Наблюдая, как критикуют русскую армию...

Общество 
0
130
Время на чтение 3 минуты
Максим Соколов

Наблюдая, как критикуют русскую армию - тема в связи с нынешней чеченской кампанией и популярная, и необъятная, - интересно задаться вопросом, что же является подлинным предметом критики: реальные безобразия и нестроения в армейском организме или же сама армия как общественный институт. Ведь если бы целью критики было улучшение армейских порядков, более эффективное и рациональное строительство вооруженных сил etc., тогда логично было бы ожидать от критических выступлений несколько большей конструктивности, а главное - внутренней логической последовательности. Сегодня же плохо "да" и плохо "нет". Плохо, когда войска несут при наступлении тяжелые потери, и плохо, когда наступление производится лишь после тщательной огневой подготовки. Плохо, когда производят зачистки, и плохо, когда на незащищенной местности попадают в засаду. Плохо, когда наступают, и плохо, когда отступают. Плохо все, и нет скидок ни на конкретные обстоятельства, ни даже на имманентную природу войны. Если природа войны такова - тем хуже для армии. Когда есть желание, чтобы Россия стала друзьям опорой, а недругам грозою, такой подход к армейским проблемам трудно признать целесообразным. Когда армия и военное дело рассматриваются как абсолютное зло, подлежащее искоренению, такой подход, напротив, вполне логичен. Тут характерна одна журнальная фраза недавнего времени - "людоедские восторги по поводу возрождения армии". Конкретные признаки людоедства не предъявлялись - остается предположить, что людоедство заключается в самом факте одобрительного отношения к восстановлению армии как государственного института. В рамках определенной системы воззрений слова "возрождение армии" ужасны сами по себе.
Чтобы понять, чем они ужасны, стоит обратить внимание на весьма четкую корреляцию. Безусловно отрицательное отношение к армии в 99% случаев дополняется столь же отрицательным отношением к церкви. В разгар антипутинской кампании в прессе (январь с. г.) как армейские, так и церковные симпатии и.о. объявлялись одинаково пугающими. Горячие патриоты склонны объяснять такую корреляцию прямой злонамеренностью: поскольку армия и церковь суть два столпа, на которых держится Россия, то прогрессисты сознательно и изо всей мочи пытаются эти столбы подпилить. Снова и в который раз повторюсь: чтобы обладать столь глубокой и многорасчетливой злонамеренностью, нужно исполниться духа истинно сатанинского, что бывает, но редко; проще и вернее искать не коварный умысел, но добросовестное заблуждение.
Основывается же оно на общеизвестном учении: прежде было закрытое общество, базирующееся на иерархии и авторитете, но затем просвещение привело к открытому обществу, базирующемуся строго на рациональных основаниях всеобщего равенства, политкорректности и ночного сторожа, который заменил собой царя-первосвященника. Замена Мельхисидека на сантехника и сдача прежних иерархических учреждений в пыльные запасники истории были бы совсем окончательными и бесповоротными, если бы не те самые два института - армия и церковь, - которые так и остались экспонатами хоть и музейными, но живыми, никак не желающими лезть в запасники. Армия никак не помещается в запасник, ибо совсем без армии вроде бы неуютно. Даже самые рьяные критики русской армии, желающие ее всяческого искоренения, не доходят до требования всеобщего упразднения армий как таковых, но просто полагают, что какая-нибудь другая армия (международные силы или еще что-то в этом роде) защитит их гораздо лучше, чем русская, - оказаться же вовсе без защиты не желают даже они. Церковь не помещается в запасник, ибо ее туда регулярно пытались поместить сразу с момента ее возникновения, начиная с императора Нерона и далее везде, - с равным упорством и равной же неудачностью. Всякая новая попытка такого рода будет с неизбежностью отдавать то ли Диоклетианом, то ли Емельяном Ярославским, к чему открытое общество, исторически зародившееся в контексте борьбы за веротерпимость, еще не вполне готово. И принцип "кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую" mutatis mutandis применим и к делам церковным: на место упраздняемой средневековой ортодоксии вместо чудной духовности открытого общества тут же лезут изуверские секты.
Но проблема в том, что ни церковь, ни армия не в состоянии исполнять свое предназначение в рамках правил игры открытого общества: "поскольку без вас еще хуже, так тому и быть - мы вас не упраздняем, исполняйте свои обязанности, но только тихо, незаметно и без каких-либо претензий". Не получается. Церковь не может заменить благовествование о вечной жизни на бытовые оспопрививательные функции, армия, рассматриваемая лишь как терпимое зло вроде питейной торговли, не в состоянии сражаться и умирать за родину. Поэтому, когда делается совсем плохо (а с тем, что у нас в России плохо, согласны решительно все), приходится признавать и что христианская вера спасительна, и что воинский долг высок и свят.
Но тем самым благополучно, казалось бы, похороненные архаические учреждения вдруг оказываются самыми нужными. Проклятые авторитет и иерархия вновь одерживают верх над наемным сантехником как символом общественного устройства. Армию и церковь ненавидят не за то, что они вредны, а за то, что они необходимы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Соколов
Все статьи Максим Соколов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44