itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Эстонская Православная Церковь не станет епархией

;Приходы, сохраняющие каноническую верность Московскому Патриархату, являются преемниками единой церковной структуры считают члены Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата

Политика 
0
78
Время на чтение 6 минут

В Таллине 27 июня под председательством архиепископа Таллинского и всея Эстонии Корнилия состоялся Юбилейный Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, проведение которого приурочено к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Главным его итогом стало принятие обращения к Министерству внутренних дел Эстонии с просьбой о гражданской перерегистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в статусе преемницы существовавшей до Второй мировой войны единой "Эстонской Апостольско-Православной Церкви". В настоящее время такой статус имеют только те из православных приходов, которые перешли под юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Совершая свое служение в окружающем мире, - говорится в принятом обращении, - Церковь не может не заботиться о внешних условиях своей законной деятельности на земле своего Отечества. Мы со всей ответственностью заявляем, что, находясь в канонической юрисдикции Московского Патриархата, мы сознаем себя членами Поместной Эстонской Церкви, автономия которой предоставлена Русской Православной Матерью-Церковью в 1920 году во дни Патриаршества Святителя Тихона и подтверждена в 1993 году Томосом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, нашего эстонского соотечественника.
Несмотря на разделение, происшедшее в эстонском православии в 1993 году, наша Церковь неизменно продолжает свою уставную деятельность и после взаимного размежевания в сентябре 1996 года, осуществленного по согласованию Московского и Константинопольского Патриархатов. Приходы, сохраняющие каноническую верность Московскому Патриархату, являются преемниками единой церковной структуры, имевшей в 1935 году гражданское наименование "Эстонской Апостольско-Православной Церкви".
Члены Собора подчеркивают, что считают "справедливыми и обоснованными усилия по восстановлению гражданских прав приходов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на исторически принадлежащую им церковную собственность". Непосредственное участие в подготовке Собора принимал сотрудник Отдела внешних церковных сношений и представитель Патриарха Московского и всея Руси в Эстонии архимандрит Елисей (Ганаба).
Мы попросили его прокомментировать ситуацию в Таллине.
- Отец Елисей, со стороны государственных структур Эстонии уже поступили отклики на обращение Собора?
- Нет, по моим сведениям, государственные органы Эстонии пока никак не отреагировали на обращение Собора Эстонской Православной Церкви.
- Были ли на Соборе прения по каким-либо вопросам?
- Никаких особых противоречий я не замечал. Чувствовалось единодушие в том, что необходимо получить легальный статус Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата как правопреемницы довоенной церковной структуры.
- Как в таком случае должны восприниматься государственной властью Эстонии те приходы, которые находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата?
- Мы не оспариваем преемственности приходов, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Но в то же время мы хотим признания приходов юрисдикции Московского Патриархата такими же преемственными, как и Константинопольского. Церковь, бывшая единой до войны, разделилась на две юрисдикции. Поэтому и та и другая сторона имеют, по мнению членов Собора, право на преемственность.
- Какие еще вопросы решались на Соборе помимо принятия обращения к эстонской власти?
- Собор принял Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, на основе которого и было принято решение о перерегистрации Церкви как правопреемственной структуры. Кроме того, были избраны новые члены Синода Эстонской Православной Церкви.
<>
- Принятый Устав тождествен Уставу Эстонской Апостольско-Православной Церкви 1935 года?
- Нет. По закону мы не можем подать на регистрацию текст Устава 1935 года, поскольку под этим историческим правопреемственным документом уже зарегистрирована структура константинопольской юрисдикции. Хотя, конечно, текст этого Устава взят за основу только что принятого.
- Как вы считаете, есть ли реальные шансы на то, что эстонская власть пойдет навстречу пожеланиям, изложенным в обращении Собора?
- Очень важно, что духовенство и миряне сделали это открытое заявление. Теперь действительно многое зависит от государственных органов власти. Но они, насколько я понимаю, не считают себя вполне способными удовлетворить эти пожелания, ссылаясь при этом на определенные тонкости эстонского законодательства. Если же эстонские власти сумеют оказать содействие приходам, находящимся в юрисдикции Московского Патриархата, в получении такой регистрации и оформлении прав собственности на храмы, которые они используют, то это будет завершением напряженности в отношениях между Православной Церковью и гражданской властью в Эстонии.
- Вы рассчитываете на какую-либо поддержку со стороны российских властей?
- Да. И мы надеемся, что эта проблема учитывается при проведении российско-эстонских переговоров, поскольку она касается не только межконфессиональных отношений, но и вопроса гражданского мира внутри Эстонии. Многие эстонские верующие проводят параллель между положением Православной Церкви Московского Патриархата, не имеющей регистрации в качестве местной эстонской религиозной организации, и отсутствием эстонского гражданства у многих представителей русскоязычного населения.
От информированного источника в Министерстве иностранных дел корреспонденту "НГ-религий" стало известно, что вопрос о положении Православной Церкви в Эстонии затрагивался в ходе прошедших недавно в Санкт-Петербурге российско-эстонских переговоров. По словам источника, эта тема обсуждалась в конфиденциальной беседе между премьер-министром Эстонии Мартом Лааром и вице-премьером РФ Валентиной Матвиенко. Источник подчеркнул, что, по словам Матвиенко, между сторонами было "достигнуто взаимопонимание" в этом вопросе. Он также отметил, что эта тема не будет сниматься с повестки дня в российско-эстонских переговорах до тех пор, пока эстонские власти не выполнят просьбу Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата о ее официальной регистрации и предоставлении прав на исторически принадлежащую ей собственность.

+ + +

Григорий Озерцов

Июня в Таллине состоялся Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В официальных документах этот Собор называется юбилейным, приуроченным к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Однако юбилейного на Соборе было мало. Раскол среди духовенства и верующих, из которых одни перешли в Константинопольский Патриархат, а другие сохранили свою верность русскому православию, вот уже 7 лет остается главным фактором, определяющим церковную жизнь в Эстонии.
"Мы считаем справедливыми и обоснованными наши усилия по восстановлению гражданских прав приходов Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на исторически принадлежащую им церковную собственность. С вышеизложенной целью и неизменным намерением исполнять требования законодательства мы обращаемся в Министерство внутренних дел Эстонской Республики с просьбой о гражданской перерегистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата как правопреемной церковной структуры на основе принятого настоящим Собором Устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата", - говорится в обращении участников Собора.
Подлинным инициатором проведения Собора и автором его итоговых документов был архимандрит Елисей (Ганаба), временно откомандированный в Эстонию в статусе представителя Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Будучи опытным сотрудником Отдела внешних церковных сношений, он следовал традиционной логике: решений должно быть немного, приниматься они должны без серьезного обсуждения.
Насколько нам известно, на Соборе принято всего три решения: утвержден новый устав, избран новый состав Синода и подписано обращение к эстонским властям с просьбой о гражданской перерегистрации Церкви с новым названием "Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата". В обращении подчеркивается, что приходы, сохранившие верность Русской Православной Церкви (и теперь объединившиеся под названием Эстонская Православная Церковь МП), являются правоприемниками единой церковной структуры, имевшей в 1935 году название "Эстонская Апостольская Православная Церковь".
Собор прошел в предельно короткие сроки - всего за два (!) часа. Кроме вопросов повестки дня, ничего не обсуждали, только поднимали и опускали руки - голосовали. Наверное, обсуждать всерьез действительно было нечего. Состав Синода Эстонской Церкви был предложен архиепископом Корнилием, и поскольку Синод является исключительно номинальным органом власти, то результаты тайного голосования неожиданностей не принесли - благополучно утвердили все предложенные кандидатуры.
Главный положительный итог Собора - отказ от создания в Эстонии зарубежной епархии Московского Патриархата. Решение Собора вновь заявить о своих претензиях на имущество структуры, имевшей в 1935 г. название "Эстонская Апостольско-Православная Церковь", ставит правительство Эстонии в трудное положение. Семь лет назад именно под этим названием "Эстонская Апостольско-Православная Церковь" были зарегистрированы эстонские раскольники, впоследствии принятые под омофор Вселенского Патриарха. С помощью фиктивной организации "Стокгольмский синод" беглые священники (а многих из них рукополагал еще митрополит Таллинский - ныне Патриарх - Алексий) получили права на имущество всей Церкви, в том числе и тех приходов, что сохранили верность Матери-Церкви. И у властей нет пока серьезных юридических оснований пересматривать это роковое для судеб православия решение.
Сейчас в Эстонии ожидается принятие закона, на основании которого правительство будет иметь полное право прекратить незаконную деятельность религиозной организации. И никакие правозащитные организации не смогут возразить на правительственные действия. Впрочем, этот закон может быть принят через год-два, так что время еще есть, хотя и немного. Таким образом, "историческое" решение Собора о правопреемстве и названии Эстонская Православная Церковь - всего лишь тактический ход. В эстонском политическом контексте рассчитывать на конструктивный диалог с правительством не приходится.
Сегодня главный вопрос в Эстонии - как сохранить и укрепить православную веру. Это невозможно без реальной, систематической помощи из России. Необходимо организовать специальный церковно-общественный фонд, который поможет создать реальную сеть духовно-просветительских школ и открыть духовное училище, поможет построить новые православные храмы там, где есть большие православные общины и где исконно русские храмы оказались отобранными Константинопольским Патриархатом. В одиночку православным в Эстонии не справиться.
Таллин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Недумов
Кремлевский спецназ
Кризис партий
14.06.2005
Церковный правдоруб
Митрополит Владимир снискал себе репутацию человека бескомпромиссного
03.06.2004
Толерантных религий не бывает
В экстремизме можно обвинить последователей любой конфессии
12.05.2004
Церковь отделена от государства, но не от дипломатии
Митрополит Кирилл спасает неважную репутацию российского МИДа в арабском мире
28.04.2004
"Страсти Христовы" сплотили радикалов
Фильм Мела Гибсона получил одобрение консерваторов разных конфессий
21.04.2004
Все статьи Олег Недумов
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31