Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Генералы Квашнин и Манилов награждены церковными орденами

Александр  Архангельский, Известия

19.04.2002

Отслужив по окончании воскресной литургии в храме Христа Спасителя молебен по русским солдатам, жизнь свою в Чечне на поле брани за Отечество свое положившим, патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил церковными орденами начальника Генштаба Квашнина и его зама, главного военного ньюсмейкера Манилова.
Как воспринимать этот факт? Не нарушает ли он принципы христианского миролюбия? Не свидетельствует ли об окончательном слиянии Церкви и Государства вопреки российской Конституции? Сложные вопросы, не предполагающие однозначного ответа. Но в том и дело, что современный мир вообще сопротивляется любой однозначности, побуждает нас к ответственному размышлению, трезвому анализу и политическому спокойствию.
Что касается миролюбия, то Церковь неизменно стремилась разделить с народом его боль во время военных невзгод, а потому молилась, молится и всегда будет молиться о "стране нашей, властех и воинстве ея", обращаться к Богу с просьбой: "Спаси, Господи, люди Твоя, победы на сопротивныя даруяй".
Более того, равноапостольный св. Николай, который в конце XIX и начале XX века обращал в православие японцев, во время русско-японской войны возносил молитвы о японской армии, хотя был природным русским! Напоминать о благословении, которое некогда дал св. Сергий Радонежский войскам Дмитрия Донского на противостояние Орде, вообще излишне. Так что с этой точки зрения ничего экстраординарного не произошло.
То же можно сказать и об особых взаимоотношениях между Церковью и армией. Они были, есть и будут; институт капелланов, священников, окормляющих войска, постепенно возрождается. Вопрос только в том, как при этом обеспечить права неправославных военнослужащих - и не допустить насилия над волей атеистов (если новообращенный командир, проявляя усердие не по разуму, возьмет да и прикажет строем шагать в ближайший храм). Но все эти противоречия можно решить на уровне законодательном, да и просто "по факту", приняв меры против насильственной христианизации подчиненных подобного горе-апостола.
Иная проблема - насколько уместно не просто благословлять военных на бой, на самопожертвование, но отмечать их церковными орденами, как бы приравнивая синодальные награды к армейским знакам отличия за участие в боевых действиях? Не происходит ли в этот момент очевидная подмена религиозного деяния - действием не просто мирским, но сугубо политическим? Не превращается ли при этом Русская православная церковь в некое министерство благословений, ведомство идеологической обороны? И не принесет ли такое превращение вред - прежде всего Церкви?
На этот вопрос никто не сможет ответить, кроме нее самой.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме