Мусульмане Азербайджана ищут пути консолидации

В Баку прошла конференция с участием представителей России

Религия 
0
121
Время на чтение 4 минуты

Cпособны ли мусульмане Азербайджана создать движение, которое со временем превратится во влиятельную силу? Сумеют ли они направить свою республику на путь таких экономических и общественных преобразований, результаты которых позволят самому влиятельному государству Закавказья называть себя "исламским государством"?
До недавнего времени ответы на эти вопросы могли быть только отрицательными. Исламская тема в Азербайджане ассоциировалась разве только с духовным главой шиитов этого бывшего советского региона Алла-шукюр Пашой-заде, который всегда и во всем стоял на позициях полной поддержки действий любой власти, при которой ему доводилось бы жить. Главной задачей, поставленной перед Пашой-заде советскими идеологическими структурами в 80-е годы и перенятой по наследству подобными им органами независимого Азербайджана, было противостояние "тлетворному" влиянию революционной идеологии соседнего Ирана. До сих пор "лидер" азербайджанских мусульман с этим весьма успешно справлялся. Авторитет его в республике весьма велик. Показательно, что хотя в азербайджанской прессе можно встретить довольно резкие выпады в адрес Гейдара Алиева (что не согласуется с бытующим в России представлением об отсутствии в Азербайджане "свободы слова"), но никаких внятных критических слов в адрес Паши-заде до сих пор не звучало.
Не прозвучали они и на прошедшей в Баку во время курбан-байрама конференции Объединения возрождения ислама "Интибах", в работе которой принимали участие видные российские и азербайджанские мусульманские политики, экономисты и деятели культуры.
Этнические азербайджанцы - председатель Гильдии деловых мусульман России Адалят Джабиев и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль развернули перед представителями бакинской исламской интеллигенции перспективу развития отношений между Россией и Азербайджаном в свете неизбежного, с их точки зрения, возрождения местного ислама. Азербайджан, по мнению гостей из России, должен занять подобающее ему лидирующее место на политической карте региона, что невозможно без установления прочных союзнических отношений с Россией и Ираном.
Гарантом добрососедских отношений с северным соседом могут являться почти два миллиона азербайджанцев, живущих и работающих в российских городах. Рост их религиозного самосознания неизбежно должен, по мнению выступавших, привести к росту ответственности за общую судьбу наших государств.
Политолог Шамиль Султанов подчеркнул, что без возникновения национальных интеллектуальных элит, стоящих на религиозных позициях, все экономические и политические реформы в государствах бывшего СССР могут потерпеть крах.
Азербайджанские участники конференции, среди которых были такие известные лидеры демократического движения, как Лейла Юнусова, подчеркнули опасность влияния религиозного экстремизма и необходимость возрождения ислама, как культурной основы азербайджанского народа. В качестве отрицательного примера они приводили опыт иранских исламских преобразований.
Влияние соседнего Ирана ощущается в республике все сильнее. Конечно, говорить о каком-то сознательном "экспорте революции" нельзя - все происходит само собой, в русле расширения экономических, культурных и религиозных контактов между соседними странами.
Для нынешней бакинской власти, ориентирующейся в основном на Турцию, ситуация осложняется еще и тем, что этнические азербайджанцы составляют значительную часть населения революционного шиитского государства и всегда принимали самое активное участие в его политической жизни. И коммунистическая партия Ирана "Туде", и левацкие шиитские группировки "Муджахеддин хальк" и "Федаин хальк", и движение самого имама Хомейни во многом опирались на поддержку азербайджанцев. Один из самых активных оппозиционных лидеров Азербайджана Махир Джавадов сегодня также проживает на территории Ирана.
Говорят, что и нынешний лидер Ирана аятолла Хаменеи имеет азербайджанское происхождение.
Протурецкая позиция Баку, неоднократно заявлявшего о своем желании расширить политические и военные контакты с НАТО, членом которой является Турция, вызывает резонное опасение Ирана и России. И "исламская карта" играет в этом геополитическом пасьянсе не последнюю роль.
Парадоксально, но российскому государству, которое не так давно разгромило исламскую политическую оппозицию на Северном Кавказе, выгодно возникновение в Азербайджане политического шиитского движения.
Иран является очевидным стратегическим союзником России. Усиление его шиитского влияния в Закавказье никак не отзовется на российских мусульманах, подавляющую часть которых составляют сунниты, с опасением относящиеся к шиизму. Укрепление же в регионе позиций Турции, в которой преобладает суннизм, неизбежно приведет к осложнению ситуации на Северном Кавказе.
Правящая в созданном Кемалем Ататюрком государстве военная каста, воспитанная в Вест-Пойнте и лучших натовских военных училищах, с презрением относится к исламу. Турецкие офицеры порой любят открыто демонстрировать пренебрежение традициями "отсталой религии Востока" - обильно есть в рамадан, пить спиртное. Исламские политические движения в самой Турции подавляются армией быстро и беспощадно.
Но для расширения своего влияния на международной арене Турция никогда не отказывалась от поддержки суннитских организаций, в том числе и экстремистского толка в других странах. Ведь на смену радикалам, губящим свои жизни в партизанской войне, всегда приходят "умеренные", ищущие поддержки своих "национально-освободительных" устремлений (с легким исламским оттенком) у западного "общества прав человека". По натовской линии Турция является его ассоциативным членом, "представляющим" Североатлантический альянс в исламском мире. Итогом многих национально-освободительных движений под исламскими суннитскими лозунгами является ориентация на Турцию.
Именно этим во многом объясняется позиция Ирана, вот уже вторую чеченскую войну не вступающегося за северокавказских моджахедов.
Именно поэтому интересы России в Азербайджане так неожиданно для российской либерально-демократической общественности и так тревожно для ее западных партнеров совпадают с интересами тегеранского режима.
Баку-Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Шевченко Максим
Спор-зал
21.10.2004
Антропологический формат насилия
Иногда жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.
23.02.2004
Противостояние разрешилось в пользу Кирилла
Решения Синода Русской православной церкви от 7 мая можно назвать историческими
21.05.2003
Нашему изданию исполняется пять лет
За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание
07.07.2002
Все статьи Шевченко Максим
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40