В одной келье

Общество 
0
153
Время на чтение 6 минут

Проснувшись среди ночи, я увидел коленопреклоненную фигуру старца отца Николая у края моей лежанки. Красноватый лампадный свет смутно озарял темное лицо в обрамлении серебристых ниспадающих волос, таких длинных, что они касались моей руки. Старцу уже было далеко за восемьдесят. А вместе мы оказались потому, что старец прибыл на поклон оптинским мощам с Украины, а я посещал самые известные святые места России.
Я не сразу почувствовал, что вся фигура старца излучала какое-то необъяснимое дополнительное свечение, иначе мне бы не удалось разглядеть так ясно темную гостевую келью. И тут мои пальцы осторожно накрыла рука старца. Я услышал: - Господи, не остави его, грешнаго. Не ведают они, что творят...
В моих глазах защипало. В детстве за меня молилась, вздыхая за русской печкой, милая бабушка. Теперь молится жена, вдруг сделавшаяся глубоко верующей. А теперь вот старец... Днем бывало беседуя со мной, "рабом окаянного времени", он вдруг так жалостливо посмотрит на меня, смахнет слезу и прижмет легонько к себе. Самому впору залиться слезами и издать молитвенный вопль...
Слуга Божий О. Николай, в миру Николай Федорович Трубчанинов, с рождения прожил в своем родном селе Борисовка Никопольского района на Днепропетровщине. Нету у него ни паспорта, ни пенсии. Никогда не имел семьи. В войну носил солдатские погоны, но в боях участвовать не пришлось.
Позже за веру был осужден, провел несколько лет в лагере. Одна мысль волнует старца, он ее не скрывает от меня: - Не знаю, какой будет кончина, в преисподнюю я уже раз спускался...
- Расскажите...
По его словам, однажды двое бандитов, решив, что в доме старца спрятано церковное золото, ворвались и принялись жестоко избивать, требуя указать тайник. Когда, по их разумению, старик отдал Богу душу, исчезли.
Рассказывает сам старец: - Я умер, и душа моя отделилась от растерзанного тела. Сначала, словно бы на крыльях, глубоко вознесся вверх, а потом опустился в преисподнюю. Кроме холодного и жуткого мрака, ничего там не разглядел. Потом мне соседка рассказывала: решив, что я мертвый, она собралась бежать в храм, но вдруг заметила, как еле-еле вздрагивает мой палец. Окропила меня святой водой, я и очнулся, наказав не вызывать ни "скорой", ни милиции. Все у меня было переломано - голова, ребра, рука, лицо превратилось в кровавое месиво...
Этот рассказ послушник лазарета Оптиной пустыни врач по профессии Лаврентий прокомментировал так: - Возможно, у дедушки было состояние, близкое к клинической смерти. Чудо в другом - в полном и скором выздоровлении без помощи медицины. Такое помимо Божией воли не бывает.
А сам старец добавил к своей истории самое важное по его пониманию дополнение: - Во время бандитского налета у меня на груди под одеждой покоился образок Николы. Он и спас... Вот ты, сынок, не веришь в чудеса, хотя и пришел к вере, так послушай меня. В ранние школьные годы я стал испытывать по ночам великие страхи, словно бы ледяная рука чудовища сжимала мне грудь, тело становилось каменным. Не помогали никакие врачевания, и тогда родной дядя подарил мне образок Николая Угодника, научил молиться. Веришь, ночные кошмары прошли сразу и навсегда. Так я приобщился к церкви. Стал помогать священникам, а позже был рукоположен в диаконы. Второе чудо произошло в годы войны, когда мой родной брат-летчик оказался в немецком плену, а точнее сказать - сначала пропал без вести. Мама молилась за него, и вот однажды перед иконой Николы она услышала глас о том, что ее сын жив и надо идти в Донбасс искать концлагерь. Взяв с собой малютку-дочь, она отправилась по оккупированной территории. Через много дней встретила на сельской дороге женщину, которая приютила ее на ночлег. И тут оказалось, что муж этой женщины работает при комендатуре именно того лагеря, где и находился мой брат. Это выяснилось не сразу, но выяснилось. Мать сговорилась об освобождении, что звучит сейчас почти фантастически. Но такие случаи бывали, если вдруг находилась родня пленного. Однако требовалась громадная по тем временам взятка кому-то: три литра водки, три килограмма меда, сало, курятина. И снова чудо: один из зажиточных селян достал для незнакомой женщины все требуемое. Брата освободили.
Честно говоря, посещая святые обители России, я наслышался о многих чудесах, включая описанные в канонической литературе. Не способен мой ум их целиком и полностью воспринимать... И я зашел с другой стороны...
В 1961 году в Симферополе ушел из жизни 84-летний архиепископ Лука. Через 34 года православная церковь причислила его к лику святых. Но и до сих пор, кроме медиков, мало кто знает, что Лука был еще выдающимся советским хирургом В. Ф. Войно-Ясенецким, автором многих учебников, профессором, открытия которого спасли жизнь тысячам раненых во время войны.
