Ко Дню защитников Отечества

Особенности развития религиозной ситуации вВооруженных cилах Российской Федерации (1996 - 1999 Леонид Певень, Владимир Груздев.

Религия 
0
80
Время на чтение 7 минут

В феврале 1999 г. Главным управлением воспитательной работы Вооруженных сил РФ в Московской, Ленинградской, Волгоградской и Калининградской областях, а также на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке было опрошено 533 человека из различных категорий личного состава военнослужащих с целью изучения их отношения к религиозным вопросам.
Подобные исследования проводились начиная с 1996 года. Это дает возможность провести сравнительный анализ базы данных и сделать выводы, характеризующие особенности религиозной ситуации в Вооруженных силах.

Верующих все меньше

Наблюдения последних четырех лет показывают, что в настоящее время наметилась тенденция к снижению числа военнослужащих, считающих себя верующими. В предыдущие годы эта цифра изменялась от 5 до 16%.
В 1991 г. до 25% опрошенных военнослужащих считали себя верующими, к 1996 г. их было уже 37%, а в 1997 г. о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии заявляли 48% всех категорий военнослужащих.
Столь повышенное внимание к религии можно объяснить участием войск в боевых действиях в горячих точках, возрастающим грузом нерешенных социально-экономических и бытовых трудностей, а также утратой частью из них жизненных ориентиров и надежды на скорое решение своих проблем с помощью государства.
Однако на рубеже 1998-1999 гг. происходит заметное охлаждение большинства военнослужащих к проблемам веры. Разочарование и переосмысление жизненных ориентиров после обострения в стране социально-экономического кризиса коснулось большинства военнослужащих. Почти две трети из них отметили, что сейчас они верят только в собственные силы.

Соблюдение Заповедей

Сейчас только 14% из 38% верующих военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и 7% из 22% верующих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, утверждают, что стараются жить по заповедям своей религии.
Общая тенденция снижения количества военнослужащих, считающих себя верующими, тем не менее не сказалась на уменьшении числа тех из них, кто старается придерживаться всех предписаний своей конфессии. С 1996 г. по настоящее время доля верующих в ВС, соблюдающих религиозные обряды и отстаивающих свои убеждения, не изменилась и составляет 8%.
На самом деле, несмотря на то что почти одна треть опрошенных причислили себя к верующим, для большинства из них характерно поверхностное отношение к вопросам веры.
Интересно, что примерно треть, объявляющих себя верующими, реально к таковым не относятся и следует скорее веяниям моды или традиции. Только 60% опрошенных военнослужащих, считающих себя верующими, относятся серьезно к религиозным таинствам, считая их необходимыми для спасения своей души. Остальным респондентам из их числа (32%) нравится лишь внешняя красота религиозных обрядов. Около 30% из них заметили, что бывают такие ситуации в жизни, когда они начинают сомневаться в своей вере. Особенно это характерно для тех, кто считает себя христианами. Мусульмане менее критичны в восприятии своего вероучения.

Большинство - православные

Значительное число верующих в Вооруженных силах РФ составляют сторонники православного вероучения.
Конфессиональное распределение военнослужащих, считающих себя верующими, за 1996-1999 г. изменялось незначительно.
За 1996-1999 гг. доля военнослужащих, считающих себя православными, выросла на 8%, что дает возможность прогнозировать благоприятное развитие религиозной ситуации в Вооруженных силах. Количество военнослужащих, относящих себя к другим конфессиям (мусульмане, баптисты и др.), в армии и на флоте значительно меньше (до 4-5%). Но надо учитывать, что среди них большая часть считают себя истинно верующими и строго придерживаются канонов своей религии. Так, понимание религии военнослужащими, исповедующими ислам, базируется преимущественно на национальной традиции, глубоком проникновении религиозных норм в быт и жизнь их народов. Этим и объясняется то, что среди представителей разных национальностей Поволжья, Северного Кавказа, Приуралья доля верующих значительно выше. Поэтому прирост верующих военнослужащих-мусульман возможен в соединениях и частях, которые в большей степени комплектуются призывниками из этих районов.

Религиозные мотивы

Изменение отношения военнослужащих к религии, которое за 1996-1999 гг. во многом стало более сдержанным и осмысленным, определяется сменой основных побудительных мотивов, которые способствовали обращению их к религии.
Следует отметить, что в период вооруженного конфликта в Чеченской республике для многих военнослужащих поводом обращения к религии стало непосредственное участие в боевых действиях (таблица 2).
Так, среди военнослужащих по призыву, участников штурма г. Грозного, количество верующих было в полтора раза больше, чем в частях, не ведущих боевые действия.
Характерно, что только 12% военнослужащих, считающих себя верующими, воспитывались в религиозных семьях, 66% росли в семьях, где существовало просто уважительное отношение к религии. Влияние верующих родителей на мировоззренческие позиции детей в семьях мусульман, буддистов, христианских сектантов значительно выше.
Вместе с тем знания о религии военнослужащие черпают в основном от верующих родственников (46%), из передач на религиозную тематику по телевидению и радио (42%), знакомых верующих (40%) и религиозной литературы (до 38%). Только каждый четвертый из десяти военнослужащих, считающих себя верующими, обращается к священнику за поддержкой в укреплении своей веры. Интересно, что помощь в этом оказывают и верующие офицеры (до 7%).
В настоящее время в большинстве воинских частей верующие военнослужащие не испытывают препятствий в отправлении своих религиозных потребностей. Почти две трети из них при желании имеют возможность регулярно посещать культовые учреждения.
Следует отметить, что постоянную потребность в посещении культовых учреждений испытывают не более 10% военнослужащих, считающих себя верующими. У половины из них такая потребность возникает периодически. Остальные делают это только по религиозным праздникам (до 40%). Поэтому открытие в их гарнизоне культового учреждения оценили бы положительно до 60% военнослужащих, считающих себя верующими (т.е. около 20%) от числа всех опрошенных военнослужащих. Оставшиеся примерно 40% из их числа вообще не могут однозначно определить своего отношения к этому вопросу.

