В России опять предлагают узаконить многоженство. По сообщению "Интерфакса", верховный муфтий России и стран СНГ, председатель Центрального духовного управления мусульман России и европейской части СНГ Талгат Таджуддин намерен поставить вопрос об "отмене статьи УК Башкирии, карающей за многоженство, в республиканском парламенте и в Госдуме страны".
Это не первая попытка легализовать полигамию. Прошлым летом президент Ингушетии Руслан Аушев в нарушение федерального законодательства разрешил ингушам иметь четырех жен. На упреки и шутки в прессе Аушев отвечал, что руководствуется нормами ислама: правоверный имеет право на четыре жены, если докажет, что в состоянии прокормить их и потомство. "Федеральными законами это не разрешено, но наши ЗАГСы подобные браки регистрируют, а милиция не вмешивается, предпочитая выполнять указ нашего президента, - сообщили "Сегодня" в московском представительстве Ингушетии. - Но в Ингушетии всегда были многоженцы, просто это не афишировалось. Для нас это привычно, поэтому наплыва желающих иметь гарем после разрешения президента не наблюдалось".
Кроме Аушева, никто из политических и религиозных лидеров России "вопрос о гареме" пока не поднимал. И официальные представители Башкирии предложению муфтия Таджуддина сильно удивились. "Во-первых, никакого Уголовного кодекса Башкирии в природе не существует - есть УК РФ, - сообщили "Сегодня" в московском представительстве Башкортостана. - Президент Муртаза Рахимов говорил, что Аушев имеет право разрешать многоженство у себя. Но он против подобной практики в Башкирии. У нас светская республика, в которой 40% населения - русские. Когда три года назад в нашем парламенте вдруг встал вопрос о полигамии, причем предложила ее узаконить депутат-женщина, эту инициативу сочли неудачной шуткой".
И в Совете муфтиев России (на территории России два мусульманских органа претендуют на лидерство - Центральное духовное управление и Совет муфтиев) "Сегодня" пояснили, что "Таджуддин поторопился".
Впрочем, в Совете муфтиев не отрицают, что разрешить многоженство нужно. "Это неотъемлемое право каждого правоверного, и в перспективе мы выйдем с таким предложением в органы законодательной власти России. Но во всем исламском мире к полигамии относятся осторожно. И если Ингушетии это необходимо, так как там демографический кризис, то, скажем, в Киргизии и Туркмении, наоборот, всплеск рождаемости. Поэтому там полигамию не узаконили, хотя этот вопрос и поднимался в местных парламентах в прошлом году".
То есть официальные представители российского ислама фактически признают, что важнее для них не столько нормы ислама, сколько реалии современной жизни. В исламском мире полигамия приветствуется там, где люди могут себе это позволить, - в Кувейте, Иране, Арабских эмиратах. А например, в нищей Уганде с ее демографическим бумом недавно было решено подвергать суровой проверке каждого желающего иметь гарем. Специальные органы досконально изучают не только его благосостояние, но и "породу" - не страдал ли кто из родственников генетическими болезнями, не было ли в роду сумасшедших.
Ислам не единственное вероисповедание, допускающее многоженство. Обширнейшая американская секта христиан-мормонов практикует полигамию уже 150 лет - тогда мормонов было мало, и они предпочитали не обращать в свою веру, а попросту рожать единоверцев. Эта практика существует и сегодня, причем четырьмя супругами мормоны не ограничиваются, а власти штатов последний проверочный набег на "нарушителей американской конституции" проводили 45 лет назад. Но и среди мормонов в последнее время в этом вопросе нет единства. Недавно в штате Юта разгорелся скандал из-за 16-летней девочки, сбежавший из семьи, где ее хотели сделать 14-й женой некоего состоятельного мормона. И в секте случился раскол: мормоны 4 штатов предложили запретить полигамию вообще или хотя бы умерить аппетит женихов.
Попытки узаконить "расширенную" версию супружества предпринимались даже в традиционно христианских странах. В Германии после второй мировой войны появилось общественное движение "Женщины за полигамию". Стране грозила демографическая катастрофа, и женщины, которые не могли найти себе свободного жениха, всерьез готовы были стать "вторыми женами". Правда, законодателей их проблемы не тронули.