Питерский храм Будды - единственный в Северной Европе. Изначально он строился не просто как молельный дом, но и как своего рода музей, центр индо-тибетской духовности. Инициаторами постройки храма были Тубдан-Чжамцо, 13-й далай-лама Тибета, и российский подданный Авган Лобсан Доржиев - ученый бурятский лама, служивший у далай-ламы советником. За образец при разработке проекта петербургский архитектор Барановский взял классический тип тибетского соборного храма Цокчэн-дуган. Но восточные традиции были переосмыслены в европейском духе модерна начала века. Первое богослужение здесь состоялось 21 февраля 1913 года - в день, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых. Считалось, что постройка храма в Петербурге стала возможной лишь "благодаря неизменным милостям Белого царя" - Николая Второго.
"Странное здание открылось по правую руку - темно-красное, с золотыми бляхами на фронтоне... Они заглянули в ворота - никого. Дверь в глубине между четырехугольными колоннами открыта, и там темно и, должно быть, прохладно... Большой Будда сидел в нише на скрещенных ногах, загадочно улыбаясь". Это Каверин, роман "Исполнение желаний". Вслед за его героями, 60 с лишним лет спустя, вхожу в храм. Внутри действительно прохладно, но вовсе не темно - зал погружен в спокойный свет ламп. Пестрый ковер глушит шаги, между четырех- угольными колоннами по нефам блуждают странные, ни на что не похожие и невесть откуда возникшие звуки. Яркие пятна росписей и драпировок пестреют в полумраке, охраняющем покой золотого изваяния Просветленного Будды.
Статуя Будды высотой около трех метров, выполненная из алебастра в соответствии с ламаистскими канонами, по преданиям, была привезена из Китая. Большевики, искавшие в национализированном храме и его святынях якобы "утаенные от советской власти" сокровища, разбили изваяние. Статуя же Будды, которую видели герои Каверина (и он сам), - более поздняя, изготовлена в Польше. (В конце 30-х годов уничтожена и она. Ее осколки доныне лежат на дне пруда близ Елагина острова.) Часть храмовых сокровищ лишь чудом сохранилась в петербургском Музее истории религии, часть, как говорят члены нынешней общины, ныне находится в запасниках Казанского собора. Уничтожена великолепная библиотека; уникальные архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая в первой трети XX века, не найдены до сих пор. После войны в храме размещалась радиостанция, глушившая "вражьи голоса", затем - Зоологический институт.
Десять лет назад храм возвращен верующим. Ныне в Петербурге около 13 буддистских общин, в основном состоящих из молодежи, в общей сложности буддистов в Петербурге несколько сотен. "Многие удивляются, почему мы, русские, пришли к буддизму. Считается, что в нашей стране это учение исповедуют только буряты, тувинцы и калмыки. Ничего подобного: никакого этногеографического принципа здесь нет. Мы пришли сюда, потому что хотим совершенствоваться". Моя собеседница Вика каждый день приходит в храм, где вместе с другими членами общины восстанавливает его. И "совершенствуется", общаясь с учителями и выполняя так называемые практики - "послушания".
В течение жизни и "постижения" буддисту разрешено менять пути и практики. Чем больше их, тем шире кругозор. К примеру, даже уход в монашество для буддиста может быть лишь временной практикой. "Попробуйте, скажем, месяц, решите сами, нужно ли это вам на пути к просветлению. Если нет - надо уйти, - рассказывает Лена, ежедневно работающая в храме. - Ничего непоправимого нет".
Двери храма Просветленного Будды открыты для всех. Сюда приходят питерские старики, в начале тридцатых годов любовавшиеся им, нарядным и ярко освещенным, с распахнутыми воротами, из Центрального парка культуры и отдыха, что расположен неподалеку. "Тогда заходить не решалась, боялась, кто-нибудь донесет - арестуют. Хоть теперь зайду", - рассказывает пожилая горожанка, завороженная улыбкой Будды. В петербургских школах введены предметы "История религии" и "История города". И в храм практически ежедневно приходят школьные экскурсии. При этом буддисты неизменно приветливы, но к себе никого не зазывают, поскольку учение не признает миссионерской деятельности: "Человек должен сам почувствовать свою приуготованность идти по пути просветления". Вторая часть поговорки "человек предполагает..." в устах буддиста звучит так: "...а пространство располагает".
Питерские буддисты ныне предвкушают один из главных своих праздников. В мае день рождения Будды, "не создававшего учения, которое было всегда, но открывшего его людям, объяснившего, что такое счастье". Счастье - это отсутствие желаний. Двери храма распахнуты для всех: путь к просветлению - в нирвану - открыт.
Санкт-Петербург