Отношения между верующими

Острота проблемы в сфере религиозно-нравственных отношений среди военнослужащих по признаку их конфессиональной принадлежности несколько ослабла в связи с постепенным снижением за 1996-1999 гг. числа верующих в воинских коллективах.
Если в 1996 г. около 20% верующих заявляли, что для них небезразлична религиозная принадлежность сослуживцев, то сейчас таких военнослужащих уже меньше - 16%. Более детальное изучение отношений в воинских коллективах показывает очевидную консолидацию верующих военнослужащих по признаку вероисповедания и национальности. Следует отметить, что в этой же среде существует неприязнь к конфессиям другого направления. Так, около 10% баптистов, пятиоколо 10% баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и др., примерно столько же мусульман с антипатией относятся к православным.
В свою очередь, каждый десятый верующий христианин относится с антипатией к мусульманам и сектантам. Недовольство среди атеистов, неверующих и верующих военнослужащих нехристианского вероисповедания вызывают проводимые в частях массовые мероприятия с участием православных священников. Особые возражения вызывает процедура освящения оружия и боевой техники, при которой, по их мнению, оно становится чужим для иноверцев.
Существует также определенная напряженность между верующими и неверующими военнослужащими.
Верующие военнослужащие полагают своей отличительной чертой готовность прийти на помощь своему товарищу (33%), так же думают только 20% их сослуживцев, не верующих в Бога. Они же считают, что верующих военнослужащих отличает от неверующих настойчивость в достижении поставленной цели (26%). Однако, несмотря на то, что до 30% неверующих военнослужащих выражают в различных формах свое непонимание поведения верующих, все-таки большая часть (43%) военнослужащих терпимо и лояльно относится к своим верующим сослуживцам.
Такое положение дел не исключает предпосылки для возникновения конфликтов на религиозной почве. В настоящее время не более 13% верующих военнослужащих заявляют, что им известны случаи нарушения их прав как верующих.
Хотя конфликты носят единичный характер, тем не менее каждый из них, как правило, приводит к ущемлению конституционного права верующих военнослужащих на свободу совести и вероисповедания.
Это требует определенной религиоведческой подготовки офицерского состава, знания основных требований и предписаний различных религиозных конфессий и особенно отражения в тех или иных учениях проблем военной службы, воинского долга и защиты Отечества.
Сравнительный анализ ценностных ориентаций, побудительных мотивов и настроений военнослужащих из числа верующих и неверующих позволяет сделать вывод, что религиозные воззрения не оказывают существенного влияния на морально-психологическое состояние и отношение людей к воинскому долгу и решаемым задачам.
Они скорее определяются социальным статусом военнослужащих, чем их отношением к религии. Обращает на себя внимание, что даже те незначительные различия, зафиксированные опросом, не всегда одинаково выражены среди верующих, представляющих различные категории личного состава: офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат. Другими словами, верующие офицеры разделяют те же духовные идеалы, представления и критерии воинского долга, чести и достоинства, что и все офицеры Российской армии и флота. И они существенно разнятся от взглядов на эти вещи солдат и сержантов, в том числе верующих. В связи с этим нет никаких оснований считать, что обращение к вере автоматически стимулирует патриотизм, готовность к самопожертвованию во имя Родины, лучшее отношение к служебным обязанностям и т.п.
В то же время конфессиональные различия просматриваются явно. Если среди военнослужащих, проходящих службу по призыву и назвавших себя христианами, 40% рассматривают воинскую службу как выполнение долга перед родиной, то среди мусульман такой же позиции придерживаются на 10% меньше. Они склонны больше оценивать ее как вынужденную обязанность.
Определенные различия видны и в сфере побудительных мотивов добросовестного выполнения служебных обязанностей. Для последователей христианства больше характерны нравственные ориентиры.
Однако различия в религиозных воззрениях в настоящее время не являются базой для внутренних противоречий и серьезных конфликтов в воинских коллективах. Так, только 3% атеистов занимают активную позицию и пытаются вступать в дискуссии с верующими, навязывать им свои взгляды. Большая же их часть (54%) - терпимо относятся к религиозным взглядам сослуживцев и считают это личным делом каждого.
Две трети опрошенных офицеров и прапорщиков считают, что между Вооруженными силами России и Церковью должны поддерживаться самые доброжелательные отношения. Это, по их мнению, даже при отсутствии выраженной религиозности, положительно скажется на культуре поведения военнослужащих, патриотическом воспитании, изучении военной истории России, поможет привитию коллективизма, воспитанию нравственности, так необходимых защитнику Отечества.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35