Азербайджан - государство многонациональное, поэтому и религий здесь много. Основных религиозных конфессий три: мусульманская, православная и иудейская. Глава духовного управления мусульман Кавказа, епископ Бакинских и Прикаспийских православных церквей, председатель религиозной общины горских евреев - вот "святая троица", которая неизменно присутствует на всех главных правительственных мероприятиях, выступает с согласованными и даже совместными акциями. Так продолжалось до тех пор, пока в Азербайджан не хлынули миссионеры - баптисты, адвентисты, меннониты, иеговисты, иезуиты, последователи "Собора хвалы" и "Животворящей благодати"...
Лидеры традиционных конфессий встали перед выбором, каким образом вести с пришельцами конкурентную борьбу. Можно бороться за паству, бросив силы, скажем, на совершенствование искусства проповеди. Но не лучше ли прибегнуть к эффективному и проверенному временем опыту большевиков? Разумеется, коммунисты действовали круто - закрывали храмы, сжигали священные книги, сажали священнослужителей в лагеря, - но зато результат-то был каков! Конкурентов у большевиков не осталось. И лидеры традиционных конфессий решили идти проверенным путем. Дружно призвали ограничить доступ миссионеров в Азербайджан, одобрили поправки к закону "О свободе вероисповедания", запрещающие иностранцам вести религиозную пропаганду на территории республики.
Глава Духовного управления мусульман Кавказа, шейх Гаджи Аллахшукюр Пашазаде, засыпал президента просьбами обратить внимание на незаконную деятельность других конфессий. Речь шла не только о христианских проповедниках, но и о миссионерах из Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. В ряде районов Азербайджана, особенно на юге страны, возводится множество новых мечетей. Большинство - на деньги иранских миссионеров. Соответственно, и сами мечети, и проповедующие в них служители Аллаха выходят из подчинения Духовного управления мусульман Кавказа. А это Духовное управление считает покушением на свою власть и собственность, вокруг которых с каждым днем разворачивается все более яростная борьба. Недавно в одном из районов Азербайджана - Геокчайском - произошла стычка суннитов и шиитов. В Азербайджане традиционно проповедуется ислам шиитского толка, однако в Геокчае много и мусульман-суннитов. Когда ахунд геокчайской мечети, подчиненной Духовному управлению мусульман Кавказа, отказался пустить на богослужение местных суннитов - едва не дошло до кровопролития. Конфликт удалось уладить лишь с помощью шейха и местных властей.
В 1997 году в Азербайджане было зарегистрировано свыше 250 религиозных организаций. Но после того как представители главных конфессий стали сигнализировать во все инстанции о вовлечении в секты несовершеннолетних, о вербовке неофитов за мзду, о распространении книг и сборников оскорбительно антиисламского содержания - парламент республики внес в закон "О свободе вероисповедания" поправку, запрещающую гражданам иностранных государств заниматься религиозной деятельностью на территории Азербайджана. Был принят также закон "О правовом положении иностранцев и лиц, не имеющих гражданства". Он дал юридические основания привлекать к ответственности иностранцев-миссионеров. И правоохранительные органы принялись за дело. По решениям судебных инстанций за незаконную религиозную деятельность на территории Азербайджана объявлены персонами нон грата и высланы из республики граждане: России - А. Дождев, А. Прохоров, В. Прибытков, О. Савельев, И. Котова, Белоруссии - Н. Федоров и В. Якубович и многие другие. Параллельно шел процесс перерегистрации религиозных организаций в Министерстве юстиции. При этом многим общинам в праве на существование де-юре было отказано. И их количество резко пошло на убыль. Сегодня из былых 250 остались лишь около двадцати зарегистрированных организаций, проповедующих религию.
- Поправки к закону "О свободе вероисповедания", запрещающие иностранцам вести религиозную пропаганду на территории республики, несомненно противоречат соответствующим статьям Конституции Азербайджана о правах и свободах граждан, - считает начальник управления Министерства юстиции Фазиль Мамедов. - Ограничения должны касаться лишь некоторых тоталитарных, особо опасных сект, деятельность которых наносит ущерб интересам государства. Если секта нарушает закон - то ею, разумеется, должны заниматься правоохранительные органы.
В связи с этим было бы нелишним обратиться к опыту некоторых демократических государств Запада, где религиозные общины или секты нетрадиционного толка получают право юридической регистрации лишь после 10-15 лет деятельности в стране. То есть только после того, как многолетней практикой докажут блюстителям закона, что их миссия носит цивилизованный и гуманный характер.
Из азербайджанских политиков лишь единицы, в их числе бывший посол Азербайджана в России, а ныне один из лидеров партии "Мусават" Хикмет Гаджизаде, имеют смелость открыто выступать в печати за полную свободу "религиозного меньшинства". Однако эта позиция среди политиков непопулярна. Почему? Я пыталась выяснить это в беседе с депутатом азербайджанского парламента Солтаном Мамедовым.
- Многие миссионерские организации зарегистрированы в республике как гуманитарные. Однако главная их цель - пропаганда религиозных взглядов, - говорит Солтан Мамедов. - Причем зачастую эта пропаганда носит откровенно враждебный исламу характер. Не так давно в одном из офисов общины "Слово жизни" сотрудниками Насиминского районного управления полиции был произведен обыск. Обнаружили огромное количество пропагандистской литературы. В том числе книги "Соломоновы ветви" и "Аллах в исламе". Так вот, там черным по белому написано, что Аллах всех мусульман - сатана, Коран - слово дьявола, а пророк Мухаммед - его раб. Или взять историю с общиной "Животворящая благодать". Ее руководителей не раз предупреждали о том, что граждане иностранных государств не имеют права заниматься в республике религиозной пропагандой. В ответ они направили в кабинет министров письмо, которое по сути является откровенным шантажом. Мол, если нам не разрешат заниматься религиозной деятельностью, мы прекратим оказывать помощь вашим беженцам. Это говорит о подлинных мотивах их "бескорыстной" благотворительной деятельности.
Недавно в штаб-квартире крупной проправительственной партии "Ана Вэтэн" состоялась пресс-конференция, на которой были оглашены любопытные цифры и факты. По словам зампреда этой партии Т. Хагвердиева, ежегодно около двух тысяч молодых людей, завербованных миссионерами, отправляются из Азербайджана на учебу в духовные центры Ирана. Возвращаясь оттуда, они становятся адептами крайне радикального, фундаменталистского крыла в исламе.
Что можно противопоставить этому? Требования закрыть доступ молодых людей в Иран? Известно, к чему приводят такие меры. А это значит, что надо уметь побеждать в духовных спорах, обращаясь к сознанию взрослеющих людей, к их эмоциональному миру.
Азербайджан - пестрое в этническом и религиозном отношении государство. Как и все бывшие республики СССР, оно переживает сегодня социально- экономический кризис. Именно в такие периоды общественное сознание особенно неустойчиво. Стало быть, государственный контроль над этой важнейшей сферой общественной жизни несомненно нужен. И все же, когда свободу совести ограничивают правом принадлежать лишь к обласканным государством религиозным конфессиям - вряд ли можно ожидать духовного подъема государства и взлета нравственности его граждан. Принадлежность к одной церкви не означает отвержения других. Хочется надеяться, что эта (увы, не новая) мысль буднадеяться, что эта (увы, не новая) мысль будет востребована в Азербайджане и поможет утверждению веротерпимости.
Баку