Балканы как романтический способ русского самоубийства

Югославская трагедия: год спустя

Политика 
0
123
Время на чтение 4 минуты

Начавшаяся год назад югославская война породила немало легенд. Это истории о массовом избиении албанцев и последующем геноциде славян. Это рассказы о десятках сбитых натовских самолетах и повествования о разрушенных югославских городах. Это упорные попытки записать всех сербов в ряды православных, а всех косоваров - в ряды мусульман.
Такова, видно, метафизическая природа Балкан - правда и ложь, ненависть и любовь, надежда и тоска, святость и дикая жестокость настолько сливаются здесь в одно целое, что судьбы людей начинают обретать черты мифа еще при их жизни. И поэтому, хотя Балканы и считаются частью Европы, они все-таки не Европа. В этическом самосознании европейской культуры добро и зло рассматриваются прежде всего с точки зрения их блага или вреда для человека. На Балканах все может быть совсем иначе. Это ощущение выразили в "Песнях западных славян" Мериме и Пушкин, это понял лучше многих Константин Леонтьев.
Этого не мог не почувствовать каждый, кто оказался в Югославии в начале натовских авиаударов, когда танцующие и поющие люди призывали невидимых летчиков считать мишенями именно их, всех вместе и каждого в отдельности, а над опустевшими албанскими селами вставали сотни дымовых столбов, теряющихся в прозрачном апрельском косовском небе.
Этого не мог не почувствовать каждый, кто видел, как потом, в июне, победоносные подразделения западного альянса осторожно, озираясь, словно на цыпочках, входили в Призрен, Приштину и Косовска-Митровицу, а многокилометровые колонны ликующих и пьяных солдат Югославской народной армии покидали тот край, который незадолго до этого они называли священным и клялись защищать до последней капли крови.
"Странная война" - эти слова журналисты, аккредитованные в белградском Доме народной армии, повторяли с ее первых же часов. Сначала странным в ней было все.
И почти еженощное хирургическое уничтожение правительственных зданий.
И то, что первой, и, похоже, единственной, потерей НАТО был самолет, считавшийся неуязвимым.
И то, что в разгар бомбардировок Слободан Милошевич давал интервью американцам, в то время как русским, громко намекавшим на свою готовность в очередной раз броситься из-за сербских интересов в кровавый омут мировой войны, поговорить с ним было никак невозможно.
И то, что жесткая опека журналистов со стороны военных, казавшаяся непреодолимой в югославской столице, не существовала именно в косовской зоне боев, куда можно было доехать за несколько сотен долларов из Белграда на простом городском такси. Встреченные по дороге патрули стреляли сигареты и не обращали внимания на военную пресс-карту, в которой ясно было написано: "Для выезда в провинцию требуется специальное разрешение".
В огромном приштинском "Гранд-отеле" жили всего восемь человек - журналисты из России, Греции и один, у которого отобрали паспорт, из Голландии (потом, когда вошли натовцы, там же размещались две или три тысячи человек). Над городом носился запах гари и летали обрывки сожженной бумаги (потом, когда вошли натовцы, это был тяжелый трупный запах и сотни жирных зеленых мух).
Можно было сказать военным (после трех литров "шливовицы"): "Возьмите нас на спецоперацию против "шиптаров"!" И они отвечали: "Нет проблем!" Но вмешивался офицер безопасности, намекая, что на это необходимо разрешение начальника гарнизона.
Контрразведчик спросил: "Шофер говорит, ты снимал из окна автомобиля горящие шиптарские села. Это было?" - "Я знаю, что их подожгли самолеты НАТО". - "Запомни, это именно так, и никак по- другому. Если бы ты не был русским, ты бы уже был мертвым". - "Понял".
С детских лет в памяти многих из нас остался сформированный югославским военным кино героический образ сербского воина - высокорослого атлета, которого враги одолевают только числом. Познакомившись со всеми тремя сторонами конфликта (сербами, албанцами, натовцами), могу утверждать, что это абсолютная правда - среднестатистический солдат ЮНА в прямом столкновении на голову превосходил любого своего среднестатистического противника. Если бы сербам дали волю, ни одного "шиптарского" боевика не осталось бы в живых и гнали бы их до самой Греции. И дело здесь даже не в том, что албанцев с 1989 года не призывали в армию - и отсутствием выправки, и своей истерической местью сербам после возвращения домой (по ночам, украдкой или набегая толпой), косовары показали, что они не профессиональные жестокие бойцы, а в лучшем случае всего лишь взявшиеся за оружие ожесточившиеся крестьяне.
Какое-то карамазовское похмельное ощущение совместно содеянного (переживавшегося, впрочем, только с нашей стороны), о чем не хочется говорить, объединяло нас с сербами.
Но это объединяющее не имело ничего общего с призраком того умозрительного, кажущегося на Балканах почти небесным "византийского наследия", которое тонкие интеллектуалы пытаются навязать России и православным народам Восточной Европы. На полуострове между Адриатическим и Черным морями зачастую вместо выражения "живет как кошка с собакой" говорят "живет как серб с болгарином". И таких антагонистических пар в балканском "безумном, безумном, безумном, безумном мире" много. Русскому (по Леонтьеву, носителю великоросского, т.е. интернационального, имперского сознания) не уследить за "племенными устремлениями местных народов". Но ощущение того, что на Балканах "и воздух пахнет смертью", страшно притягательно для человека, выросшего в культуре Гоголя, Лермонтова и Достоевского: "Лучше пуля, чем голод и жажда!"
Балканы - самый романтический способ русского самоубийства, самый изысканный вид русского разочарования в романтизме. Этот, могущий показаться спорным тезис царская Россия доказала бесчисленными (и, увы, бессмысленными) жертвами XIX века, гибельным выбором 1914 года.
Современная Россия ищет старых путей и поэтому вынуждает себя вновь полюбить Балканы. В Слободане Милошевиче мы пытаемся найти героические черты воеводы Милоша или Георгия Радивою, в "косовском кризисе" - услышать звон мечей Косова поля.
Но возможно, что горькие слова, сказанные Константином Леонтьевым в адрес южных славян после Балканской войны прошлого века, окажутся справедливыми и в наши дни: "Вышли они из пастушеской и простодушно-кровавой эпопеи недавней старины своей и попали прямо головой в серую, буржуазную, машинную, пиджачную, куцую Европу наших дней, изношенную уже до лохмотьев прежней и страстной истории своей".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Шевченко Максим
Спор-зал
21.10.2004
Антропологический формат насилия
Иногда жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.
23.02.2004
Противостояние разрешилось в пользу Кирилла
Решения Синода Русской православной церкви от 7 мая можно назвать историческими
21.05.2003
Нашему изданию исполняется пять лет
За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание
07.07.2002
Все статьи Шевченко Максим
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии