itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Хороший мусульманин - плохой ваххабит

Совет муфтиев России предостерегает от тотального отождествления мусульман с ваххабитами

Политика 
0
239
Время на чтение 5 минут

Ваххабиты - "пуритане ислама", известные в мусульманском мире с ХVIII века, до сих пор составляют большинство среди верующих в Саудовской Аравии, Кувейте. Однако в сознании россиян это слово сейчас прочно ассоциируется с понятием "терроризм". Уже год на территории Дагестана действует местный закон, запрещающий деятельность ваххабитов. Полтора месяца назад ваххабизм решили запретить и на федеральном уровне - соответствующий проект поправки в закон "О свободе совести и религиозных объединениях" был внесен в Государственную думу. Известно, что против этого проекта в той форме, в которой он сейчас существует, выступил совет муфтиев России. Его члены в своем заявлении предложили парламентариям и правительству "прежде разобраться в том, что такое ваххабизм". В беседе с корреспондентом "Сегодня" Аллой Астаховой председатель Cовета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказал свои аргументы.
- Равиль хазрат, проект поправки в закон вызвал у вас возражения. Значит ли это, что совет муфтиев России против запрещения ваххабизма в нашей стране?
- В таком виде, как это предложено в проекте, да. Мы провели по этому поводу специальное заседание, и я не получил полномочий от глав региональных духовных правлений мусульман на то, чтобы поддержать федеральный закон о запрете ваххабизма. У нас было для этого несколько оснований. Во-первых, мы рассмотрели ситуацию в Дагестане после того, как там запретили деятельность ваххабитов. Закон об этом был принят там уже в прошлом году.
- И каков результат? Помог ли он выявить там ваххабитские структуры?
- Мы выяснили, что принять закон можно, но в действительности он не работает.
- Закон не помогает прекратить деятельность ваххабитов?
- Регистрация религиозных общин в Дагестане продолжается, там строятся новые мечети, создаются новые учебные заведения. И никто не знает, ваххабитские это учебные заведения или нет. Ведь простой запрет не позволяет "отсеять" ваххабитов от других мусульман.
- Равиль хазрат, почему при регистрации религиозных общин ваххабитов нельзя отличить от других мусульман?
- Регистрируя религиозную организацию, заявитель указывает вероисповедание. Ваххабиты никогда не называют себя ваххабитами. Они считают себя просто "правильными" мусульманами. Не называют они себя и фундаменталистами, радикалами, экстремистами, это понятно. Они пишут в своих заявлениях: вероисповедание - ислам. И тогда как же их определить? Потому что они носят бороду? Но это не повод, чтобы отказывать им в регистрации. О группах, которые регистрируются, нужно прежде всего уточнять, являются ли они экстремистами. По этому поводу у нас есть другие законы. Преступниками должны заниматься органы МВД. Само слово "ваххабизм" у нас сейчас понимается в смысле "бандитизм". Но нельзя винить религию в бандитизме. Это глупость. Мы выяснили, что критериев определения самого понятия "ваххабит" в нашей стране сегодня не существует. Я знаю случаи, когда молодых людей в Кабардино-Балкарии называли ваххабитами только потому, что они посещали мечеть. Но то, что человек ходит в мечеть - это не критерий. Нельзя же только на этом основании называть человека ваххабитом.
- Ваххабизм в России сегодня распространен в основном на Северном Кавказе. Но ведь до недавнего времени там практически не было этой разновидности ислама. Как же она появилась?
- У этого есть свои причины. В начале 90-х, когда мы получили религиозную свободу, открылось большое количество мечетей, работа велась в основном только с теми людьми, которые посещали мечети. Мы не охватили детей, юношей, подрастающее поколение, и они пошли в так называемые неформальные религиозные организации.
- Они почувствовали духовный вакуум?
