сана и отлучил от Церкви.
Православной элите свойственны определенные тенденции, которые можно "измерить" в ходе соцопросов. В частности, такой опрос был проведен в рамках финансировавшегося Академией наук Финляндии проекта "Религия и ценности после падения коммунизма". Итогом стала книга "Старые церкви, новые верующие".
Выяснилось, что православная элита (епископат) в значительно большей степени, чем другие элитные группы (политическая, экономическая, СМИ), убеждены в том, что "русские обладают моральными характеристиками высшими, чем другие народы" - так считают 26% опрошенных иерархов (для примера - так же считают лишь 9% крупных бизнесменов и 10% политиков). На вопрос о перспективах демократии абсолютное большинство представителей элитных групп ответили, что в России после переходного периода все же установятся демократические отношения. Исключение составил епископат - всего 15% "демократов", зато 37% выбрали ответ: "Демократия - не для России". Похоже, что слова св. Иоанна Кронштадтского: "Демократия в аду, а на небе Царство" - продолжают оказывать серьезное влияние на умонастроение православной иерархии - а следовательно, и верующих. Важно, что речь идет о неприятии демократии как таковой - ведь и люди левых взглядов часто высказываются за демократию, имея в виду ее коммунистические пародии ("народная демократия", "советская демократия" и др.).
"Что важнее: свобода или равенство?" Все элиты отвечают: свобода (даже политики, среди которых немало коммунистов). Лишь епископат, хотя и с небольшим перевесом, выбирает равенство: 22% против 19%. Отношение к другим религиям тоже показательно: "очень плохо" относятся к баптистам 35% иерархов, к иеговистам - 59%, к кришнаитам - 50%. Негативное отношение достаточно велико и по отношению к так называемым "традиционным религиям" - так, буддистов очень не любят 32% опрошенных, иудаистов - 24%. А ведь кроме "очень плохо" была еще оценка "плохо" - так что приведенные выше цифры означают крайнюю неприязнь.
Нелюбовь к другим конфессиям и религиозным группам - одна из причин нелюбви к демократии вообще. И это неудивительно. В советские годы иеговисты сидели по тюрьмам и лагерям, а о кришнаитах вообще слышно не было. Баптисты потихоньку издавали свой "Братский вестник" и не занимались прозелитизмом (как протестантские проповедники начала 90-х - на стадионах и площадях). Теперь же конкурентов не счесть: мало того, что католики уже целое десятилетие назначают в Россию своих епископов (в СССР им разрешалось это делать только в Прибалтике), - так называемые "новые" религиозные группы все активнее привлекают в свои ряды потенциальных православных верующих (священноначалие РПЦ считает таковыми, по крайней мере, все русское население страны).
Можно спросить - а как же возвращенные при демократах храмы и многочисленные православные издательства, отказ от унизительных требований предъявлять паспорта родителей при крещении младенцев? Возможность свободно открывать учебные заведения? На самом деле все эти блага большинство православной иерархии вовсе не связывает с демократией. Так, уже при Юрии Андропове было принято решение вернуть Церкви Свято-Данилов монастырь к тысячелетию Крещения Руси (РПЦ, правда, просила другой монастырь - Донской, но удовольствовалась малым). Глядишь, через 10-20 лет коммунисты додумались бы до того, что надо не просто терпеть РПЦ, но и дружить с ней, отказавшись от опостылевшего научного атеизма. Но при этом не пустив в страну всякие "чуждые" конфессии и группы. Ради этого можно было и потерпеть.

В атмосфере полного взаимопонимания

Если бы власть не демонстрировала свое отношение к РПЦ, настроения архиереев и клириков оставались бы только их личным делом - тем более что Церковь по Конституции отделена от государства. Это как в закрытом клубе или в монастыре, в который со своим уставом не ходят. Однако "государственная" роль Церкви заставляет внимательно относиться к некоторым, казалось бы, частностям. Встречается, к примеру, президентский полпред в федеральном округе с местным духовенством, спрашивает о нуждах, а оно ему в ответ: как бы закрыть программу "Куклы", в которой госдеятелей в смешном виде выставляют. Это же для всего государства позор! А епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заподозрил в зловредном язычестве Деда Мороза (который, как известно, уже несколько лет квартирует в Великом Устюге и даже имеет российский паспорт). Архимандрит Тихон (Шевкунов), лично знакомый с президентом (его даже называли в СМИ "духовником" Путина), активно выступает против введения индивидуальных номеров налогоплательщика, видя в них зашифрованное "число Зверя" из Апокалипсиса - 666.
Эти маленькие, но характерные черточки (а можно привести еще немало подобных) вкупе с финским опросом свидетельствуют о том, какие советы может дать "среднестатический" епископ или священник политическому деятелю. Конечно, есть и исключения, когда "человек Церкви" сочетает в себе прекрасное образование с широтой взглядов, но они лишь подтверждают общее правило.
О непосредственном воздействии деятелей Церкви на политику пока речи быть не может. Клирикам РПЦ запрещено баллотироваться в органы власти, а на чиновничьей службе им не позволяют состоять церковные каноны. Впрочем, в королевской Румынии в 1938 году премьер-министром был Патриарх, но для России в обозримом будущем это неактуально.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Макаркин
"Свидетели" по собственному делу
Московская община иеговистов выиграла в суде право на жизнь
01.05.2002
Все статьи Алексей Макаркин
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40