Сан священника хирург принял в 1921 году, за что трижды подвергался арестам и ссылкам в безлюдные места Крайнего Севера. Сам Киров уговаривал его отказаться от сана, взамен предлагая возглавить институт. В годы войны за огромный научный вклад владыке была присуждена Сталинская премия. Почти все деньги он отдал в помощь детям, пострадавшим в войне.
Никому еще не удавалось толково и ясно объяснить тайну взаимопроникновения чисто научной медицины и церковной. Пожалуй, первому это удалось сделать Войно-Ясенецкому. Перед каждой операцией хирург усердно молился. А потом творил чудеса обыкновенным скальпелем. Однако свидетелями описаны десятки случаев, которые не поддаются нашему все еще материалистическому объяснению. Все они описаны в книге жития Луки, изданной в Москве в 1997 году. Так, одну женщину приковал к постели какой-то недуг, она не могла принимать пищу, вставать... Пригласили врача-владыку. Он глянул на больную и сказал: "Вот вам мое лекарство: Во имя Отца и Сына и Святого Духа!" Он перекрестил больную, и та поднялась с постели, начала быстро выздоравливать. В другом случае, вопреки мнению лечащих врачей, он настоял на незамедлительной операции и тем спас жизнь больного.
До сих пор, припадая к святым мощам врача и архиепископа Луки, люди исцеляются. Как тут не вспомнить слова известного ученого, лауреата Нобелевской премии Алексиса Карреля: "Иногда действие молитвы принимает, если можно так выразиться, "взрывчатый" характер... Мы знали больных, которые были почти молниеносно излечены от тяжелых заболеваний. В несколько секунд или часов симптомы болезни исчезали, а анатомические повреждения исправлялись".
В Оптиной пустыне мне подарили две книжки. Первую - "Число зверя" написал ныне здравствующий и хорошо теперь мне знакомый доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской невропатологии Российского медицинского института Анатолий Берестов - он же монах отец Анатолий.
Сейчас он руководит медицинским центром при Патриаршем Крутицком подворье в Москве. Вторую книжку - "Христианское отношение к болезням и врачеванию" - написал хирург-священник Валентин Жохов.
Не вдаваясь в столь малоизученную сферу, остается лишь вслед за авторами повторить: "Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения, находятся в тесной взаимосвязи с состоянием его духа и души".
Однако вернемся в келью Оптинского монастыря, к старцу О. Николаю. Однажды поздним вечерком пришли гости - местные монахи. Слушали рассказ о том, как дедушка воскресил из мертвых свою мать. Умерла она в возрасте 72 лет в 1967 году. Соседка обмыла тело и приготовила к положению во гроб. Горе сына Николая усугубилось еще и тем, что матушка не успела дать ему благословение на дальнейшую жизнь. "Как же теперь жить?" - мучил вопрос. Всю ночь сын проплакал возле покойной, сжимая в руке образок Николая Угодника. И вдруг что-то подтолкнуло его слегка разжать рот матушке и влить немного святой воды. Послушаем самого старца: - Вода стояла в устах без движения. Находившийся со мной брат возмутился таким кощунством над телом матери. И почти сразу я услышал звук сделанного глотка. Влил еще. Слабо шевельнулась рука, поднялись веки. Матушка посмотрела на нас невидящим взором, опустила веки и тихо вздохнула. Затем снова открыла глаза, уже видящие, медленно поднялась... Она прожила еще три года, и никогда не рассказывала о том, что видела или чувствовала на Том свете. Только к ней больше никогда не приближалась соседка, приготовлявшая старушку к похоронам.
Во время этого рассказа сидевший рядом со мной величественный монах отец Илиодор, то и дело осеняя себя крестным знамением, шептал с самоукоризной: "А мы-то маловеры..."... После малой ектений (прошений о нуждах христианской жизни) распахнулись в середине роскошного иконостаса царские врата, и сотни молящихся людей замерли, пораженные увиденным...
Согбенный старец, облаченный в праздничную золотистую фелонь, с белой, как лунь, бородой, вышел из алтаря, медленно повернулся, и все увидели ниспадающие по всей спине серебристые волосы. Позже тот же монах Илиодор скажет: "Это походило на явление небесного ангела".
Я терпеливо ждал окончания службы, потому что всегда любил слушать проникновенную и щемящую до глубины души хвалебную песнь Богородице "Величит душа моя Господа". Это происходит сразу после восьмой песни канона. После Хвалебной. Далее польется девятая, а по окончании - молитва Божией Матери "Достойно есть!" И только в монастырях в конце службы происходит сход братии. Иеромонахи, как правило, все молодые, красивые, высокообразованные. Возникает такой мощный интеллектуальный и молитвенный взлет, что мурашки бегут по спине. Сообща поется своеобразный гимн православию "Взбранной воеводе".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Христофоров
Все статьи Василий Христофоров
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40