itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ФСБ помогает поверить в Бога

Религия 
0
171
Время на чтение 4 минуты

Феодоровский государев собор в Пушкине обогатился в субботу, 1 июля, на 38 икон. Именно столько предметов церковной живописи передали священнослужителям сотрудники отдела по борьбе с контрабандой питерского УФСБ. В феврале 1998 года чекистам удалось помешать вывозу за границу более чем 50 икон на общую сумму в 40 тысяч долларов. И вот спустя два года изъятые ценности вернули в храм.

Берлинский ценитель

Этот собиратель икон давно был известен сотрудникам отдела. Бывший соотечественник, несколько лет назад перебравшийся в Германию, занялся там торговлей антиквариатом. Иконы ему свозили со всей России, а уж он поступал с ними по своему усмотрению: одни выставлял в собственной галерее, другие перепродавал, третьи обменивал. То, что берлинский ценитель торгует контрабандным, а порой и краденым товаром, знали многие, но привлечь его за это было невозможно. Оставалось ловить за руку самих поставщиков.
Одна из многочисленных групп попала в поле зрения чекистов в конце 1997-го. Было известно, что в ней три человека: организатор и два помощника. Один отвечал за закупку икон, второй вел переговоры с заказчиком. Оба, несмотря на отсутствие специального образования, прекрасно разбирались в церковной живописи, никогда не привлекались к уголовной ответственности и вообще были людьми сплошь положительными. Третий из группы работал проводником на том самом поезде, который должен был переправить драгоценный груз в Германию.
Как известно, законом не запрещено иметь в личной собственности иконы любой стоимости - нельзя лишь вывозить их за рубеж без согласования с Комитетом по сохранению художественных ценностей. И даже трижды судимый контрабандист будет считаться невиновным, пока его багаж не пересечет границу. Поэтому задержание лучше всего было проводить в Берлине, когда состав преступления стал бы очевиден. Правда, в таком случае вернуть обратно вывезенные ценности, а также этапировать преступников оказалось бы довольно сложно. И тогда провести операцию было решено в Петербурге, на Балтийском вокзале.

"Икона не влезала, и ее распилили"

Оперативникам было точно известно время и место операции: поезд N 25, вагон такой-то. Но о составе группы и о количестве вывозимых образов сведений было крайне мало.
- Чтобы добраться до икон, пришлось даже разбирать крышу, - рассказывает начальник отдела по борьбе с контрабандой Павел Юмартов. - В любом пассажирском вагоне, как известно, есть специальные технологические полости: под полом, в потолке, в стенах. Их очень много - и все пришлось отвинчивать. Только спустя сорок минут нашли первую икону. До этого работали в страшном напряжении: поезд стоит, пассажиры ждут, а вдруг ничего не найдем? Когда нашли первую икону, взяли под стражу проводника, а через него вышли и на остальных участников группы. Тут же возбудили уголовное дело за приготовление к контрабанде. Вагон сразу же отцепили, отогнали на запасной путь (пассажиров пришлось разместить в резервном). На поиск всех 52 икон ушло несколько часов.
Контрабандисты не церемонились со своим товаром: далеко не все иконы были завернуты хотя бы в бумагу, а одну, самую большую, распилили пополам - видимо, не умещалась в нише. Над ее восстановлением реставраторы трудились несколько месяцев, но полностью уничтожить следы варварского обращения так и не удалось. Большинство икон датируются XIX или началом XX века, но есть и такие, чей возраст определялся цифрой в 300 лет и больше.
Наиболее ценными были признаны такие шедевры, как икона Богоматери "Всем скорбящим радость" (дерево, темпера, северные регионы России, середина XIX века), икона "Воскресение Христово" (изготовлена по персональному заказу), икона "Богоматерь Федоровская" (металл, тиснение, просечка, гравировка), икона "Иисус Христос - Благое Молчание со святыми на полях" (дерево, смешанная техника, XVII век) и др. Стоимость каждой иконы колебалась от 200 до 2500 долларов. В основном "собиратели" привозили их с Вологодчины или с Ярославщины, но были среди них и питерские экземпляры.
Спустя несколько месяцев все трое контрабандистов предстали перед судом. Три дельца получили сравнительно мягкие приговоры, видимо, благодаря тому, что их так и не признали организованной группой. Приговор был обжалован, и в ближайшем будущем это уголовное дело будет рассматриваться во второй инстанции. А вот решение суда о передаче добытых икон в доход государства никаких возражений не вызвало. После недолгих совещаний было принято решение пожертвовать их именно Феодоровскому собору как одному из самых нуждающихся в Петербургской епархии.

Церковь императора Николая

Феодоровский государев собор был построен в 1912 году на личные средства императорской семьи. (Николай II лично указал место для храма и сам установил первый закладной камень.) За образец архитекторы взяли Благовещенский собор Московского кремля. Снаружи, а вернее, сверху собор мало чем отличался от своего московского брата, но внизу размещалась так называемая нижняя церковь - "Пещерный храм", где когда-то и были собраны самые лучшие иконы, настоящие шедевры иконописного творчества. Здесь же хранилось несколько святынь, связанных с именем Серафима Саровского: ковчег с частицами его мощей, частица гроба. Там же находилась и личная молельня императрицы Александры Федоровны.
Храм закрыли в 1934 году, превратив его, как и многие другие церкви, в склад. Во время войны в результате прямого попадания немецкого снаряда храм почти полностью лишился купола. Только в 1991 году храм вновь передали церкви. С той поры в жизни собора начался длинный и не закончившийся до сих пор этап восстановления и реставрации. В 1991 году в храме не было ни одной иконы - часть их после закрытия разошлась по другим соборам: в частности, в Казанский собор или даже в Русский музей. Именно в Казанском соборе, к примеру, оказалась главная гордость феодоровцев - 11-метровый иконостас - один из самых больших в России.
Собирать новую утварь прихожанам пришлось буквально по крупицам. Кое-какую пользу храму оказали Колпинский пищевой комбинат и местная администрация. Все, кому довелось бывать в Феодоровском соборе, наверное, помнят и черный купол, и кирпичные стены внутри, выбеленные лишь в некоторых местах. Божественные лики на кирпичных стенах выглядят немного странно - но все равно торжественно.

Под звуки церковного хора

Торжественно выглядел в субботу и письменный стол, поставленный в двух шагах от алтаря. Именно здесь под звуки церковного хора и был подписан трехсторонний акт о передаче икон на постоянное хранение. Свои подписи под документом поставили руководитель Территориального управления Андрей Лещинский, начальник УФСБ России по Санкт-Петербургу и области Александр Григорьев и настоятель Феодоровского собора архимандрит Маркел. Настоятель собора пообещал, что отныне прихожане будут каждый день возносить молитвы за здоровье воинов Андрея и Александра.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Астафьева
Все статьи Наталья Астафьева
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии