itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Даром свободы надо распорядиться достойно"

Святейший Патриарх Алексий II

Религия 
0
112
Время на чтение 7 минут

- Ваше Святейшество, 10 июня отмечается десятилетие Вашей интронизации. Эти десять лет почти полностью совпадают с первым десятилетием новой, посткоммунистической жизни страны. Как в целом Вы оцениваете перемены, произошедшие за это время в обществе и в Церкви? Что Вас больше всего радует и что вызывает сожаление?
- Когда в июне 1990 года я прибыл в качестве митрополита Ленинградского и Новгородского на Поместный Собор, который должен был избрать нового Патриарха Московского и всея Руси, у меня не было предчувствия грядущих перемен в моей жизни. Однако Бог судил именно мне принять бремя Первосвятительского служения в переломные для судеб Отечества и Церкви времена.
Перемены, происшедшие с тех пор в жизни страны и общества, поистине эпохальны. После семи десятилетий блуждания в бесплодной атеистической пустыне люди обрели долгожданную свободу жить и веровать в согласии с собственным выбором, а в основание возрождения России были положены традиционные для нашего народа духовно-нравственные и культурно-исторические ценности. Церковь наконец покинула социальное гетто, в котором была насильственно удерживаема богоборческой властью, и получила возможность нестесненно осуществлять свою миссию свидетельства о Христе и общественного служения.
В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Однако с неумением человека разумно, ответственно и достойно распорядиться этим великим даром связана едва ли не острейшая проблема нынешнего российского общества. ?К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти?, - мудро остерегает нас апостол Павел (Гал. 5. 13). Ибо эта свобода призвана служить умножению любви, доброты и милосердия в нашем мире, но слишком часто обращается человеком против себя и ближних, порождая грех, ненависть и разделения.
- Сегодня Россия - демократическое светское государство. Тем не менее, многие считают, что Русская Православная Церковь, официально отделенная от государства, ныне связана с властью особыми отношениями и близка к тому, чтобы вновь, как это было до 1917 года, стать государственной. Одних это радует, других возмущает. Как Вы относитесь к этой проблеме?
- По-видимому, это скорее проблема людей, склонных к спонтанным эмоциональным реакциям на недостоверную информацию. Те же, кто серьезно и непредвзято анализировали состояние церковно-общественных и церковно-государственных отношений в нашей стране, вряд ли будут столь безапелляционны.
Начнем с того, что в России, в отличие от некоторых западных стран, государственной религии нет и не может быть согласно Конституции. Что, разумеется, не отменяет исторической роли Православия в становлении национальной государственности, культуры, духовно-нравственного облика русского человека. Как и не отменяет того факта, что до 80% населения современной России крещено в православной вере. Быть может, именно эти обстоятельства ?одних радуют, других возмущают?, однако в любом случае они остаются исторической реальностью, игнорировать которую невозможно. Вместе с тем Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Все традиционные для россиян вероисповедания равны перед законом и пользуются одинаковыми правами.
Трагическая история Отечества в ХХ веке, когда Русское Православие в целом едва не разделило судьбу Российской империи и династии Романовых, ныне заставляет нас со всей определенностью обозначить место Церкви в системе общественных отношений. Русская Православная Церковь провозглашает принципиальное неучастие в политической деятельности на стороне тех или иных партий и движений, одновременно подчеркивая свою готовность к диалогу со всеми здоровыми силами, заинтересованными в духовном и материальном возрождении России, утверждении в обществе идеалов мира и добра, облегчении участи нуждающихся и обездоленных. Мы рады, что подобная позиция находит понимание и поддержку, что Русская Церковь активно участвует в общей созидательной работе на благо Родины.
- Некоторые светские критики упрекают Церковь за участие в коммерческой деятельности, другие сетуют на личное поведение отдельных священнослужителей. Иногда такая критика распространяется на Церковь в целом. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Не секрет, что иные из критиков желали бы музеефицировать Церковь, низвести ее до уровня историко-этнографической институции, лишенной реальной самостоятельности и способности влиять на ход современной истории. Поскольку в России, в отличие от Германии, не существует собираемого с граждан церковного налога, достигнуть этой цели можно было бы только через утрату Церковью ее экономической независимости. В итоге неизбежно получилось бы, что, освободившись от тотального государственного контроля, Церковь тут же впала бы в новую зависимость - от могущественных финансовых структур. Согласитесь, что это слишком напоминало бы выбор между петлей и удавкой.
Вместе с тем хозяйственно-экономическая деятельность Церкви, обеспечивающая ее свободу и способность противостоять внешнему давлению, сознательно и целеустремленно демонизируется некоторыми средствами массовой информации. Нередко дело доходит до откровенной клеветы в адрес отдельных иерархов, священнослужителей и Церкви в целом. Иногда подобная дезинформация распространяется убежденными атеистами и ненавистниками Православия, испытывающими тайную ностальгию по временам несвободы Церкви. В других случаях это месть Церкви за ее чрезмерную, по мнению некоторых сил, самостоятельность. Есть и такие, кто под видом радетелей за ?чистоту? Церкви борются с нею как с главным препятствием на пути духовной колонизации России псевдорелигиозными сектами и западной поп-индустрией. Иные из ?обличителей? трезво отдают себе отчет, что Россия будет стоять до тех пор, покуда живо Православие. Таким образом, анализ каждой антицерковной публикации должен включать в себя известное ?различение духов? (1 Кор. 12. 10), понуждающих к сочинению того или иного недобросовестного мифа.
Что же касается порой встречающейся критики в адрес конкретных священнослужителей, то Церковь, будучи по природе своей организмом соборным, открытым и самоочищающимся, в случае доказанных обвинений прибегает к различным мерам назидания и исправления оступившихся. При этом недостойные деяния одного человека не могут бросить тень на всю Церковь Божию, ибо она верует в Господа, а не в Его служителей. И во всех случаях Церковь стремится следовать призыву апостола Павла, обращенного к каждому христианину: ?От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников? (2 Тим. 2. 23-25).
- Каковы перспективы развития отношений возглавляемой Вами Русской Православной Церкви с другими конфессиями и церквами - в частности, с Римско-католической церковью и Русской Православной церковью зарубежом?
- Если говорить о взаимоотношениях нашей Церкви с другими традиционными для России вероисповеданиями: мусульманством, буддизмом, иудаизмом, - то должен с удовлетворением констатировать высокий уровень диалога и сотрудничества, достигнутый общими усилиями при активном участии православных. В частности, деятельность Межрелигиозного совета России вносит заметный вклад в достижение конструктивного решения наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным российским обществом.
Что касается Римско-Католической и Русской Зарубежной Церквей, то мы молимся и надеемся, что наступающее столетие станет веком уврачевания разделений в христианской семье. Имеющиеся трудности в отношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами могли бы быть преодолены на путях отказа Ватикана от политики прозелитизма на канонической территории нашей Церкви. Пока же три православные епархии на Западной Украине - Львовская, Иваново-Франковская и Тернопольская - в результате униатского натиска фактически разгромлены, а наши приходы остались практически на улице. Эта рана кровоточит и отравляет отношения с Римом. Возможность личной встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Папой Римским в принципе не исключена, однако она должна быть предварительно хорошо подготовлена, дабы могла принести реальные плоды взаимного уважения и нелицемерного согласия. В противном случае речь будет идти лишь о всемирном телевизионном шоу на фоне непреодоленных трудностей.
В наших отношениях с Русской Зарубежной Церковью мы также честно прошли свою часть пути, неоднократно призывая Зарубежный Синод к воссоединению с Матерью-Церковью в России и к преодолению послереволюционного раскола. Это приглашение к диалогу вызывает живой и благодарный отклик в среде русской православной диаспоры, однако Священноначалие Зарубежной Церкви упорно отталкивает протянутую нами руку. Видимо, люди, принимающие там решения, по каким-то причинам предпочитают оставить проблему уврачевания карловацкого раскола своим преемникам.
- Каким Вы видите место Русской Православной Церкви в жизни российского общества в ближайшие годы? Можно ли ожидать большего ее участия в государственной и политической деятельности? Будут ли продолжаться рост влияния Церкви на общественную жизнь и увеличение числа прихожан в храмах, столь характерные для минувшего десятилетия?
- Прошедшие десять лет уже нарекли временем ?второго Крещения Руси?. Этот период нам есть с чем сравнивать. Получив в 1986 году назначение на Ленинградскую кафедру, я по прибытии к месту служения высказал уполномоченному Совета по делам религий пожелание нанести визит председателю Ленсовета - тогдашнему мэру города. И услышал в ответ: это невозможно, потому что такого никогда не было и никогда не будет.
Всенародное празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, к которому скрепя сердце вынуждены были присоединиться даже власти тогдашнего СССР, явилось, помимо прочего, зримой демонстрацией того, что Русское Православие вышло на арену общественной жизни в качестве мощной созидательной и объединяющей духовной силы - объединяющей поверх социальных, имущественных, национальных, возрастных, образовательных и иных различий. Другой аспект миссии Церкви после распада СССР заключается в том, что Православие ныне остается одной из последних духовных основ, соединяющих людей на постсоветском пространстве. Полагаю, что Церковь и впредь будет оставаться одним из институтов, вызывающих наибольшее доверие граждан и пользующихся среди них безусловным авторитетом.
У Русской Православной Церкви нет никаких претензий на какую бы то ни было роль в политике и государственном управлении, и эта принципиальная установка останется в силе и впредь. Однако, будучи отделена от государства, Церковь не мыслит себя отделенной от общества с его проблемами, тревогами и чаяниями. На Руси Патриархи традиционно пользовались правом ?печалования за народ? перед лицом высшей государственной власти. Отказываться от этого прекрасного обычая мы не намерены и ныне.
Надеюсь, что наступающее столетие станет временем дальнейшего роста влияния и авторитета Церкви в обществе. ?Второе Крещение Руси? уже совершилось, и теперь необходимо работать для того, чтобы нормы христианской нравственности утвердились в повседневной жизни, в общественных и семейных отношениях, на производстве, в политике, в сфере государственной деятельности. Иными словами, предстоит глубинное воцерковление всего русского общества. Это - задача на многие годы. Путь России к себе будет долог и, возможно, тернист, но только этим путем возможно прийти к процветающему и справедливому обществу. Свою чашу безмерных страданий Россия испила до дна в ХХ веке. Верю, что грядущее столетие станет для нее временем небесного воздаяния за великую жертвенность и великое долготерпение. Она это выстрадала и заслужила.
- Что Вы пожелаете читателям ?Коммерсанта?, среди которых много верующих православных христиан?
- Пожелаю мира в душе, мира в семье, мира в стране и за ее пределами, счастья в чадах. Желаю радости в служении ближнему и полноты бытия в согласии с заповедями Христовыми.
Желаю также всегда помнить слова Священного Писания: ?Не обижай наемника, бедного и нищего... В тот же день отдай плату его.., чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха? (Втор. 24. 14-15).
Желаю всем читающим эти строки быть усердными и совестливыми соработниками в деле созидания нашего общего дома - процветающей России.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30