Михаил Ардов - священник Русской православной зарубежной церкви; его книга "Мелочи архи.., прото... и просто иерейской жизни", в которой собраны забавные случаи из жизни мирян и духовенства, вызвала неподдельный интерес. Вот лишь два кратких примера. "Мавзолей строили поспешно, и вскоре после окончания работ в новом здании сломался ватерклозет и стала фонтанировать фановая труба. Рассказали это и Патриарху Тихону, который отозвался на сообщение кратко и выразительно: "По мощам и миро". Или: "На исповедь пришла старушка. - Батюшка, - говорит, - я грешница. Сейчас пост, а я колбасу ела... - А какую же колбасу ты ела? - По два двадцать. - Ты не грешница, ты - мученица".
- Отец Михаил, как вы дошли до жизни такой? Наверняка вам говорили, что вы измельчаете жизнь Церкви, смехотворствуете?
- Ну, во-первых, у меня наследственная склонность к юмору, - вы, наверное, знаете, что отец мой, Виктор Ардов, был известным писателем-юмористом. Кроме того, я поклонник Лескова, особенно его "Мелочей архиерейской жизни". И когда стал прислуживать в храме, а было это в 1968 году, услышал массу церковных историй, которые сами собою запоминались. Что же до обвинений в церковном мелкотемье, то, разумеется, они звучали и звучат. Да я и сам боялся согрешить, ввести кого-то в соблазн, стал размышлять...
- О том, что Христос никогда не смеялся?
- Да, нельзя представить себе смеющимися Господа нашего Иисуса Христа или Божью Матерь. (Хотя мягко улыбающимися, наверное, можно.) Но Он - Богочеловек, Она - безгрешная Пречистая Дева. А что касается обычных грешных людей, то веселость, не злая, не обидная, это естественное проявление человеческой натуры, и оно вовсе не греховно, если не направлено на издевательство, унижение ближнего. Потом я узнал, что св. Антоний Великий, основатель монашества, играл со своими учениками и смешил их; он сравнил монашеское делание с тетивой лука: если ее перетянуть, она лопнет. А преп. Серафим Саровский, будучи еще простым монахом, братию на клиросе чуть смешил. Они отдохнут - и вновь поют.
И вообще, духовная среда всегда была носительницей юмора. Между тем, неофиты часто входят в Церковь как в некое мрачное царство. А нужно понимать, что здесь тоже люди грешные, со своими особенностями - и со своим, весьма своеобразным, юмором, который возможен лишь там, где есть нравственное здоровье. Я в Америке познакомился в свое время с одним греческим епископом, который жил на Афоне. Казалось бы, Афон, монашеская республика, самое суровое место, а шутят и там. В некоем монастыре в день главного храмового праздника устраивается трапеза для братии и гостей, и после нее разрешено рассказывать забавные истории.
- Почему же тогда современная паства такая мрачная, если вы такие веселые?
- У меня паства, смею вас заверить, не мрачная. А вообще нынешнее русское православие страждет от лжестарчества. Оно имело самые печальные последствия для русской истории - вспомним, что под личиной старца выступал Григорий Распутин. А сейчас старчествуют и монахи, и женатые священники, начиная буквально с двадцати лет; они-то и наводят тень на плетень, нагнетают мрачные, эсхатологические настроения.
- А не кажется ли вам, что спрос рождает предложение?
- Ну да, разумеется. Очень многие люди желают, чтобы их душами властвовали. Они перекладывают ответственность на духовника во всем, в любой мелочи; это и есть питательная среда лжестарчества.
- И тут уже не посмеешься.
- И все это держится на прямом нарушении Писания; Апостол говорит: не будьте рабами человека. Мы - рабы Господа Иисуса Христа, рабы Божии, но не смеем быть рабами друг друга.
- То есть там, где смех, там свобода, где свобода - там смех?
- Именно так. Но самое смешное, что мою книжку запретили читать семинаристам. О такой рекламе я не мог и мечтать.
Страницу подготовил Александр Архангельский