На главную башню Московского Кремля возвращается надвратный образ Спасителя, находившийся там с начала ХVI века и давший название

Спасским воротам и башне

Религия 
0
154
Время на чтение 4 минуты
Ольга Костромина

Двухметровая мозаичная икона, обращенная ликом к Красной площади, - точная копия прежней, фресковой, уничтоженной в 1917-м. Историческое место над Никольскими воротами готовится занять и образ святителя Николая Можайского. Роспись по стене с изображением святого пострадала под огнем шедших на штурм Кремля революционных отрядов. Обе иконы - дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Кремлю в год 2000-летия Рождества Христова.
Идея воссоздания священных изображений на их прежнем месте возникла в ходе реставрации стен и башен Кремля, осуществляемой по решению Правительства РФ. Как рассказала директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Ирина Родимцева, на всех четырех башнях Кремля как с внешней, так и с внутренней стороны сохранились выемки, в которых прежде находились фресковые изображения. На реставрационном совете музея-заповедника было предложено воссоздать в соответствии с исторической иконографией образы на Спасской и Никольской башнях. Однако с учетом состояния окружающей среды и интенсивности транспортного движения в центре столицы эксперты посчитали применение фресковой техники нецелесообразным и высказались за более долгосрочный материал - смальту.
30 марта в Московском художественно-промышленном университете имени Строганова состоялась приемка воссозданных икон. Эксперты в лице Ирины Родимцевой и ее коллег - специалистов по древнерусскому искусству из кремлевских музеев и Третьяковской галереи, начальника Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Виктора Виноградова, академика Международной Славянской академии наук, образования и искусства Веры Брюсовой, директора научно-технического реставрационного предприятия по реконструкции стен Московского Кремля ("Ресма") Сергея Плеханова, руководителя мастерской Мосстройпроект-2 заслуженного архитектора Анатолия Климочкина подтвердили соответствие воссозданных икон ранее утраченным и рекомендовали их к установке на башнях Кремля.
Для наших предков Кремль и Красная площадь были не только местом, где совершались главные события государства Российского, но духовным центром святой Руси. Складывавшийся на протяжении веков архитектурный ансамбль Москвы напоминал об отеческой истории, в которой реальные события тесно переплетались с церковным преданием.
Вход на Красную площадь охраняла поставленная в часовне у Воскресенских ворот чудотворная Иверская икона Божией Матери, привезенная в Москву в 1648 году с Афона. В Казанском соборе православный народ поклонялся всенародной заступнице Казанской Богоматери, принесенной в Смутное время в Москву народным ополчением во главе с Димитрием Пожарским, изгнавшим из Кремля польских шляхтичей. Памятником другой победы - взятия Иоанном Грозным Казанского ханства - возвышался с другой стороны Красной площади величественный храм Василия Блаженного.
Да и сама Кремлевская стена строилась не только как крепость для отражения врагов, но и как духовный щит Отечества. В 1464 году лицевой фасад главных ворот Кремля, называвшихся до XVII века Фроловскими - по близстоящему у Мясницких ворот храму Фрола и Лавра, - впервые был украшен рельефом с изображением Георгия Победоносца. С этого времени воин на коне, поражающий копьем дракона, стал гербом первопрестольной. После перестройки ворот рельеф с гербом Москвы был перенесен в храм святого Георгия в Вознесенском монастыре Кремля. А над воротами Спасской башни над проездной аркой в киотах появились композиции: со стороны Красной площади - "Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", а со стороны Кремля - "Богоматерь Печерская с предстоящими митрополитами Петром и Алексием", а над ней - "Спас Нерукотворный".
Появление на воротах образа "Спаса Смоленского" - а именно этот образ воссоздан в наши дни - историки связывают с взятием Василием III Смоленска в 1514 году. Вступление войск Василия III в Смоленск произошло 1 августа, когда Церковь отмечает праздник Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, или первый Спас. Иконография образа в России известна с середины XIV века. Спаситель изображен здесь в полный рост с опущенной благословляющей рукой, в левой руке - раскрытое Евангелие. Внизу Спасителю на коленях предстоят святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхней части иконы изображены ангелы.
По словам отца Михаила, все время работы над образом он постоянно ощущал духовную поддержку: об успешном завершении труда молился келейно Святейший Патриарх, в Братцевском храме ежедневно читались акафисты Спасителю и Неусыпаемая Псалтирь. Трижды приезжал в мастерскую при храме монах с острова Залит, под Санкт-Петербургом, передать благословение от известного старца Николая (Гурьянова). И в ответ приходила помощь свыше. Когда никак не удавалось подобрать нужный колорит для ризы Спасителя, в мастерской неожиданно появился человек из Дивеевской обители - геолог по профессии, высыпал на стол привезенные с собой камушки. И отец Михаил глазам не поверил: голубая смальта с золотыми прожилками будто специально была подобрана для недостающего в цветовой гамме звена.
Редкая порода смальты с примесью золота была обнаружена при восстановлении знаменитой Канавки вокруг Дивеевского монастыря, рыть которую начал сам преподобный Серафим Саровский на том месте, где, по преданию, явилась ему Сама Божия Матерь. Православные люди хорошо знают это предание. Своим пророческим даром святой предвидел страшные гонения, которые ожидают Церковь в ХХ веке, и горячо молился Богородице о спасении основанного им монастыря. Явившаяся подвижнику Дева Мария повелела ему вырыть канавку вокруг обители с тем, чтобы ни один человек с недобрыми намерениями не смог подойти близко к монастырской ограде. В годы репрессий, когда по всей России разоряли святые места, Дивеевская обитель сохранилась дольше всех - до 1927 года.
Найденные на этом месте необычного цвета камушки монахини назвали "слезки Богородицы". Веруя, что это сама Царица Небесная плакала, когда разоряли монастырь. И еще заметили насельницы, что, когда камушки вносили в дом или келью, к жившим там людям приходили благодатная помощь и исцеление. Чудесные события произошли и в Покровском храме, где служит батюшка: к Светлой Пасхе удалось полностью завершить реставрационные работы, до этого тянувшиеся не один год.
Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31