Цепь времен и псы истории

На экраны вышел фильм Глеба Панфилова о семье Романовых

Проще всего объявить фильм "Романовы - венценосная семья" новой попыткой ностальгирующих интеллигентов пропеть величальную "России, которую мы потеряли". Между тем от "Сибирского цирюльника" этот фильм отличается принципиально. 
Глеб Панфилов ничего не идеализирует и не пропагандирует. Он хочет увидеть историческую трагедию через реконструкцию - максимально полную и скрупулезную, от детали интерьера до движения души - жизни императорской семьи. Он верит, что мощь социальных катаклизмов, воспетая советским искусством, - лишь следствие фатальных решений и неверного выбора. И что минутная слабость могла и может привести к катастрофе целую страну. 
Как никакой другой, этот фильм погружает нас в среду и время. Среда оказывается полной любви и мира - быт семьи Романовых. Гул времени ощущается за кадром - то утихает и отдаляется, то нарастает, выплескиваясь сгустками краснознаменной толпы, кошмаром террора, но слышен постоянно - гул приближающейся лавины. 
Драматургическая задача необычно сложна: надо восстановить то, чему не было свидетелей. Перед авторами фильма множество вопросов: какие слова говорились за обеденным столом? каким слогом изъяснялись любящие друг друга души? как вел себя царь (Александр Галибин) наедине с собой, принимая мучительное решение об отречении? Источником стали письма и дневники; эпистолярный стиль очень чувствуется в диалогах, хотя разделенные расстоянием люди неизбежно изъясняются иначе, чем в бытовой беседе. Отсюда заметный крен в сентиментальность, но он, как ни странно, полнее передает суть отношений в семье - письма аккумулируют чувство почти по закону художественного творчества. А в данном случае романтическая аура для нас еще важнее "чистого быта". 
Не менее важна обстановка. Здесь все документировано: художники по фотографиям восстанавливают интерьеры дворцовых покоев, императорского вагона, купеческого Тобольска, дома Ипатьевых в Екатеринбурге. Здесь тот же метод реконструкции, какой принес принципиальный успех фильмам "Титаник" и "Гладиатор", - эффект "машины времени", нашего присутствия при давно канувшем, основа для шоковой полноты сопереживания. 
Реконструкция - задача художественная. Панфилов рассказал, как работала над английским акцентом озвучившая роль Александры Федоровны Инна Чурикова. Это не "акцент вообще" - знак иноземного происхождения императрицы. Реальную англичанку, изучающую русский язык, попросили прочитать текст роли. Чурикова блестяще освоила это неожиданно жесткое произношение - экранная императрица обрела конкретность судьбы. Работа Чуриковой в фильме заслуживает отдельного разговора: роль соткана из двух половин - визуальной (Линда Белингхем) и звуковой - с таким совершенством, что смогла взять на себя главную смысловую нагрузку картины. Императрица воплощает в себе внутреннюю силу и твердость устоев, которых трагически не хватило ее венценосному супругу. 
Панфилов - один из последних романтиков нашего кино: свой внешне рациональный и тщательно продуманный фильм он выстраивает по велениям чувства и чрезвычайно верит в интуицию. Нападки на "Романовых" во многом обусловлены новым витком нашей истории - временем торжествующего цинизма. "Чернуха, заполонившая наше кино, не так безобидна - она необратимо повлияла на души и создала легионы ни во что не верящих циников", - считает Глеб Панфилов. Картина о любви в такое время - нонсенс и акт художнической смелости. Но смелость не понадобилась: Панфилов - мастер слишком самодостаточный, чтобы делать кино с оглядкой на конъюнктуру. Он художник базовый и обращается не к мороку времени, а к эпохе. 
Эпоху он слышит безупречно. Отсюда его содружество с Вадимом Биберганом, одним из лучших наших кинокомпозиторов, который звучание времени восстанавливает так, что написанные сегодня мелодии кажутся неведомыми шедеврами 1910-х: щемящие романсные звучания, элегическая фортепьянная тема передают чистоту и духовность семейных ценностей, гибнущих под сапогом неоварварства. Это не фильм с музыкой, а фильм, выстроенный по законам музыки, поверяющий алгебру истории гармонией чувств. Семья - как световой круг, за пределами которого угрожающе подступает тьма; круг все уже, вторгаются новые персонажи, в них жадно ищешь проблесков человечности, потом и эти проблески исчезают. Остаются какофония и мрак. Завершающие фильм кадры канонизации царских останков подтверждают формальное завершение трагического круга. Но остается вопрос главный, и он адресован сидящим в зале. Фильм не имеет финала и не может его иметь. 
Когда дело касается темы, для российского сознания столь болезненной, любое прикосновение к ней вызовет споры. Монархисты найдут свои аргументы, демократы - свои, коммунисты опять откажутся разделить ответственность, в народе опять скажут: а мы тут при чем? Адепты современных стильков заговорят об академизме, академики полезут в фолианты - проверять ошибки. Фильм не учебник истории - он и должен возбудить общественное сознание. Нам показали, как гибель одной семьи стала началом гибельного исторического круга, как одно беззаконие породило эпоху беззаконий, - задача шекспировского масштаба. И теперь вопрос в том, не потонет ли в спорах идея, ради которой Панфилов взялся за свой труд, - идея покаяния. Покаяния, о котором мы без конца говорим в России, но очистить душу от мрака и себя обезопасить от своих же бесчинств так и не умеем.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
В. Кичин:
При своих
Главный приз XXVI Московского кинофестиваля получил российский фильм "Свои"
28.06.2004
Гибрид мессы с триллером
Фильм-убийца уже на наших экранах
08.04.2004
Как распинали Христа
Фильм Мела Гибсона вызвал нездоровый и потому массовый интерес
27.02.2004
Цепь времен и псы истории
На экраны вышел фильм Глеба Панфилова о семье Романовых
01.05.2002
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы