Богомаз XXI века

Общество 
0
200
Время на чтение 3 минуты

Когда мы ставим свечи перед образами и думаем, глядя на них, о высоком, никому в голову не придет спросить, кто и когда их писал. Потому что существует в православии древняя традиция не ставить на церковной живописи автографов, работать анонимно. Спроси сейчас любого, всякий назовет Феофана Грека да Андрея Рублева. Но ведь пишут же лики и сегодня. Так кто они, богомазы XXI века? Почему, например, известный питерский художник преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств Ярослав Онуфриевич Шкандрий избрал эту профессию?
Окончив в 80-м году Академию художеств, Ярослав Шкандрий получил престижное распределение - в Эрмитаж. Шел работать, полный амбиций и уверенности в собственных способностях. И, едва начав копию "Мадонны Литта", с ужасом понял, как мало он умеет. Все, что знал, было ничем в сравнении с высотой, которую предстояло воспроизвести. Появилось тяжкое сомнение, своим ли вообще делом он занимается?
Ум уже готовил оправдания отступлению. Но с полотна будто глядели на художника вселенски кроткие глаза, уговаривали: не спеши! И неожиданно у него, воспитанного на комсомольско-атеистических идеалах, появилось ощущение - "Мадонна Литта" не портрет. Это икона. Не загрязненная мирской пылью красота, дающая человеку веру и покой. И терпение - выписывать за восемь часов рабочего времени квадратик размером в пол-ладони. Мазок за мазком, сантиметр за сантиметром. В течение пяти месяцев...
Когда к следующему лету знакомый художник пригласил написать несколько житийных композиций в Псково-Печерском монастыре, страха уже не было.
В печерской иконописной мастерской работал тогда отец Зенон. Творил лики неспешно, с молитвой. Учил приехавших в помощь питерских художников: писать образ следует с большою мерою, потому как - чуть расширь зрачок Богоматери, получится взгляд по-земному влюбленной женщины. Чуть сузь - утечет, сотрется вечная доброта. Во всем должен отразиться момент правды - в контуре века, в ритме складок одежд. Ибо православная живопись - суть "живо писать"...
Какими получались работы у Шкандрия? Сам он остался не совсем доволен. Одно можно сказать наверняка: из-под его кисти вышли не просто библейские сюжеты, но истинные иконы. Перед которыми и сегодня молятся верующие в их правду. Преклоняют колени, нисколько не задумываясь, чьей рукой они созданы...
Шкандрий преподавал в академии, писал пейзажи, миниатюры, натюрморты. Одну из картин купила Третьяковка - признание несомненное. Но наступила весна 92-го, когда он почувствовал - икона, "Мадонна Литта", должна быть еще раз воспроизведена, уже на основе появившегося с годами опыта. И случилось не объяснимое логикой, но, как говорят, очень для богомазов характерное.
Шкандрию, практически не известному в патриархии живописцу, предложили командировку сроком на год - в Канаду расписывать восстановленную после пожара церковь Иоанна Крестителя в Торонто. Это было заманчиво не только творчески, но и материально. Хотя и вопросов вызвало множество.
Во-первых, Ярослав Онуфриевич считал себя абсолютно светским художником. А во-вторых, почему все-таки именно он? Храм Крестителя принадлежит греческой епархии. Живопись должна быть сделана строго в византийском стиле. Приходскому священнику было бы естественнее пригласить мастеров из Греции, исконных носителей этого искусства. Правда, русские художники, как известно, заведомо дешевле, чем любые западные... Но, так или иначе, в епархии было решено вызвать питерскую бригаду. И "режиссировать" ее работу предложили Шкандрию.
Прихожане из греческой диаспоры в Торонто отнеслись к приезжим богомазам настороженно. Однако когда были сняты наконец леса и засияли, ожили на стенах и куполе 300 светлых образов, работа была принята без единого замечания. И - было снова необъяснимое. Незадолго до отъезда из Канады Шкандрий зашел в церковную библиотеку. Накануне приход Иоанна Крестителя получил от японской православной общины дар - религиозные книги. Художник заинтересовался в них каноном Ивану Русскому, очень почитаемому на Западе святому. Настолько, что написал даже маленькую, в круге, иконку. А вернувшись домой, получил приглашение в Сеул расписывать храм Максима Грека Исповедника, прихожане которого непременно желали иметь среди прочих образов Ивана Русского...
Во вновь отстроенной сеульской православной церкви Ярослав Онуфриевич делал серию образов: Серафима Саровского, Ольгу, Владимира, архангелов Михаила и Гавриила, Ивана Русского, Ксению Блаженную. Закончив работу, подошел под благословение к владыке Сатириусу. И вдруг услышал слова, которыми церковники не бросаются: "Желаю тебе, сын мой, чтобы твои иконы мироточили..." Оценки выше для богомаза не существует.
Случилось, что еще раз икона привела художника к храму. Приехав туристом в Ватикан, Ярослав Онуфриевич купил в маленькой церковной лавочке, близ собора Святого Петра, православную Владимирскую. Зачем купил?.. Вернулся в Петербург и почти сразу пришло приглашение участвовать в росписи храма Христа Спасителя. Персональным заданием Шкандрия стали Владимирская, Иверская, Иерусалимская и Донская - главные образы Москвы.
Сегодня Шкандрий работает в московском храме в Рождествене. Церковь действует, и верующие, собираясь для молитвы, видят на лесах, высоко под куполом, одинокого человека. Богомаза. Который изо дня в день создает лик за ликом. Пишет, потому что глубоко верует. И - спроси его, что есть Бог, Ярослав Онуфриевич ответит не задумываясь: "Господь - суть абсолютная милость и красота. Горизонт, который не виден. Как в океане"...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31