- Наверное, да. Может быть, они почувствовали, что в мечети имамы не дают им все знания, которые они хотели бы получить. К сожалению, в начале 90-х в мечеть пришли люди, которые не были достаточно подготовлены. Ведь это не секрет, росло число мечетей, а образованных имамов было мало. Если человек мог просто читать Коран, его могли назначить имамом. Ситуация была безвыходная. Мы тогда были вынуждены ставить имамами директоров школ, которые ушли на пенсию, а также самоучек, которые выучили наизусть арабский текст Корана. Но практически не знали языка, читали только в транскрипции. Они могли в качестве имамов совершать намаз, выполнять некоторые религиозные обряды. Конечно, они не удовлетворяли запросы молодежи. Их нельзя винить, они очень старались. Мы старались готовить как можно больше имамов, имеющих хорошее образование. Но оказалось, что у нас и учебных заведений нет. До распада Советского Союза в России не было ни одного мусульманского учреждения. Наши кадры готовились только в Средней Азии, в Узбекистане. После распада Союза Узбекистан отказался принимать наших абитуриентов. И был период, когда без ведома наших духовных управлений молодых людей стали направлять на учебу в зарубежные страны различные общественные организации, культурные общества. После учебы они возвращались в Россию, возвращались в духовное управление, но там их не знали, а потому не могли брать на работу. Может быть, здесь была допущена ошибка. Они создавали свои организации и при этом обращались в различные исламские международные фонды за спонсорской помощью. А ведь помощь оказывается с определенной целью. Кто-то мог использовать эти организации в своих интересах. Наверное, приезжали и арабские проповедники. И молодежь услышала от них, что наши имамы не знают истинного ислама, так как они были оторваны от истинного учения в течение 70 лет, что они неправильно ведут службу. Таким образом, в определенный период случился раскол. Появились люди, которые говорили: мы за чистоту ислама, за соблюдение истинных традиций, которые сохранились за рубежом в исламском мире. Так у нас появились ваххабиты. Мусульмане традиционной ориентации говорили: нет, мы сохранили обычаи отцов и дедов, исповедовавших ислам в самое трудное время. Сегодня эти разногласия в основном существуют на Северном Кавказе.
- Как быть в этой ситуации? Поможет ли здесь простой запрет?
- Наверное, в первую очередь нужно вести пропаганду просвещения. Нужно объяснять мусульманам: ислам не приемлет экстремизма, нетерпимости к другим религиям и культурам. Нужно уважать своего соседа и его традиции. Один из принципов нашей религии - нет принуждения в вере. Можно спорить с теми, кто думает не так, как ты. Однако если есть принуждение, насилие - это противоречит исламу. И такое учение нужно вывести за рамки ислама. Те люди, которые от имени ислама занимаются преступной деятельностью, наносят вред нашей религии. Исходя из этого, мы постарались разработать критерии, которые могли бы отделить экстремистов от людей истинно верующих. Основных признаков экстремизма три. Я могу их перечислить. Это отрицание основополагающих традиций ислама, учение о собственной исключительности, вплоть до наделения себя правом объявлять немусульманами традиционных верующих, и наделение себя правом ущемлять права других людей. Думаю, такие критерии обязательно нужно учесть, рассматривая вопросы ваххабитов. Иначе закон, запрещающий ваххабизм в принципе, может быть использован против любого традиционного мусульманина.
- Вы считаете, что рядовые мусульмане могут оказаться в ситуации, когда им придется доказывать, что они не ваххабиты?
- Совершенно верно. Муфтии обсуждали эту проблему. Мы все помним, как людей сажали по доносам в 30-е годы. Сегодня можно обвинить любого мусульманина в том, что тот поддерживает ваххабитов. И опровергнуть такие обвинения будет чрезвычайно трудно. Как доказать, что ты - не ваххабит. Можно сказать, что в такой-то мечети собираются ваххабиты. И это будет причиной закрытия мечети. Где гарантии, что ее не закроют? Такие обвинения могут стать и основой для сведения счетов. К сожалению, этому сегодня уже есть примеры внутри мусульманской жизни.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Астахова
Кто главный?
Президент решил, с какой из еврейских организаций ему удобнее вести диалог
06.05.2002
Нетленный облик Папы
Похороненный 37 лет назад Иоанн XXIII ничуть не изменился
06.05.2002
Все статьи Алла Астахова
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии