itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковь не может уйти в оборону

Открытая деятельность ИПЦ закончилась с закрытием в середине 30-х годов всех храмов, где отказывались поминать митрополита Сергия (Страгородского) епископ Мануил (Платов)

Политика 
0
115
Время на чтение 6 минут

"Было бы совершенно недопустимо объявить современные общественные процессы "ползучим пришествием антихриста", - считает секретарь Синодальной рабочей группы по выработке проекта социальной доктрины РПЦ

Полемика с Владимиром Семенко и Александром Морозовым ("НГР" N 13 от 12.07.2000)
С интересом прочел статьи двух авторов о концепции по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом, проект которой разработан Синодальной рабочей группой и представляется на рассмотрение грядущего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Ценя честную и благожелательную позицию церковных публицистов, хотел бы отреагировать на некоторые высказанные ими мысли.
Прежде всего не соглашусь, что работа группы явилась новостью для людей, наблюдающих за церковной жизнью. Решение о написании проекта концепции было принято еще Архиерейским собором 1994 года. Затем Священный Синод назначил членов группы во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Эти решения, а также краткие сообщения о рабочих заседаниях публиковались в церковной печати. Публицистам, который год пишущим о церковных делах, было бы нелишне о сем знать. Кстати, в состав группы вошли отнюдь не только представители Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, как можно подумать из обеих статей, - собственно, на последнем этапе в подготовке текста участвовали помимо председателя Отдела лишь три его сотрудника. Группа объединила иерархов из стран СНГ и Балтии, представителей синодальных учреждений, вовлеченных в церковно-общественные процессы, и преподавателей учебных заведений Русской Церкви (огромную помощь оказали Московская духовная академия и Российский православный университет).
Впрочем, к разработке и детальному обсуждению проекта действительно привлекались лишь сотрудники собственно церковных учреждений. Правда и то, что православные и светские общественные организации, а также представители государственной власти имели возможность обсудить базовые положения концепции лишь на симпозиуме "Церковь и общество-2000", который состоялся 14 июня и по итогам которого проект был значительно переработан. Однако, если учесть высокую и разнонаправленную политическую ангажированность объединений "православной общественности", было бы странным, если бы в определении своей позиции Церковь предоставляла им гарантированное право решающего голоса. Многократные попытки собрать вместе эти организации, давая им возможность в прямой дискуссии выработать созвучный взгляд на церковно-общественную жизнь, приводили лишь к непреодолимому столкновению крайних точек зрения, приверженцы каждой из которых в ультимативной форме требовали признать их исключительную правоту. Бесспорно, разномыслия обогащают. Были они и в Синодальной рабочей группе, да еще какие. Но низкая способность православных и околоцерковных общественных деятелей к поиску согласного, то есть подлинно соборного, суждения делает этот процесс в их среде крайне затруднительным. Мало того, для подлинного выражения воли церковного народа совершенно недостаточно и даже неправильно вести дискуссии в пределах трех-четырех тысяч социально активных мирян, объединенных в ряд почти не пересекающихся групп, которые переходят с одной конференции на другую. Паства Московского Патриархата - это десятки миллионов православных христиан, живущих в разных государствах. Организация соборного процесса с участием Священноначалия, духовенства и всех этих людей - наверное, дело будущего, но именно такой процесс позволит выявить настроения пасомых.
Задачей группы было не изобретение "социальной доктрины" католического образца, которая детерминировала бы поведение политиков, предпринимателей и профсоюзных лидеров, а также прозрачно намекала, какие партии поддерживать, а какие нет. Необходимо было сделать другое - откристаллизовать и систематизировать церковное учение по общественным вопросам, содержащееся в Священном Писании и Священном Предании, а также в установлениях самой Русской Православной Церкви. Да, по многим пунктам это учение не вполне сформулировано. Суждения даже самых авторитетных пастырей и мирян по таким, например, вопросам, как участие Церкви в экономической деятельности, трансплантация человеческих тканей, отношение к понятию "православная нация" или определение справедливой войны, - остаются частными мнениями, тем более что подчас расходятся друг с другом. Однако совершенно не соглашусь с Александром Морозовым, по убеждению которого Русская Церковь за последние годы "по социальным вопросам... ограничивалась краткими определениями Священного Синода и Архиерейских Соборов по отдельным пунктам". На самом деле богословский взгляд Церкви на фундаментальные вопросы современности практически обозначен. Как справедливо подметил тот же митрополит Кирилл, ни одна Поместная Православная Церковь никогда в истории не издавала столько документов по общественным вопросам, как Московский Патриархат в 1990-х годах. Достаточно вспомнить, что уже Архиерейский Собор 1992 года в своем обращении изложил "рамочное" учение по основным аспектам жизни стремительно меняющегося общества. Соборы 1994 и 1997 годов практически определили взгляд на государственный строй и политическую деятельность. Документы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священного Синода и других органов Высшей церковной власти давали детальный ответ на самые разные вопросы, будь то собственность на землю, экономическая и информационная глобализация, объединение Европы, демографический кризис, "гуманитарная интервенция" или нравственный облик спортсмена. Снова попросив г-на Морозова внимательно читать церковную прессу, сообщу ему, что проект концепции, за исключением богословских положений и исторических справок, как раз и развивает давно обнародованные элементы церковного учения, которые, впрочем, нуждались в систематизации, ради чего и готовится новый документ.
Требуя конкретного ответа на злободневные реалии российской жизни, оба автора забывают, что около половины приходов Московского Патриархата находятся вне пределов Российской Федерации и подчас объединяют людей, которые не являются ни русскими, ни вообще славянами и живут интересами совершенно других государств. Возможно, в будущем надо будет свести воедино церковную позицию в области именно российской государственной и общественной жизни (а об этом Святейший Патриарх и Священный Синод говорили необычайно много). Однако Церковь сейчас остро нуждается не в конкретных указаниях, связанных с реалиями узкого времени и пространства (таковые есть), а в более фундаментальном взгляде на современный мир, который, цитирую г-на Морозова, "будет потом работать десятки лет" и, добавлю, одновременно в России, Молдавии, Латвии, Узбекистане и даже Китае, не перестающем, кстати, быть канонической территорией Русской Церкви.
Теперь о главном. Владимир Семенко вслед за отцом Владиславом Свешниковым считает, что настрой проекта концепции слишком "социально оптимистичен". Мало того, автор статьи усматривает противоречие между критикой принципа свободы совести и нынешнего направления глобализации, с одной стороны, и готовностью к сотрудничеству со светским государством и межправительственными организациями - с другой. Конечно, Церковь не может не скорбеть по поводу нарастающей секуляризации и обезбоживания государства. Но, на мой взгляд, было бы совершенно недопустимо отказать в положительной ценности даже секулярному государству, объявить современные общественные процессы "ползучим пришествием антихриста" и занять глухую оборону, отказав светской власти в сотрудничестве. Глобализация экономики и политики - также процесс неоднозначный, но единственной альтернативой ему является призыв к отказу от развития техники, коммуникаций и международного сотрудничества, которое в условиях нынешнего "тесного мира" не может не означать согласования многих вопросов на региональном и всемирном уровнях.
Да, современная национальная и международная политика обычно строится на приоритете земных интересов человека над его духовной жизнью и над достижением вечного Царства Божия, что для меня как православного христианина далеко от идеала. Да, "весь мир во зле лежит" (1 Ин. 5. 19), как, впрочем, всегда было и до конца истории будет. Однако призвание Христова последователя - не только личное спасение, но и научение ближних, и преображение окружающего мира, за который Церковь перед Богом ответственна. И это значит, что мы должны влиять и на собственные власти, и на межправительственные инстанции, которым государства сейчас передают свои полномочия, и на мир политики, науки, культуры - словом, на всех тех, от кого зависит нестесненное совершение Церковью своей миссии. Нам надлежит побуждать этих людей помогать или по крайней мере не препятствовать ее осуществлению. Не стоит и отвергать с порога неверующих, ставя условием сотрудничества с ними в общественно полезных делах их немедленное обращение в Православие. Даже не являясь христианином, человек - будь то президент любой страны или генсек международной организации - способен творить добро, руководствуясь богоданным нравственным законом, заложенным в его сердце. И чаяния такого человека могут во многом совпадать с чаяниями православных христиан.
Церковь, светское государство и секуляризованное общество не тождественны друг другу. Их интересы могут различаться, поскольку различны их природы. Но секулярный мир не должен быть отторгнут от церковной среды стеной нашего "социального пессимизма", горделивым чувством "избранности" и "отделенности". Иначе кто-нибудь попросит, как недавно предложил один почтенный человек, назначить светскую власть неким коллективным императором, "епископом внешних дел", и передоверить ему всю общественную деятельность Церкви и выражение ее позиции по актуальным вопросам современности. Слишком удобная позиция, не правда ли? Однако Церкви есть что сказать и власти, и политикам, и всему человечеству. Она не может не иметь собственного суждения на любую тему, затрагивающую жизнь ее паствы. Церковь выносила такие суждения в прошлом и, хочется верить, будет это делать в новом тысячелетии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Т. Титова
Перерегистрация продолжается
Открытая деятельность ИПЦ закончилась с закрытием в середине 30-х годов всех храмов, где отказывались поминать митрополита Сергия (Страгородского) епископ Мануил (Платов)
11.04.2002
Все статьи Т. Титова
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06